16+
Выходит с 1995 года
21 мая 2024

Кто есть кто

Андрей Дмитриевич Наследов

Андрей Дмитриевич Наследов

Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук, доцент.

Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Эксперт Российского научного фонда.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2006-2013).

В 1980 г. окончил Ленинградский государственный институт технологии и дизайна, в 1987 г. - факультет психологии ЛГУ им. А.А. Жданова

В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности обучения в условиях технически опосредованного педагогического общения».

С 1990 г. работает на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Область научных интересов:

  • методология исследований,
  • статистический анализ данных в психологии, а также в смежных социальных и медико-биологических науках.

Гранты:

  • РФФИ, №02-06-80492-а «Моделирование работы сознания в процессе научения», 2002-2004 гг. (исполнитель)
  • РГНФ, №04-06-00395а «Нарушение интеллекта у детей и возможности общения», 2004-2006 гг. (исполнитель)
  • РФФИ, №07-06-00047 «Многомерные модели коммуникативных стратегий младших школьников и педагогических стереотипов», 2007-2008 гг. (руководитель)
  • Договор факультета психологии СПбГУ с ОАО «РЖД»: «Оценка психофизиологических функций работников локомотивных бригад на основе параметров и расчетных показателей при использовании Автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад (АСПО) на базе аппаратно - программных комплексов КАПД-01-СТ (КАПД-02-СТ)» (17.7.00_.Р), 2009-2010 гг. (исполнитель)
  • РФФИ, №17-06-00989-ОГН «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста», 2017-2019 гг. (руководитель)
  • РФФИ, №20-013-00312 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет», 2020-2022 гг. (руководитель)
  • РНФ, №23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста», 2023-2025 гг. (руководитель) https://www.rscf.ru/project/23-18-00155/

Консультирует по вопросам организации исследований; разработке планов наблюдений, опросов, экспериментов; экспертизе и коррекция инструментария (анкет, опросников, тестов); обработки и статистического анализа данных; представления результатов и их интерпретация в психологии, социальных и медико-биологических науках.

Автор ряда курсов для психологов, в том числе: «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии», «Актуальные проблемы теоретической психологии», «Дизайн психологического исследования», «SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках».

Основные публикации:

  • Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3–4 лет: монография / Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Ульд Семета М.Б. М.: Мир науки, 2023.
  • От слова — к репрезентации: нейрокогнитивные основы вербального научения: коллективная монография. СПб, 2022
  • Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста / Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В. М., 2019
  • Понимание и коммуникация: когнитивный контекст содержательно-смысловых конструктов: коллективная монография. СПб, 2018.
  • Модель влияния мотивации на формирование системы статистических понятий у студентов-психологов в России и Китае // Вестник ТвГУ. 2016. №2. С. 67-76 (в соавт.)
  • Criterion validation of the Scale of Psychomotor Development (SPMD) in developmental delay study of pre-school children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Т. 233. Pp. 220-224 (в соавт.)
  • Alcohol and HIV Risk Among Russian Women of Childbearing Age // AIDS and Behavior. 2016. Sep 7. Pp. 1-11 (в соавт.)
  • Reorganization of system brain activity while understanding visually presented texts with the increasing completeness of information // Human Physiology. 2015. Vol. 41. №1. Pp. 11-21 (в соавт.).
  • Модификация шкалы социального интеллекта TROMSO для российских школьников // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2015. №4. С. 5-21 (в соавт.)
  • Наследов А.Д., Есикова Т.В. Структурная модель влияния моральной нормативности и правового сознания на производственную интернальность молодых специалистов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2014. Вып. 1
  • IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: Профессиональный статистический анализ данных. 2013
  • Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебник. СПб, 2004, 2006, 2007, 2008, 2011, 2012 — победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект 2005 года в психологическом образовании»
  • SPSS19: Профессиональный статистический анализ данных. 2011
  • Наследов А.Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2011. Вып. 1
  • Наследов А.Д., Морозова С.В. Проблема применения математических методов в психологических исследованиях: институализация статистического дискурса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2010. Вып. 4
  • SPSS15: Профессиональный статистический анализ данных. 2008
  • SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2005, 2007
  • Психология общения школьников: психодиагностика: учебное пособие / Защиринская О.В., Наследов А.Д. СПб, 2006
  • Наследов А.Д. Блеск и нищета теоретической психологии (о проблеме эмпирической достоверности научного факта) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Том 2. №1
  • Наследов А.Д., Филиппова М.Г. Двойственные изображения: не видим, или видим, но не осознаем? // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура: материалы научной конференции 23-25 апреля 2002 года. СПб: СПбГУ, 2003.
  • Наследов А.Д. Новый подход к исследованию индивидуальных предпочтений // Психология, акмеология, педагогика – образовательной практике: к 150-летию кафедры педагогики (педагогики и педагогической психологии) и 35-летию ф-та психологии СПбГУ. СПб: СПбГУ, 2001
  • Применение математических методов в психологии / Наследов А.Д., Тарасов С.Г. СПб, 2001
  • Методы обработки многомерных данных в психологии. СПб, 1999
  • Методическое сопровождение интенсивных технологий обучения / Якунин В.А., Наследов А.Д. СПб, 1990

Победитель конкурса им. Б.Г.Ананьева (СПбГУ) в номинации «Лучшая научная работа года» (2020 год).

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»