16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
М.Осорина: «Занятия трогают душу участников, и они перестают быть взрослыми»

Почему знания о детской психологии пригодятся не только родителям и учителям, но и тем, кто не хочет заводить собственных дочерей и сыновей, рассказала Мария Осорина. Мария Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, руководитель программы дополнительного профессионального образования Института практической психологии «Иматон» «Детская практическая психология».

«Кто решает учиться детской практической психологии? Помимо молодых психологов, которым в университете не хватило практики, очень много бывает экономистов, юристов, бухгалтеров, истосковавшихся по живому делу. Они, может быть всегда мечтали работать с детьми, но родители когда-то пихнули в соответствующие замыслам самих родителей учебные заведения. Люди согласились, выучились, поработали и поняли, что уже всё знают, стало скучно, хочется осуществить мечтания юности. 

А есть люди, которые исходно хотят быть детскими практическими психологами. Они уже работают в детских садах, школах, хотят совмещать педагогическую и психологическую работу. 

Некоторые участники имеют собственные центры развития для детей, но профессиональной подготовки исходно не получили – это скорее бизнес-леди, а не педагоги и не психологи. Они хотят расширить горизонты, повысить свой общий профессиональный уровень, чтобы понимать, кого надо звать в качестве сотрудников.

Бывают люди, которые не собираются становиться детскими психологами, но хотят что-то сделать для собственных детей. А иногда у нас бывают бабушки, которые хотят что-то сделать для собственных внуков. Люди, у которых несколько детей, хотят быть ещё более эффективными родителями, которые не толкают коленом под зад маленького ребёнка, чтобы он быстрее всему научился. Они понимают на примере своих детей, что есть нечто гораздо более важное, чем формальные знания и выучка. И то, как живёт душа ребёнка, как формируется его духовный мир, мир его фантазий, желаний – это всё можно узнать в достаточно хорошем исполнении наших преподавателей.

У нас есть люди, которые чувствуют, что плохо понимают своего ребёнка, знают, что они не очень успешные матери, испытывают чувство вины. И они хотят понять, как же надо. По большей части это молодые женщины, у которых было не самое замечательное детство, у которых проблемы с собственными мамами. Здесь они получают возможность подумать про своё детство, и на основе этого меняют отношения со своим ребёнком. 

Всегда есть определенный процент молодых девушек, которые хотят детей, но пока не нашли достойного человека, с которым бы хотели создать семью. У них есть сильное желание иметь хорошую семьи и подготовиться к рождению детей. 

А есть редкие участники, которые заранее заявляют, что с детьми не работали, работать не собираются, детей нет и не будет, но они записываются на курс, чтобы понять события, произошедшие в их собственном детстве. И часто они пишут выпускные работы на тему того, что с ними происходило и как они с этим разбирались. 

Не на каждом потоке, но бывают немногочисленные мужчины. Они вносят мужскую тему, что всем очень нравится. Последние несколько лет стали появляться приемные родители, потрясающе героические люди, взявшие под опеку или усыновившие сложных детей с очень тяжелыми судьбами.

…Для преподавания мы находим людей одарённых, любящих детей, которые разработали свои интересные, не описанные никем методики. Они работают не в соответствии с правилами, программами, они создали что-то сами – уникальное, настоящее, то, о котором можно узнать только из первых уст.

На занятиях мы анализируем детские рисунки, у нас очень интересные разборы уникальных видеозаписей, например, общение матери с младенцем. Есть занятия, которые настолько трогают душу участников, что они перестают быть взрослыми и как бы заново переживают многие эпохи своего детства, потому что они никогда ни с кем не могли об этом поговорить, вспомнить об этом, проанализировать то, что на самом деле происходило. И всё это в ситуации, когда ты не клиент, пришедший к психотерапевту или психологу-консультанту, не член группы, ты просто смотришь вместе со знающим человеком на чужие события, видеозаписи настоящих живых детей и мам или живого обслуживающего персонала, можешь посмотреть все вариации «как не надо», «как желательно, чтобы было» и «как отлично это делать». Можно познакомиться со всеми моделями поведения от самых неуспешных до самых замечательных, которые мы тоже стараемся внимательно разобрать, чтобы показать, почему это хорошо.

У меня есть курс про психологическую расшифровку детского рисунка от каракулей до подросткового рисования о том, как формируется в онтогенезе детский изобразительный язык и как душа человека открывает для себя в возрасте между двумя и тремя годами, что можно её излить в рисованной форме. Каракули мы очень подробно разбираем, потому что об этом почти нет хороших книг, практики мало про них знают. Мы эту тему ставим в широкий контекст того, как развивается детское рисование по сравнению с развитием словесной речи. Какие ещё есть языки у человеческой психики, на которых она может выразить себя в материализованной форме?

Мы говорим о психологии и психологических традициях детской субкультуры для работы со страхами, для исследования мира, для налаживания отношений с другими детьми. Обсуждаем, в каких отношениях детская культура находится с культурой взрослых, со взрослым миром. Мы говорим о детских страшных историях, о практиках выкрикивания дразнилок, о детской магии, детском юморе…».

Обращаем внимание, что первая сессия программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» будет проходить онлайн с 13 апреля.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    16.03.2021
    К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    О проблемах школьного образования, которые обострились в период пандемии из-за коронавирусной инфекции, рассказала Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости…
  • Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    06.04.2020
    Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    Как формируется понятийное мышление? Какую роль в этом процессе играет школа? С какого возраста надо помогать ребёнку выстраивать картину мира? И почему важно приучать его к логике науки? На эти и другие вопросы ответила Людмила Ясюкова...
  • Психологическое консультирование подростков и молодежи
    03.04.2020
    Психологическое консультирование подростков и молодежи
    «Целеполагание или предформулирование проблемы в цели особенно важно при работе с подростковым и молодёжным контингентом, если работа проходит в краткосрочном формате», – рассказал Андрей Грецов и объяснил, как помочь подросткам поставить цель…
  • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    23.08.2022
    Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
  • А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    08.08.2022
    А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    Жизнь в пространстве травмы и жизнь в пространстве агрессии — в определенном смысле можно между ними ставить знак равенства. Ибо травматический опыт в ситуации агрессии приобретает не только жертва, но и агрессор. А также свидетели, наблюдатели.
  • Школьная готовность без специальной подготовки
    13.03.2021
    Школьная готовность без специальной подготовки
    «Наши исследования показывают, нет ничего вредоноснее для системы образования в целом, чем ранняя специальная школьная подготовка. Тогда у ребенка в начальной школе складывается впечатление, что все уже было», — отмечает Владимир Товиевич Кудрявцев…
  • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    16.09.2020
    Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    Подростки поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников. Как на это влияет тип мышления и можно ли изменить ситуацию, рассказала Людмила Ясюкова...
  • О преодолении последствий травматического опыта детей
    14.04.2020
    О преодолении последствий травматического опыта детей
    Есть непосредственные травмы, которые можно выделить как события: нападения, катастрофы, острый развод родителей, потеря близких. Если ребенок живет в семье, где он подвергается жестокому обращению, я также отношу это к травматическому опыту...
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
  • Развитие мотивации и способностей у детей и подростков
    07.04.2020
    Развитие мотивации и способностей у детей и подростков
    Родители хотят, чтобы дети реализовали свои способности и многого достигли в жизни, но на пути к цели стоит множество препятствий. О преимуществах раннего развития и о том, как можно развивать способности детей и подростков рассказывает Юрий Гатанов...
  • Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    11.03.2020
    Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    На Всероссийском фестивале практической психологии, посвящённом 30-летию Компании «Иматон», с пленарными докладами выступили признанные эксперты в различных областях практической психологии...
  • Шалва Амонашвили: «Новая школа — это учитель»
    05.03.2020
    Шалва Амонашвили: «Новая школа — это учитель»
    «Обычно учитель идёт к ученикам с предметом в руках, мы же, новаторы, идём вместе с детьми к предмету. Обычно учителя гордятся своими лучшими учениками, мы же гордимся худшими, которых сделали лучшими», — подчеркнул Шалва Александрович Амонашвили…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»