Кто есть кто

Галина Владимировна Солдатова
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.
Профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой. Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов». Координатор факультета психологии по связям с общественностью и СМИ. Заведующая кафедрой социальной психологии и руководитель Центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности Московского института психоанализа.
Директор Фонда Развития Интернет.
Член диссертационных советов при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и при МГОУ.
Главный редактор журнала «Дети в информационном обществе».
Главный внештатный психолог Московской области. Член Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений. Член Экспертного совета Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2025).
В 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета, в 1985 г. - аспирантуру Института психологии АН СССР.
В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», в 2001 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».
С 2010 г. — член-корреспондент Российской академии образования, с 2021 г. - действительный член (академик) РАО.
Работает на факультете психологии МГУ с 1988 г.
Научные интересы:
- психология межэтнических отношений,
- психология межкультурных коммуникаций,
- психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности,
- психология миграций,
- психология ксенофобии,
- психология толерантности,
- психология переговоров,
- исследование социально-психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества.
Читает курсы:
- Психология личности и дифференциальная психология
- Современные тренды психологии переговоров
- Культурная антропология многомерной реальности
- Теория и практика переговоров
- Межкультурная компетентность личности
- Введение в психологию переговоров
- Психологическая устойчивость личности
- Практикум по психологии межкультурных коммуникаций
- Базовые навыки ведения переговоров
- Культурно-историческая психология конфликта
- Основы психологии переговоров
- Диагностика толерантности
- Психология межкультурных коммуникаций
- Методы изучения и диагностики психологической устойчивости личности
- Методы групповой психологической работы
- Психология межэтнической напряженности
Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, Благотворительная организация United Way, Национальный фонд подготовки кадров и др.).
Опыт практической работы: многолетний опыт проведения полевых психологических, этносоциологических и кросскультурных исследований; организация первой в стране службы психологической помощи вынужденным мигрантам и беженцам из дальнего зарубежья; опыт психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также их адаптации и реабилитации к другой социокультурной среде; опыт организации психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; разработка и проведение тренингов толерантности, тренингов межкультурной компетентности, профилактики ксенофобии, снижения агрессивности и разрешения конфликтов с детьми разных возрастных групп, со студентами, учителями и представителями других социальных групп; проведение популяционных всероссийских исследований по использованию детьми и подростками интернета, оценки уровня цифровой компетентности.
С 2005 года является директором Фонда Развития Интернет. Фонд одним из первых в нашей стране начал заниматься вопросами безопасности детей в сети, работа ведется в различных направлениях, от исследований «цифрового поколения» до практической поддержки детей и родителей специалистами организованной Фондом горячей Линией помощи «Дети онлайн» (телефонное и онлайн-консультирование по проблемам использования и безопасности интернета для детей и подростков).
Основные публикации: автор свыше 230 научных и научно-методических работ
- Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие / Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. М.: Акрополь, 2022. 356 с.
- Тренажёр по курсу «Кибербезопасность». 9 класс: для 9 класса общеобразовательных организаций / Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, И.Д. Пермякова. 2-е изд.М.: Русское слово, 2022. 109 с.
- Тренажёр по курсу «Кибербезопасность». 8 класс: для 8 класса общеобразовательных организаций / Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, И.Д. Пермякова. 2-е изд. М.: Русское слово, 2022. 78 с.
- Учебники «Кибербезопасность»: для 5, 6, 7, 8 классов общеобразовательных организаций / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Пермякова И.Д. М.: Русское слово, 2022.
- Программа курса «Кибербезопасность». 5–9 классы / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Пермякова И.Д. М.: Русское слово, 2020, 2022.
- Рабочие программы к учебникам «Кибербезопасность» для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2022.
- Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: Мы в ответе за цифровой мир: Учебное пособие / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. М.: Когито-Центр, 2021. 236 с.
- Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России: коллективная монография. М.: РАНХиГС, 2020. 744 с.
- Тренажёр по курсу «Кибербезопасность»: для 8, 9 классов общеобразовательных организаций / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Пермякова И.Д. М.: Русское слово, 2020. 80 с.
- Человек в условиях глобальных рисков: социально-психологический анализ: коллективная монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 594 с.
- Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете: Учебно-методическое пособие / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренёва А.А., Илюхина С.Н. М.: Когито-Центр, 2019. 176 с.
- Тренажёр по курсу «Кибербезопасность»: для 7 класса общеобразовательных организаций / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Пермякова И.Д. М.: Русское слово, 2019.
- Digital Childhoods. Technologies and Children’s Everyday Lives / Soldatova G. et al. Springer Nature Singapore Pte Ltd, 2018. 289 с.
- Рабочая тетрадь по курсу «Кибербезопасность»: для 5 класса общеобразовательных организаций / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В. М.: Русское слово, 2018.
- Тренажёр по курсу «Кибербезопасность»: для 6 класса общеобразовательных организаций / Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Пермякова И.Д. М.: Русское слово, 2018.
- Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. М.: Смысл, 2017, 2018. 375 с.
- Rules of engagement: Family rules on young children's access to and use of digital technologies / Soldatova G. et al. Springer, 2017.
- Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в интернете. Практическое пособие для работников системы общего образования / Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И. М.: АСОУ, 2017. 73 с.
- Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: практическое пособие / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: ФИРО, 2012. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ФИРО, 2017. 64 с.
- Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования / Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И., Шляпников В.Н. М.: ФИРО, 2016. Изд. 2, доп. и испр. М.: Генезис, 2017.
- Российская идентичность.Психологическое благополучие. Социальная стабильность: научная монография / Солдатова Г.У. и др. М.: МГУ, 2017. 520 с.
- Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России (в 2-х томах) / Солдатова Г.У. и др. М., 2016.
- Young children (0-8) and digital techology. A qualitative exploratory study.National report (Russian Federation) / Soldatova Galina, Shlyapnikov Vladimir, Olkina Oxana. Joint Research Centre Ispra (VA), Italy, 2015. 437 с.
- Простые компьютерные уроки для тех, кому за 50. Компьютер и Интернет - это просто / Кольчугин Д.А., Лебешева М.И., Серегина Е.И., Солдатова Г.У. М.: АСТ, 2015. 160 с.
- Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть 1. Лекции. Часть 2. Практикум / Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013.
- Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
- Russian Kids Online: risks and safety. Key findings of the EU Kids Online II survey in Russia / Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Гир М., Роггендорф П. М., 2012. 235 с.
- Дети России Онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Geer М., Роггендорф П. М., 2012. 213 с.
- Пойманные одной сетью: социально-психологический анализ представлений детей и взрослых об интернете / Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. М.: Фонд Развития Интернет, 2011. 176 с.
- Базовые навыки ведения переговоров: Учебно-методический комплекс по дисциплине / Солдатова Г.У., Темежникова О.Б., Терехова Е.С. М.: АСОУ, 2009. 20 с.
- Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности / Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Шайгерова Л.А., Лютая Т.А. М.: ГУ МО «Издательский дом «Московия», 2009. 310 с.
- Психология личности: Учебно-методический комплекс по дисциплине / Солдатова Г.У. М.: АСОУ, 2009. 16 с.
- Инновационные программы и технологии обучения социальной компетентности педагогических кадров / Моргунов Е.Б., Скрипкина Т.П., Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Чекалина А.И. М., 2008. 87 с.
- Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве / Солдатова Г.У. и др. СПб: Книжный дом, 2008. 408 с.
- Психодиагностика толерантности личности / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. М.: Смысл, 2008. 172 с.
- Инновационные образовательные программы по психологии / Солдатова Г.У. и др. М.: МГУ, 2007.
- Агрессивное поведение детей и подростков: методы диагностики и коррекции. Научно-методические материалы / Соколова А.Е., Солдатова Г.У., Стебаков Д.А., Хохлова О.А., Чекалина А.И. М.: АСОУ, 2007. 76 с.
- Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде / Солдатова Г.В., Макарчук А.В., Пантелеев А.Б., Стебаков Д.А., Филилеева Е.В., Хохлова О.А. М.: АСОУ, 2007. 165 с.
- Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий: монография / Солдатова Г.У. и др. М.: Смысл, 2006; М.: БИС, 2007.
- Социальная компетентность руководителя образовательного учреждения / Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Ванданова Э.Л., Жиганов Б.А. М.: АСОУ, 2007. 87 с.
- Доверие в социально-психологическом взаимодействии / Солдатова Г.У., Скрипкина Т.П. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2006. 326 с.
- Как эффективно решать свои проблемы: пять правил общения для мигрантов / Шайгерова Л.А., Солдатова Г.У. М.: МГУ, 2006.
- Методы психодиагностики и исследования стрессоустойчивости личности: учебно-методическая разработка / Солдатова Г.У., Гуцыкова С.К. М.: АСОУ, 2006. 72 с.
- Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии / Солдатова Г., Макарчук А. М.: Генезис, 2006. 256 с.
- Программа учебного курса по социальной психологии: программа курса / Солдатова Г.У., Миллер Л.А. М.: АСОУ, 2006.
- Профилактика употребления психоактивных веществ у детей и подростков: подходы, практические программы, методы / Солдатова Г.У., Соколова А.Е., Стебаков Д.А., Щепина А.И. 2006.
- Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров / Лютая Т.А., Макарчук А.В., Шляпников В.Н., Солдатова Г.У. М.: АСОУ, 2006.
- Как помочь ребенку справиться с психологической травмой / Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Солдатова Г.У. Беслан - Владикавказ - Москва: ООО «РЭППРЕСС», 2005. 12 с.
- Программа учебного курса по психологии личности / Асмолов А.Г., Шляпников В.Н., Солдатова Г.У. М.: АСОУ, 2005. 15 с.
- Тренинг повышения межкультурной компетентности / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В. М.: МГУ, 2005. 156 с.
- Что такое стресс и как с ним справляться / Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Солдатова Г.У. Беслан - Владикавказ - Москва: ООО «РЭППРЕСС», 2005.
- Мониторинг толерантности, социального доверия и ксенофобии / Кричевец А.Н., Филиеева Е., Солдатова Г.У. М.: МГУ, 2004.
- Разные, но равные. Большие психологические игры / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Щепина А.И., Лютая Т.А. М.: МГУ, 2004.
- Тренинги повышения межкультурной компетентности: учебно-методическая разработка / Макарчук А.В., Шайгерова Л.А., Солдатова Г.У. М.: МГУ, 2004.
- Я, Мы, Другие. Тренинг по профилактике ксенофобии: учебно-методическая разработка. М.: МГУ, 2004.
- Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков: методическое руководство / Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А., Шарова О.В., Щепина А.И. М.: МГУ, 2003. 183 с.
- Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности: учебно-методическая разработка / Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А., Солдатова Г.У. М.: МГУ, 2003. 112 с.
- Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии: учебно-методическая разработка / Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А., Щепина А.И. М.: МГУ, 2002. 110 с.
- Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности: учебное пособие / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Калиненко В.К., Кравцова О.А. М.: Смысл, 2002. 479 с.
- Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков: учебно-методическая разработка / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. М.: Генезис, 2001. 112 с.
- Психология межэтнической напряженности / Солдатова Г.У. М.: Смысл, 1998.
- Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Солдатова Г.У., Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В. М.: Мысль, 1996. 382 с.
- Создание и воссоздание контекста для взаимодействия при обучении с использованием компьютерной программы / Беляева А.В., Гриффин П., Солдатова Г.У. М.: ИП АН СССР, 1989. 48 с.
Награды:
- Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010)
- Благодарность Министра связи и массовых коммуникаций РФ за организацию Года безопасного интернета и работа по повышению безопасности интернета для детей и подростков (2010)
- Медаль К.Д. Ушинского за многолетний плодотворный труд в сфере образования (2011)
- Медаль РАО имени Л.С. Выготского (2016)
- Медаль Г.И. Челпанова (I степени) (2017)
- почетная грамота РАО (2021)
- «Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.), номинант
- «Дети в информационном обществе», информационно-аналитический журнал для педагогов, психологов и родителей (в номинации «Проект года в психологической науке», 2020 г.), лауреат
- «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2020 г.), победитель
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель
- Наталия Владимировна Гришина, 24.11.2023
- Гульмира Туяковна Топанова, 24.11.2023
- Елизавета Леонидовна Калинина, 24.11.2020