Кто есть кто
Виктор Иванович Слободчиков
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.
Главный научный сотрудник лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Член диссертационного совета ИИДСиВ РАО. Преподаватель Научно-практического института психологии личности.
Член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви. Федеральный эксперт и куратор Мегапроекта «Развитие образования в России», программы модернизации российского образования.
Член редсовета журнала «Вопросы психологии».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2022) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2028).
Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер — не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на факультет психологии Ленинградского государственного университета. С третьего курса учился на заочном отделении и работал в лаборатории диагностики психического развития детей Д.Б. Эльконина ПИ РАО. В целом он трудился в Психологическом институте РАО с 1968 по 1990 гг.
В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности знания детей о предметном мире». В 1994 г. — докторскую диссертацию «Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)».
Научные интересы. Исследования В.И. Слободчикова связаны с изучением вопросов сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования.
В 80-х гг. В.И. Слободчиков пришел к собственному подходу к пониманию человеческой природы, уходящему корнями в христианство.
С середины 1990-х гг. под руководством Слободчикова разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах.
В 1987 г. В.И. Слободчиков вошел в состав Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа». По заказу Госкомитета В.И. Слободчиков участвовал в написании новой концепции общего среднего образования (1988 г.). В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. В.И. Слободчиков предлагал добиваться для Института статуса экспертного заведения (что позволило бы институту препятствовать попыткам внедрению в школы программ полового воспитания, валеологии и других сомнительных инноваций), однако это не было осуществлено. В 1993 г. вышел с институтом из подчинения Министерства образования. После закрытия в 2004 г. ИПП РАО создал и возглавил Институт развития дошкольного образования РАО.
Организатор практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. Участвовал в разработке программы «Столичное образование». Входит в комиссию «Лучшие школы России».
С 2008 по 2013 гг. являлся Президентом Российской макаренковской ассоциации.
Основные труды:
- Методы изучения синтезирующей функции сознания. М., 1975
- Мир детства: младший школьник. М., 1981 (в соавт.)
- Вопросы теории и диагностики психического развития. М., 1982
- Младший школьник. Каунас, 1983 (в соавт.)
- Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 1986
- Категория возраста в психологии и педагогике развития. М., 1991
- Антропологический принцип в психологии развития. М., 1998 (в соавт.)
- Деятельность как антропологическая категория. М., 2001 (в соавт.)
- Очерки психологии образования. Биробиджан, 2002
- Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. М., 2004 (в соавт.)
- Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009, 2-е изд. 2010
- Введение в антропологию образования. Биробиджан, 2012 (в соавт.)
- Основы психологической антропологии. М., 1995, 2000, 2013 (в 3-х томах, в соавт.)
- Ключевые категории мышления профессионального педагога: введение в антропологию образования. М., 2013 (в соавт.)
- Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 2013, 2014 (в соавт.)
- Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000, 2013, 2014 (в соавт.)
- Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М., 2013, 2014 (в соавт.)
- Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности: проект. М., 2016 (в соавт.)
- Национальная доктрина образования Российской Федерации: проект. М., 2018 (в соавт., ред.)
- Типы практик человекообразования. М., 2021.
Награжден Медалью К.Д. Ушинского (1995); Орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени (2004), Почетной грамотой Российской академии образования (2024, за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и науки).
- «Христианская психология в контексте научного мировоззрения», коллективная монография (в номинации «Книга года по психологии», 2017 г.), победитель
- «7-я Международная конференция православных психотерапевтов "Христианская психология между человеком и миром: свобода, ответственность, личность"», 13-15 октября 2016 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2016 г.), победитель
- «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете», 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель
- Любовь Сергеевна Новикова, 02.06.2020