16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024
Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых

Заведующая кафедрой детской практической психологии и руководитель программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» в Институте практической психологии «Иматон», специалист в области возрастной психологии и психологии развития, доцент, кандидат психологических наук Мария Владимировна Осорина выступила с докладом «Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых». Лекция о том, что наличие воображаемых спутников может быть нормой, а не патологией, прозвучала на VI Всероссийском фестивале практической психологии «Где дни облачны и кратки…»

«Воображаемый компаньон — это фантазийный персонаж, которым может быть человек, животное, робот или мифическое существо. Этого компаньона создаёт себе субъект в качестве временного партнера, необходимого ему в определённых ситуациях в качестве спутника и помощника.

Из этого определения мы видим, что воображаемый компаньон — это создание самого субъекта, он появляется только для самого субъекта на очень короткое время (иногда на доли секунды). Компаньон нужен в трудной ситуации ребёнку, взрослому или старику, чтобы ему было спокойно, он мог получить поддержку и помощь.

Приведу по примеру из каждого возраста. Мальчик 7 лет, возвращающийся самостоятельно из школы, очень не любит проходить узким переулком мимо двух домов, из подворотен которых могут выскочить злые мальчишки более старшего возраста. Поскольку ему хотелось, чтобы рядом шёл кто-то сильный и мог его защитить, он обнаруживает, что слева от него, между ним и подворотнями идёт огромный лев. А когда он проходит страшное место, лев его покидает. На вопрос: «Появляется он сам или ты его зовёшь?» мальчик отвечает: «Я его специально не зову, я про него просто думаю, и он появляется». Лев высокого роста, всегда идёт слева, мальчик может указать, на каком расстоянии от него. Он видим глазами, но он прозрачный. И ребёнок говорит: «Его никто не видит, кроме меня, но я его чувствую. Гляну на него краем глаза, чувствую его, и мне становится хорошо».

Следующий пример из текущей работы. Молодой человек, приехавший из небольшого города в Санкт-Петербург учиться, рассказывает, что у него есть воображаемый компаньон. Это девушка. Она появляется, когда он идёт в новое место. Он заранее смотрит по карте, как туда пройти, у него есть мобильный телефон с картой. Но ему кажется, что он заблудится, поэтому он решил, что ему нужен хороший спутник, который мог бы быть гидом. Этим гидом стала девушка, у которой есть имя. Он назвал её именем девочки, с которой когда-то учился в младших классах школы и которую давно уже не видел. Выглядит она не как та девочка, а немножко по-другому, с некоторыми элементами её облика. Он чувствует, что это девичья фигура, идущая на определённом расстоянии впереди него. Он с ней обычно не разговаривает. Главная задача, которую она выполняет, — она ему указывает, куда надо идти, командует… На вопрос: «Нравится ли тебе, что она командует?» он отвечает: «Это очень хорошо, я даже так хочу, чтобы она это делала». Когда он доходит до места назначения, она исчезает до следующего случая, когда ему может понадобиться. Уже по этому примеру вы видите, что этому человеку можно задать вопрос: «Как получается, что девушка знает, куда надо идти? Откуда она это знает?». Он говорит: «Она просто всё знает». Если немного поспрашивать дальше, то он согласится, что на самом деле эта девушка — часть его собственной личности, проекция, отсоединённая им от самого себя, знающего, куда идти (он же готовился к походу). Поскольку у него постоянный страх заблудиться, он отвергает в себе способность правильно найти дорогу и придаёт эту способность воображаемой спутнице.

Третий пример. Старик живёт в Крыму, 12 лет назад у него умерла жена. Старик ещё крепкий, каждое утро он ходит пять километров по берегу моря туда и обратно. Во время этой дороги, как слышали люди, которые встречали его на берегу, он громко декламирует стихи. На вопрос, зачем он это делает, мужчина отвечает: «Я не себе, я иду с женой, я её несу на своих плечах». Старик живет один, ему грустно. Несмотря на то, что у него есть любящие взрослые дети и приятели, с которыми можно общаться, у его есть ещё и воображаемая подруга, имеющая реальный прообраз.

Откуда берутся воображаемые компаньоны? Есть ли у них какие-то предшественники? Когда они появляются в жизни маленького человека?

Воображаемый компаньон – это результат очень сложной психической работы. Чтобы создать образ, которому можно делегировать часть своих способностей, нужно иметь хорошо сформированный ум. 

Воображаемые компаньоны впервые появляются у маленьких деток после трёх лет, дети хорошо и много общаются с воображаемыми компаньонами в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку в это время масса новых ситуаций, где дети чувствуют себя неуютно и часто не знают, что делать.

По разным зарубежным исследованиям считается, что от 40 до 60% детей имеют воображаемых компаньонов в дошкольном и младшем школьном возрасте, но думаю, исследователи не до конца в курсе, что их должно быть гораздо больше, потому что имеет значение то, как интервьюировали детей. Для нас важно понять, что воображаемый компаньон — это продукт сложной когнитивной работы, сложной интеллектуальной деятельности, которая в течение того времени, когда воображаемых компаньонов у детей много, ещё совершенствуется.

В детском мышлении трижды происходят революции, которые имеют отношение к созданию воображаемых компаньонов. Первая революция совершается в полтора года, когда включается символическая функция психики. Один из результатов этой революции — способность у ребёнка осознанно создавать себе представление того, чего сейчас нет рядом, т.е. представление памяти и представление воображения. Маленькие дети активно тренируются в освоении этой способности в возрасте между двумя и четырьмя годами и преуспевают чрезвычайно. Появление этой способности приводит к тому, что, находясь в конкретной ситуации ты уже можешь выбирать: находиться здесь и сейчас или параллельно создать второй фильм о жизни, где будет представлено то, о чем ты думаешь, но чего сейчас нет. Результатом включения этой символической функции психики является то, что в возрасте двух-трёх лет ребенок довольно быстро научается фантазировать с опорой на объект. Первые предметы, которые персонифицируют, — это всевозможные куклы, которым ребёнок приписывает психическую жизнь, командует ими, может организовать между ними диалоги, битвы.

Когда фантазирование с опорой на объект появляется в душевной практике человека, оно больше никогда не исчезает. Взрослые люди часто фантазируют с опорой на объект. Например, у человека бывают ситуации, когда реальность его не удовлетворяет до конца: он живет в браке уже пять-шесть лет и обнаруживает, что партнёр, конечно, хороший человек, но у него есть недостатки. И если мы спросим дяденьку, бывает ли так, что на месте своей жены он воображает кого-нибудь другого — особенно в конкретных ситуациях интимных взаимоотношений, то он, радостно хихикая, ответит «да». На вопрос, бывает ли у тётенек, что вместо мужа оказывается кто-то другой, ответ тоже будет «да»…

Количество воображаемых компаньонов у людей увеличивается, когда человек попадает в трудные жизненные ситуации и ему сильно не хватает среди представителей живых людей в реальном мире тех, которые могли бы ему дать поддержку, совет, помощь, отрегулировать его собственное поведение».

Полную версию лекции Марии Владимировны Осориной «Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых» смотрите в видео.


Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    16.03.2021
    К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    О проблемах школьного образования, которые обострились в период пандемии из-за коронавирусной инфекции, рассказала Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости…
  • О преодолении последствий травматического опыта детей
    14.04.2020
    О преодолении последствий травматического опыта детей
    Есть непосредственные травмы, которые можно выделить как события: нападения, катастрофы, острый развод родителей, потеря близких. Если ребенок живет в семье, где он подвергается жестокому обращению, я также отношу это к травматическому опыту...
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
  • Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    06.04.2020
    Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    Как формируется понятийное мышление? Какую роль в этом процессе играет школа? С какого возраста надо помогать ребёнку выстраивать картину мира? И почему важно приучать его к логике науки? На эти и другие вопросы ответила Людмила Ясюкова...
  • Психологическое консультирование подростков и молодежи
    03.04.2020
    Психологическое консультирование подростков и молодежи
    «Целеполагание или предформулирование проблемы в цели особенно важно при работе с подростковым и молодёжным контингентом, если работа проходит в краткосрочном формате», – рассказал Андрей Грецов и объяснил, как помочь подросткам поставить цель…
  • О кризисном психологическом консультировании в России
    20.02.2020
    О кризисном психологическом консультировании в России
    На сегодняшний день суициды подростков — одна из самых тяжёлых проблем, с которыми сталкиваются специалисты. Очень часто дети как бы заражаются суицидом в семьях, в которых есть суициды, заражаются школьники — сплошь и рядом действует закон парных суицидов...
  • Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    18.09.2019
    Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    «Когда мы готовили мастер-класс на эту тему, мы думали, что нас сразу распнут, но это очень важная тема, потому что, во-первых, есть некоторые тенденции в подростковой среде. В последние 10-15 лет подростки часто гораздо лучше осведомлены в вопросах секса, чем взрослые. Более того, они опережают в своих представлениях о сексе и часто имеют проблемы, которые для взрослых становятся шоком, которые взрослые не понимают, не принимают и на которые, на наш взгляд, не совсем адекватно реагируют. Во-вторых, есть целый ряд подростков, которые нуждаются в особой помощи и которые на сегодняшний день находятся в плохом состоянии...»
  • Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?
    17.09.2019
    Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?
    «Почему я назвала свой мастер-класс «Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?»? Я не буду описывать случаи, с которыми сталкивалась на клинических разборах, истории очень сложные, но я каждый раз убеждаюсь, что это семейные ситуации. И наблюдая ситуации в семьях звёзд, мы тоже можем проследить здесь семейный контекст. Шарлиз Терон усыновила мальчика, он благополучно рос и наслаждался дивой-мамой до момента, пока она не удочерила девочку. Что происходит в этой ситуации с ребенком, какой вопрос он задает этому миру?...»
  • Характер ребенка: диагностика и коррекция
    02.08.2018
    Характер ребенка: диагностика и коррекция
    Что влияет на характер человека? Воспитание. Как воспитать характер своего ребенка, чтобы гордиться им? Ответу на этот вопрос посвящен мастер-класс. В основе мастер-класса - авторские материалы из книг В.Ю. Слабинского «Семейная позитивная динамическая психотерапия», «Характер ребенка: диагностика, формирование, методы коррекции»...
  • Семейная психология. Ребёнок в пространстве жизни отца
    22.05.2018
    Семейная психология. Ребёнок в пространстве жизни отца
    Сейчас психологи все чаще встречают на своих консультациях не только мам с бабушками, но и пап, которые хотят больше узнать о развитии детей, научиться выстраивать отношения с женой и создавать гармонию в семье. Влияние отца на ребёнка огромно, заинтересованный папа может многое дать своему ребенку. О том, что психолог может предложить мужчинам на консультации, рассказывает Елена Викторовна Петш (Ларечина) - детский практический психолог, семейный консультант...
  • Помощь семье, в которой есть подросток. Возможности системной семейной терапии
    10.05.2018
    Помощь семье, в которой есть подросток. Возможности системной семейной терапии
    Когда дети достигают подросткового возраста, семья часто переживает сложные времена. Подростковый кризис и семейная система: что тут особенного? Малыши становятся подростками: как меняются отношения? Семейная жизнь в "пустеющем гнезде" - какая она? Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Семейная терапия: системный подход» Екатерина Уголева рассказала о наиболее актуальных аспектах практической работы с семьями, в которых есть подростки...
  • Фантазирование в жизни взрослых и детей
    22.08.2017
    Фантазирование в жизни взрослых и детей
    Как понять, что означает фантазирование ребенка и чем оно отличается от фантазирования взрослого человека? Тему фантазирования раскрывает в рамках лекции «Повседневное фантазирование в жизни взрослых и детей» Мария Владимировна Осорина - детский психолог, кандидат психологических наук, член Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества, специалист в области возрастной психологии, психологии развития и психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»