• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

Весь календарь
Осорина Мария Владимировна, Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Руководитель, научный консультант программы дополнительного профессионального образования Института практической психологии «Иматон» «Детская практическая психология».

Член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия».

Вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, член Координационного совета СПбПО.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-20032019-2023).

В 1973 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова и поступила в аспирантуру при факультете психологии ЛГУ.

В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности».

С 1976 г. работает на кафедре общей психологии факультета психологии ЛГУ - СПбГУ.

Научные интересы: 

  • процессы понимания;
  • роль образов в мышлении;
  • развитие когнитивных и метакогнитивных навыков;
  • когнитивные привычки;
  • психологические функции повседневного фантазирования у детей и взрослых;
  • психология детской субкультуры;
  • психология детского изобразительного творчества;
  • онтогенез детского изобразительного языка.

С самого начала профессиональной деятельности научные интересы Марии Владимировны находились на пересечении общей психологии и психологии развития. Со времени защиты диссертации она продолжает заниматься проблематикой, связанной с исследованием роли «языка образов» в мышлении, анализом структуры и функций ментальных образов разных типов, изучением процессов создания и понимания иконических текстов взрослыми и детьми, в частности онтогенезом детского рисования как истории формирования изобразительного языка ребенка.

М.В. Осорина стала первой среди российских психологов, кто обратил внимание на существование психологических традиций детской субкультуры: именно она сделала их предметом научного исследования. Многолетняя работа по сбору и анализу текстов детского фольклора, а также ситуаций их бытования, начавшаяся еще в 1960-е годы, позволила Марии Владимировне рассмотреть считалки и дразнилки, игровые припевки и «страшные истории» как специфические детские тексты, в которых кристаллизуется и передается от поколения к поколению детей социально-психологический опыт разрешения «трудных», но типичных коммуникативных ситуаций, регулярно воспроизводящихся в любом детском сообществе. Именно М.В. Осорина ввела в научный обиход термин «страшилка».

Пионерское значение имели и ее исследования территориального поведения детей, в частности символических способов освоения ими пространства окружающего мира в действиях и фантазиях (создание "секретиков" и «тайников», строительство «штабов», посещение страшных мест и т.д.). Эта работа вылилась в создание уникального университетского курса для студентов-психологов «Психология детской субкультуры» и написание новаторской по духу и содержанию книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»/

М.В. Осорину как любознательного человека с широким кругом интересов привлекала не только исследовательская, но и практическая работа психолога. В 1983 г. она стала одним из первых российских психологов, получивших в Германии лицензию тренера СПТ.

В течение многих лет она вела на факультете психологии СПбГУ программы по развитию коммуникативных и когнитивных навыков. Эти программы сыграли значимую роль как в повышении профессиональной компетентности молодых психологов, так и в признании права на существование подобной формы психологической практики в те времена, когда это было еще совсем необычно и принималось неоднозначно.

Читаемые курсы: 

  • Общая психология. Часть I. Психические процессы 
  • Развитие интеллектуальных навыков
  • Развитие когнитивных и метакогнитивных навыков
  • Психологический анализ ситуаций
  • Психология детской субкультуры
  • Психология детского изобразительного творчества

Основные публикации:

  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 4-е изд., 2009;
  • Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского «Букваря» и «Азбуки» А. Бенуа // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. – М.: ОГИ, 2003. – С. 155 – 168;
  • Рисованные истории в изобразительном творчестве детей и их зрительском опыте // Русский комикс. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – С. 107 – 170;
  • Исследование уровней понимания на примере работы с рисованными историями // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2010. – С. 247 – 257;
  • Значение исследований осязания в научном творчестве Л.М. Веккера // психологический журнал, 2008, т.29, №5, с. 44 – 53.

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
5 июня 2020 , пятница

В этот день

Игорь Александрович Васильев празднует юбилей ― 75 лет! поздравить!

Татьяна Николаевна Курбатова празднует день рождения ― 72 года! поздравить!

Алексей Анатольевич Атаманов празднует день рождения ― 48 лет! поздравить!

Скоро

Весь календарь
5 июня 2020 , пятница

В этот день

Игорь Александрович Васильев празднует юбилей ― 75 лет! поздравить!

Татьяна Николаевна Курбатова празднует день рождения ― 72 года! поздравить!

Алексей Анатольевич Атаманов празднует день рождения ― 48 лет! поздравить!

Скоро

Весь календарь