
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор Дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского МГПУ. Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета.
Член Совета Московского психологического общества. Член правления философского общества «Диалектика и культура».
Научный консультант журнала «Обруч». Член редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия "Психология. Педагогика. Образование"», «Детский сад: теория и практика», «Организационная психолингвистика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).
В 1983 г. окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института, в 1986 г. — аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики: по материалам психологии детей дошкольного возраста», в 1997 г. — докторскую диссертацию на тему «Идея историзма в психологии развития: теоретико-методологическое исследование».
С 1995 г. преподает в Московском городском педагогическом университете, с 2021 г. — ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования.
В 2001 г. в Москве организовал «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», целью которого является разработка, апробация, внедрение и распространение перспективных технологий развития и поддержки человеческих способностей в сфере образования, культуры, экономики, политики и др.
Заведовал лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО. Заведовал кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
В 2015 г. учредил Центр «РОКС», обеспечивающий научно-методическую и издательскую поддержку разработки вариативных моделей развивающего дошкольного образования.
С 2017 г. работает в МГППУ.
Возглавлял Международную ассоциацию развивающего дошкольного образования.
Директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс».
Сфера исследовательских и практических интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного-развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья. В междисциплинарном ключе разрабатывает проблематику истории и теории детства.
Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования, методических материалов к ней (1996–1999), концепции культуросообразного образования (2002), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997–2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребенка (БТКК — Батарея Тестов Креативности Кудрявцева) и др.
Построенные на этой основе образовательные модели апробируются и внедряются в ДОУ и школах 50 регионов России.
Выступал научным руководителем ряда российских экспериментальных дошкольных учреждений и школ (в частности, школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368» г. Москвы, на базе которой в 1990-e – 2000-e гг. под руководством В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева была впервые выстроена многоступенчатая система развивающего образования — с дошкольного уровня до старших классов). Совместно с проф. Э. Камиа (Университет Букио, Киото, Япония) ведет работу в рамках российско-японского образовательного проекта KKDD — Kudriavtsev’s & Kamia’s Dai Do (проект Кудрявцева и Камиа «Большой Путь»). Руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».
Сочетая исследовательскую, организационную и общественную деятельность с преподавательской, подготовил и опубликовал программы курсов общей психологии (1995) и психологии развития человека (1996), учебное пособие по психологии развития (1997). Приглашался для чтения лекций по проблемам теории развивающего образования в ряд университетов Западной Европы и Японии. Через свой сайт проводит просветительскую и консультационную работу с многочисленными посетителями.
Читает курсы:
- Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
- Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
- Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере
- Философия и методология современной науки
- Детство как культурно-исторический феномен
- Обучение и развитие дошкольников
Автор свыше 500 научных и научно-методических работ, в том числе более 10 книг. Систематически публикуется в центральных научных и научно-практических периодических изданиях (журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Дошкольное воспитание» и др.). Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский и др. языки (в частности, статьи в американских журналах «Russian Education and Society», «Journal of Russian and East European Psychology»). Основные работы:
- Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (М., 1991)
- Развивающее образование в системе дошкольного воспитания: сборник научно-методических статей (соред., Дубна, 1995)
- Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования (М., 1996)
- Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход (М., 1997)
- Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: учебное пособие (М., 1997)
- Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (М., 1997-2000)
- Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода (М., 1999)
- Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению (М., 1999)
- Развивающая педагогика оздоровления (М., 2000)
- Творческий потенциал дошкольника: природа и структура (М., 2002)
- Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие (2003)
- Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров (2003)
- Личностный рост ребенка в дошкольном образовании (соавт., М., 2005)
- Тропинки: концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования (М., 2007)
- Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 13-17 ноября 2012 г.: В 2 т. (ред., М., 2012)
- Психология сознания: истоки и перспективы изучения: материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013 г.: В 2 т. (ред., М., 2013)
- Психология раннего студенческого возраста (2014)
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (ред., М., 2016, 2021)
Награды:
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей
- Поздравляем Виталия Владимировича Рубцова!
- К 75-летию Виталия Владимировича Рубцова. «Здесь ничто без меня не завершено, и ничто не успело стать»
- Предмет психологии творчества: Богоявленская vs. Пономарев
- Открыватель. К юбилею Товия Васильевича Кудрявцева
- Творчество после творчества. К юбилею Д.Б.Богоявленской
- Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна)
- Школьная готовность без специальной подготовки
- Как «делается деятель». Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся
- Николай Поддьяков — Последний Могиканин школы Запорожца, рыцарь детства
- Вершины Вадима Петровского: к юбилею психолога
- Вадим Артурович Петровский отвечает на поздравления с 70-летием
- Непредсказуемый АГА
- Человек психологии. Памяти Якова Львовича Коломинского
- Издержки «массовизации» профессии психолога и психологического образования
- Отзыв профессора В.Т. Кудрявцева на книгу «Одаренность: природа и диагностика»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- О принципах работы с одаренными детьми в образовании
- Опубликована программа конференции «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»
- В.В. Петухов — подвижник общей психологии
- Новая субкультура. Надо ли бояться «пауков» и как остановить драки «Рёдан»?
- Культурно-историческую психологию и цифровизацию социальных практик обсудили на международном конгрессе
- Дисгармоничность одаренности: миф или реальность
- «Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации
- Д.Б. Богоявленская: От удивления к познанию
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- Опубликована программа «Давыдовских чтений»
- Развитие идей Льва Выготского в разных странах обсудили в день его 125-летия
- К 135-летию Московского психологического общества
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете», 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель
Поздравления с днём рождения
Владимир Товиевич, поздравляю Вас с замечательным днем - Днем появления на свет!!!
13.03.202108:50:08