16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения

О том, что такое контакт-соприсутствие, на чем он строится и как его почувствовать, рассказала Мария Владимировна Осорина, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой детской практической психологии и руководитель программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Института практической психологии «Иматон». Мастер-класс «Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения на материале произведений мастера психологической фотосъемки Анри Картье-Брессона» состоялся на Санкт-Петербургском Саммите психологов.

Мы будем рассматривать фотографии знаменитого Анри Картье-Брессона, французского фотографа, который родился в начале XX века и прожил длинную 90-летнюю жизнь. Некоторые из своих фотографий он делал во Франции, а некоторые — в СССР.

Почему выбраны его фотографии как иллюстрация нашего занятия по исследованию контакта-соприсутствия? Потому что Картье-Брессон славится тем, что он отличался удивительной эмпатией, он вчувствовался в происходящие вокруг события. Когда его что-то интересовало и он предполагал, что может произойти что-то интересное там, куда он направлял фотоаппарат, он умел поймать «решающее мгновение». Термин «решающее мгновение», относящийся к фотографиям, как раз ввели в связи с работами Картье-Брессона, когда один из критиков анализировал его снимки еще в конце 1920-х годов. Решающее мгновение — это миг, когда между участниками событий что-то происходило, что-то будет происходить, а сейчас отчетливо видна предыстория и можно предполагать, что будет дальше. Фотографии Картье-Брессона обладают невероятной значимостью для подготовки людей к психологической работе: редко бывает, чтобы фотограф так глубоко, тонко и удивительно прочувствованно ловил те самые моменты, которые так важны для психологов.

Фотографии будут лишь иллюстрациями, наша основная задача — исследовать тип контакта, который я назвала «контакт-соприсутствие». О нем почти ничего никогда не писали и почти ничего не говорят на тренингах. А он очень важен и интересен для тех, кто занимается детьми, особенно значим, потому что способность к контакту-соприсутствию начинается формироваться в раннем детстве.

Что такое контакт-соприсутствие? Слово «контакт» латинского происхождения, если переносить на русский язык абсолютно точно, то самым близким по смыслу будет слово «соприкосновение». Контакт — это момент, когда кто-то или что-то соприкасается с другим кем-то или чем-то. Там, где есть соприкосновение, то, что начинает происходить дальше, мы можем назвать словом «соединение». Те, кто вошел в контакт, соединились, и между ними происходит нечто общее для обоих. Если попытаться дать определение контакту-соприсутствию, то можно сказать, что контакт-соприсутствие — это переживание присутствия другого человека или другого существа в общем пространстве и времени, в ситуации «здесь и сейчас».

В контакте-соприсутствии, как и в любом другом человеческом контакте, есть люди умелые, которые знают, как в него вступать, и есть люди не сильно способные к такого рода контактам. Умелый человек может, не разговаривая, внешне активно не взаимодействуя, вступить в настолько душевно близкие отношения, что другой человек откликается на него и тоже вступает в контакт-соприсутствие.

Есть люди, которые не могут вынести другого человека рядом с ними — близко, на некотором расстоянии или даже в одном пространстве. Такой человек чувствует внутреннее напряжение, ему хочется убежать, сделать так, чтобы на него не смотрели, не слушали, чтобы другой отвернулся или ушел. Такое чувство отмечали люди во время изоляции из-за коронавируса, когда дома были напряженные отношения или не было хорошего исходного контакта: они с ужасом почувствовали, что им трудно находиться вместе.

Способность находиться вместе очень значима для человека, она обеспечивает его «вписанность» в сообщество, в мир, поэтому интересно разобрать, на основе чего строится контакт-соприсутствие, как его можно прочитать, будучи наблюдателем, и как его можно почувствовать, если ты участник контакта.

На фотографии между матерью и ребенком мы видим один из лучших вариантов того, что можно вкладывать в полноценное состояние контакта-соприсутствия. (Эта фотография демонстрируется в начале видеозаписи мастер-класса М.В. Осориной.  Прим. ред.) Где мы находимся? Мы быстро оглядываем пространство и видим довольно бедную комнату, треснутые обои на стене, большую двуспальную постель. Мы видим, что свет падает из окна, судя по всему, комната небольшая, то есть это довольно бедная семья. И мы видим, что на постели находятся три участника события: мама, ее младенец и кот. Мама и младенец находятся в контакте-соприсутствии. Входит ли в контакт-соприсутствие для них сейчас кот? Похоже, что нет: они глядят друг на друга, и, если бы кот ушел, ничего бы не изменилось. Но если мы спросим: «С кем соприсутствует кот?» — то видим, что он соприсутствует с обоими людьми. Он чувствует, что там происходит нечто важное: поднял голову, насторожил уши, смотрит на людей. Между этими двумя людьми происходит настолько сильное и эмоционально значимое событие, что кот на это отреагировал.

Что же делают эти люди? Сейчас нам особенно важно поведение матери, потому что именно качественность контакта-соприсутствия с собственной мамой сильно повлияет на то, как эта способность будет сформирована у ребенка, как он будет пользоваться этими умениями всю оставшуюся жизнь. Мы проанализируем «высказывания», которые сделало тело матери на фотографии. Мы видим, что она пристроилась на полу в углу кровати, уменьшилась, превратилась в одну целостность, положила голову на руку, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Она ничего не говорит, чуть-чуть улыбается, глядит на ребенка, и между ними что-то происходит. Для нас очень важно, что она ничего не делает, она не вступает в активное взаимодействие (говорение, жестикулирование). Как же ребенок? Он глядит на мать и, судя по всему, хорошо и положительно переживает зрительный контакт с ней — он немного поднял одну ножку.

Для нас важно запечатлеть в душе момент внутренней тишины, которая сопровождается активными положительными чувствами по отношению друг к другу. Почему мы говорим, что эти двое вступили в качественный контакт-соприсутствие? Каждый из них находится в полноте своего присутствия в ситуации, в полноте контакта и внимания к другому человеку: они разъединены и при этом едины. Это важно, потому что, когда ребенок достигнет полутора-двух лет, в его жизни начнется период, который психолог Эрик Эриксон называл периодом формирования личностной автономии. Задача младенца — состоять в близкой связи с мамой, которая называется детско-материнский симбиоз. А когда начинается период формирования личностной автономии, то задача ребенка будет состоять в том, чтобы от матери отъединиться, чтобы ощутить себя отдельным человеком, у которого свое тело, свое имя, свой пол, свой возраст. Некоторым матерям не хочется, чтобы такое происходило, они не знают, как общаться с ребенком, который вышел из прекрасного соединения, которым они гордились в его младенчестве. Поэтому некоторые матери наседают на ребенка, хотят его трогать, прижимать к себе, нависают над ним. Это бывает так же неприятно, как холодное отстранение.

Если был установлен такой контакт-соприсутствие, как мы видим на фотографии, если ребенок чувствовал, что можно быть с мамой вместе и при этом она не пристает и не пытается с тобой что-то делать или не смотрит в телефон и не замечает тебя, то мама и ребенок смогут практиковать такой контакт, когда он вступит в пору личной автономии, когда он будет подростком. Он будет знать, что мама, с одной стороны, внимательна к нему и любит его безусловно, а с другой стороны, всегда позволяла и позволяет ему быть самим собой в любой ситуации, воспринимает его как полноценного и полноправного партнера.

Качественно налаженный в раннем детстве контакт-соприсутствие помогает ребенку в глубине души утвердить мысль, что в этом мире есть кто-то, кто его безусловно принимает...

Мастер-класс Марии Владимировны Осориной «Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения на материале произведений мастера психологической фотосъемки Анри Картье-Брессона» участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Мастер-класс года для психологов». Фотографии Анри Картье-Брессона используются в образовательных целях.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    29.01.2021
    Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    Примеры применения «оптики» системного подхода в анализе случаев сексуальных злоупотреблений в отношении детей привела Елена Викторовна Иоффе, кандидат психологических наук…
  • Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    15.01.2021
    Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    К основным трудностям многопоколенных семей можно отнести: нарушение иерархии (например, бабушки и дедушки занимают роль родителей), смешение ролей, размытость границ, недостаток личного пространства, отсутствие единой воспитательной позиции…
  • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    16.09.2020
    Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    Подростки поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников. Как на это влияет тип мышления и можно ли изменить ситуацию, рассказала Людмила Ясюкова...
  • Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3
    01.09.2020
    Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3
    «Термин «креативность» употребляется как синоним творчества, одаренности, надо смотреть, на какую концепцию ссылаются. Разница не в термине, а в парадигме, в которой он раскрывается», – отметила Диана Борисовна Богоявленская…
  • 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    07.06.2018
    12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    3-5 июня в Санкт-Петербурге состоялся 12-й Саммит психологов, который объединил 857 участников из 118 городов России и других стран. В рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» особое внимание было уделено осмыслению места человечности в цифровую эпоху технологий, гаджетов, алгоритмов. Как сохранить в себе человеческое, как сберечь это в душах наших детей? Доклад доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской «Человек в цифровом мире» привлек внимание собравшихся к тому, что с появлением цифровых технологий мир необратимо изменился. И осознать последствия учёным только предстоит...
  • Фантазирование в жизни взрослых и детей
    22.08.2017
    Фантазирование в жизни взрослых и детей
    Как понять, что означает фантазирование ребенка и чем оно отличается от фантазирования взрослого человека? Тему фантазирования раскрывает в рамках лекции «Повседневное фантазирование в жизни взрослых и детей» Мария Владимировна Осорина - детский психолог, кандидат психологических наук, член Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества, специалист в области возрастной психологии, психологии развития и психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»...
  • Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
    06.07.2017
    Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
    Дорогие коллеги, 11 Саммит психологов состоялся 4-6 июня 2017 года в Санкт-Петербурге. Мы создали дополняемый архив материалов Саммита – сейчас мы активно монтируем, добавляем видео, архив будет пополняться. Следите за обновлениями!
  • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    23.08.2022
    Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
  • Синдром отчуждения родителя: взгляд эксперта
    15.11.2021
    Синдром отчуждения родителя: взгляд эксперта
    Отчуждение от родителя — это клинически значимое нарушение отношений ребенка с родителем. Оно выражается в неоправданной враждебности к родителю и отказе от общения с ним и всеми людьми, с ним связанными.
  • Проблема сепарации: системный семейный подход
    09.10.2021
    Проблема сепарации: системный семейный подход
    О трудностях сепарации и о том, что может блокировать этот процесс внутри семьи рассказали на основе своего многолетнего опыта консультирования семейные терапевты Ирина Ефремова и Степан Григорщук.
  • Понимание немыслимого: Виктор Знаков о Холокосте, терроризме и окнах Овертона
    09.09.2021
    Понимание немыслимого: Виктор Знаков о Холокосте, терроризме и окнах Овертона
    Профессор В.В. Знаков говорит о нацистских преступниках, «лестнице терроризма» и окнах Овертона, задаваясь вопросом: почему человек начинает понимать как допустимое, оправданное и даже нормативно заданное то, что раньше ему казалось невозможным и немыслимым?
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»