Декан факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии МГППУ, член Ученого совета МГППУ, ведущий научный сотрудник НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, доктор психологических наук, профессор Алла Борисовна Холмогорова выступила на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов с докладом «Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества».
Дорогие коллеги, как видно из темы моего доклада, я, как и Татьяна Владимировна Черниговская, рискую выступить в роли алармиста и тоже призвать не торопиться переходить от рефлексии к действию, поскольку, увы, мы плохо слышали тех, кто нас предупреждал. В случае темы Татьяны Владимировны — это, наверное, Рэй Бредбери, Роберт Шекли и другие великие фантасты. А в случае моего доклада я тоже назову людей, к которым мы плохо прислушивались.
Увы, мы действительно оказались на пороге достаточно тяжёлого, кризисного состояния в плане бремени психических расстройств. В настоящее время оно значительно превышает бремя остальных болезней: в развитых странах — 23% от числа всех заболеваний, 13% — во всём мире в целом, что превышает показатели кардиологических заболеваний (10%) и онкологии (5%). Пандемия грозит нам существенным ростом депрессивных и тревожных расстройств. Поэтому зададимся рефлексивным вопросом: «Что же с нами происходит?»
На него пытается ответить широко известный во всём мире петербургский писатель Евгений Водолазкин, написавший пьесу «Сестра четырёх», посвящённую пандемии. Он задаётся таким вопросом: «Может быть, глобализация достигла той степени, когда все ждут повода, чтобы закрыть дверь?» И, сделав на этом моменте рефлексивную паузу, нельзя не процитировать наше всё, Александра Сергеевича Пушкина:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить... И глядь — как раз — умрем.
Ну вот об этом, наверное, и пьеса Евгения Водолазкина.
Но кто же нас предупреждал? Нас предупреждали специалисты в сфере психического здоровья. На саммите и в декларации ВОЗ в 2016 году под лозунгом «Выйти из тени» психическое здоровье было признано не только приоритетом здравоохранения, но и приоритетом глобального развития.
Комиссия Lancet по глобальному психическому здоровью тоже предлагала направить все усилия общества на устранение пробелов, касающихся как клинических, так и, отметим особо, социальных вмешательств с целью снижения глобального бремени психических расстройств.
Нас предупреждали и философы. Замечательный российский философ Акоп Назаретян, безвременно ушедший от нас в 2019 году, сформулировал закон техно-гуманитарного баланса — баланса между технологической мощью и уровнем культуры и психологической регуляции, поддерживающей внутреннюю стабильность общества. Он, как мы сейчас покажем, грубо нарушен в настоящее время.
Нас предупреждали культурологи. Я не знаю, к какой сфере, к какой профессии отнести эрудита, философа, социолога, филолога Билла Ридингса, также безвременно ушедшего совсем молодым в результате авиакатастрофы за 2 года до того, как была напечатана его книга «Университет в руинах», которая сейчас переведена на русский язык. Соответственно, это «предупреждение» будет доступно и русскоязычному читателю. Позволю себе процитировать Билла Ридингса: «Текущий кризис Университета на Западе является следствием фундаментального изменения его социальной роли и внутренних систем, предполагающего утрату традиционными гуманитарными дисциплинами центрального места в жизни Университета (...) Дискурс совершенства вытесняет идеологию культуры в различных институтах и странах».
И не могу удержаться ещё от одной цитаты мыслителя: «Тот факт, что столь старинное учебное заведение, как Новый колледж Оксфорда, начало включать слова о приверженности совершенству во все свои публичные высказывания, в том числе в объявления о найме, кажется мне более показательным для долгосрочных тенденций в области высшего образования».
Итак, нас предупреждали все: мировая система образования в кризисе, университеты превращаются в корпорации. Как следствие, менеджеризм, соревновательность, гонка за показателями. Но мы не слушали. И в результате после предупреждений прошло 20 лет, и мы имеем дело с последствиями нарушения техно-гуманитарного баланса в научной и образовательной среде.
- Первое последствие — резкое снижение коэффициента воспроизводимости научных данных.
- Второе последствие — резкий рост психического неблагополучия у молодого поколения.
Большая часть моего доклада будет о втором последствии, но сейчас обратимся к первому. Я хочу процитировать Марата Чошанова, профессора Техасского университета, который в 2018 году в газете «Поиск» написал, что причина кризиса кроется в переносе рыночных механизмов и принципов менеджмента на управление наукой и образованием. И говорит, что корпоративный «спрут» проник и в российское образование. Далее звучит призыв об отказе от конкурентоспособности как главной и единственной цели деятельности университетов.
Меня как клинического психолога и психотерапевта-практика особенно интересует второе последствие. На сегодняшний день 30% выпускников страдают симптомами депрессии, что в три раза выше, чем в общей популяции. Об эпидемии депрессии говорят и наши зарубежные коллеги, и остро ставится вопрос о причинах этого.
Два исследователя из Великобритании, Thomas Curran и Andrew Hill, посвятили серию публикаций проблемам роста показателей депрессии, тревожных расстройств, суицидальной направленности. В частности, они говорят о «негативном влиянии современного рыночного общества на психическое здоровье молодёжи, культуры, которая всё больше меняет критерии оценки себя и других молодых людей». Вот цитата из их статьи под названием “How perfectionism became a hidden epidemic among young people?”: «В 1980-х гг. в США, Канаде и Великобритании формируется общество конкурентного индивидуализма, на что люди отвечают стремлением быть совершенными во всех отношениях».
Психотерапевты предупреждали нас о назревающей опасности перехода от озабоченности сексуальными проблемами к озабоченности проблемами совершенства. Об этом писала Карен Хорни, утверждавшая, что идеализированное Я — это психоз, вплетённый в ткань невроза. Также проблему освещал Альфред Адлер, который говорил о ложной цели личного превосходства.
И мы дождались провозглашения эпидемии нарциссизма. Так, учёные из США Jean Twenge и Keith Campbell провели целый ряд исследований на данную тему. В частности, они посмотрели, что баллы по результатам прохождения опросника NIP (Narcissistic Personality Inventory, или «Нарциссический опросник личности») студентами в 2006 году на 30% превосходят аналогичные данные 1979 года.
Также мы видим, согласно анализу базы Google Books Ngram Viewer (книги, вышедшие в США с 1969 по 2008 год), постепенное снижение частоты использования местоимения «мы», «нас» (снижение на 10%) и увеличение частоты употребления «я» и «мне» (выросло на 42%).
Раз речь у нас всё время идёт о дискурсе совершенства, перфекционизма, вытесняющего гуманитарные ценности, нельзя не обратиться к работам классиков исследований перфекционизма 1990-х годов. Канадские учёные Paul Hewitt и Gordon Flett разработали трёхкомпонентную модель структуры перфекционизма, включающую в себя следующие его разновидности:
- я-адресованный,
- социально предписанный,
- адресованный другим.
Также они опираются на объяснительную модель деструктивности перфекционизма, так называемую social disconnection model, модель социальной разобщённости как следствия перфекционизма.
Позволю себе представить ещё одну работу, а именно труд T. Curran и A. Hill “Perfectionism is increasing over time: a meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016”. Это колоссальное исследование, мета-анализ 164-х выборок. Около 42 тысяч студентов из американских, канадских и британских образовательных учреждений были обследованы по многомерной шкале перфекционизма Hewitt&Flett. Мы видим, что получилось в результате: независимо от пола, возраста и страны молодые люди становятся всё более требовательными к себе и другим, а также считают, что окружающие ждут от них достижений и совершенства. Социально-предписанный перфекционизм при этом вырос на 32%.
Сходные тенденции в культуре и образовании мы можем отметить и в социокультурной ситуации в Восточной Европе. Очень интересно в этой связи исследование немецких коллег Aline Vater, Steffen Moritz, Stefan Roepke (2018): поколение, выросшее в ФРГ, отличалось высокими показателями как грандиозного, так и уязвимого нарциссизма по сравнению с выросшими в ГДР. Повзрослевшие после объединения Германии не отличаются по этим параметрам.
Также учёный из Великобритании, один из ведущих специалистов по перфекционизму Joасhim Stoeber отмечает: «Трансформация от тоталитарного общества к демократическому сопровождалась резким ростом числа престижных школ». Исследователь иллюстрирует это примером ситуации в Чехословакии, объясняя этим тенденцию резкого роста перфекционизма как черты личности молодого поколения.
Мы в Москве наблюдаем те же тенденции: с 1990-х по 2016 год в столице наблюдается существенный рост числа гимназий. В своё время мы с коллегами-психотерапевтами назвали эти школы «современными школами нарциссизма». В наших исследованиях мы сравнивали уровень депрессии в гимназиях со спецотбором, профильным спецотбором и без спецотбора. Как говорится, без комментариев: различия по опроснику детской депрессии Марии Ковак (Maria Kovacs) колоссальные, чем жёстче отбор и конкуренция, тем более выражен показатель депрессии.
Не могу без некоторой гордости, надеюсь, что не нарциссической, не сказать о том, что и мы с Натальей Георгиевной Гаранян и Тихоном Олеговичем Цацулиным провели когортное исследование динамики перфекционизма среди студентов российских вузов на основе нашего оригинального «Трехфакторного опросника перфекционизма». В нём также есть три основных параметра: я-адресованный перфекционизм, социально предписанный перфекционизм и перфекционистский когнитивный стиль (или склонность постоянно сравнивать себя с другими, фиксируя внимание на собственном несовершенстве). И хотя масштаб нашего исследования несравненно скромнее, основной вывод совпадает с данными наших британских коллег T. Curran и A. Hill: независимо от пола и возраста молодые люди становятся всё более требовательными к себе, им кажется, что окружающие ждут от них достижений и совершенства, они постоянно сравнивают себя с другими и руминируют на тему собственного несовершенства. Все эти показатели тесно связаны с ростом депрессивной симптоматики.
Один из главных факторов депрессии у современного человека (а может быть, и самый главный) — это переживание одиночества. И это несмотря на сотни друзей в социальных сетях, о которых нам говорила Галина Владимировна Солдатова.
Один из самых главных факторов переживания одиночества — социально предписанный перфекционизм. Скоро выходит статья с моими соавторами из НИИ им. Н.В. Склифосовского по поводу роста показателей одиночества в период пандемии как фактора депрессий, социально предписанного перфекционизма у молодых врачей, защищающих нас от последствий пандемии; тех, кому больше всего нужна поддержка, необходима наша помощь и единение.
Под руководством Jordan Smoller в 2020 году был проведён гигантский мета-анализ факторов-протекторов от депрессии. Вот что учёный пишет в итогах работы:
«Самым выдающимся и намного оторвавшимся по влиянию от других параметров оказалась частота доверительных разговоров с другими и рассказы другим о себе, своих переживаниях и мыслях, а также встречи с семьёй и друзьями — всё это подчёркивает важный защитный эффект социальной связанности и социального единства».
Нас предупреждал великий Карл Густав Юнг: «Каждый, кто скрывает свою богатую на неполноценность человеческую сущность, ощутимо наказывается: без этого от живительного чувства быть человеком среди людей его отделяет непроходимая стена».
Тот же Карл Юнг говорил: «Психическое здоровье — это баланс, крайности — это риски». Коллективизм в своей крайности превращается в:
- тоталитаризм,
- уничтожение личности,
- отказ от учёта интересов каждого человека и истинной близости между людьми.
Индивидуализм в крайнем проявлении трансформируется в:
- нарциссизм,
- фальшивую личность,
- отказ от учёта социального интереса, связи с другими и истинной близости между людьми.
Итак, основные выводы моего доклада.
- Рейтинговые системы стимулируют успеваемость, но губят психическое здоровье и не ведут к истинной научной продуктивности, университеты должны быть свободными, обеспечивая не поиск престижа, а поддерживая свободное самоопределение личности.
- Необходимо поддерживать субъектную позицию школьников и студентов как буфер психического здоровья в эпоху расцвета перфекционизма, а также залог развития идентичности и самоэффективности (Ю.В. Зарецкий, В.К. Зарецкий, И.Ю. Кулагина, 2014).
- Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект, поддерживать социальный интерес и способность дружить, помогать другим, получать удовольствие от общения
- Необходимо обеспечить большую доступность профессиональной психологической помощи.
Обобщая всё вышесказанное, я скажу, что следует установить баланс между инструментальным и гуманитарным разумом. В этой связи вновь процитирую Акопа Назаретяна: «Стержневой проблемой XXI века будет проблема смыслов».
А закончить своё сегодняшнее выступление мне хочется стихами, авторство которых мне неизвестно. Я нашла их в воспоминаниях профессора, хирурга Игоря Николаевича Григовича, народного врача Республики Карелия. Он написал о своём учителе книгу «Сергей Юдин. Трагическая судьба великого хирурга». Сергей Сергеевич Юдин спас тысячи жизней в годы Великой Отечественной войны. Последние годы его биографии омрачены заключением по доносу одного его ученика, пытками и бесчеловечным обращением. Именно Сергей Сергеевич, как пишет И.Н. Григович, любил цитировать эти стихи:
Ходил по кладбищу я снова,
Бродил, скорбя, среди могил.
Одним сказал: зачем ты умер!
Других спросил: зачем ты жил?
И последнее предупреждение от Виктора Франкла: «Дела человечества плохи, но они будут ещё хуже, если не будет людей, которые пытаются их исправить».
Доклад был сделан на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов в рамках панельной дискуссии «От рефлексии — к действию! От обретения смыслов — к созиданию будущего! Как год пандемии с его утратами, испытаниями и запретами повлиял на человечество?». Смотрите полную видеозапись выступления:
Очень интересная статья, спасибо, Алла Борисовна, что поделились этой информацией.
В век технологий и информатизации общества духовные ценности, которые ранее существовали в обществе, к сожалению, уходят на второй план.
В этом смысле даже идеология построения коммунизма была более здоровой, чем идеология "перфекционизма", поэтому слово "мы" в 1979 году и было более употребимым! Вопрос: что с этим делать?
На мой взгляд, пора поднимать вопросы идеологи на государственном уровне, надеюсь это не будет идеология "воспитания потребителя".
, чтобы комментировать