
Доктор биологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.
Профессор Школы проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления Московского городского педагогического университета. Научный руководитель, главный научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития Института возрастной физиологии РАО. Заведующая кафедрой возрастной физиологии и психофизиологии Университета РАО.
Член Президиума РАО. Член ВАК по отделению педагогики и психологии.
Член редсовета «Российского психологического журнала», журнала «Новые исследования», член редколлегии журнала «Физиология человека».
В 1968 г. закончила Туркменский государственный педагогический институт.
В 1974 г. защитила кандидатскую, а в 1994 г. — докторскую диссертацию на тему «Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей».
С 1973 г. работает в Институте возрастной физиологии и физического воспитания АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии РАО). В 1996 году возглавила ИВФ РАО.
Область профессиональных интересов: более 50 лет занимается исследованиями в области возрастной физиологии и психофизиологии, изучает когнитивное развитие детей на разных этапах онтогенеза, когнитивные основы обучения, проблемы развития и школьные трудности.
Наряду с научными исследованиями ведет преподавательскую деятельность в педагогических вузах, институтах развития образования, ведет авторские курсы повышения квалификации, такие как «Развитие мозга ребенка и познавательная деятельность», «Когнитивные основы обучения», «Психофизиологические основы трудностей обучения» и др.
Основные публикации: более 500 работ, в том числе:
- Bezrukikh M.M., Ivanov V.V., Orlov K.V., Differences between concepts of brain development in modern neurobiology and teachers' knowledge // Science for Education Today. 2021. Vol. 11. No. 1. Pp. 125-150. DOI: 10.15-293/2658-6762.2101.08
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. Иванов В.В., Сергеева В.Е. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования. 2020. №1. С. 19-36.
- Безруких М.М. Ваш особенный ребенок идет в школу. СПб: Питер, 2020. 256 с.
- Безруких М.М., Иванов В.В. Глазодвигательная активность при чтении у детей младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2019. Volume 46, №1. Pp. 9-18.
- Безруких М.М., Иванов В.В. Сравнительное исследование окуломоторной активности при чтении у детей младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения // Foreign Language Teaching. 2019. Т. 46. №3. С. 242-252.
- Bezrukikh M.M., Adamovskaya O.N., Ivanov V.V., Filippova T.A. Visual Perception and Oculomotor Activity during Reading Tasks of Varying Complexity in Children Aged 7-10 Years// Human physiology. 2019. Volume 45, Issue 6. Pp. 596-603.
- Bezrukikh M., Komkova Y., Ivanov V. Autonomic regulation of heart rate and distinctive features of oculomotor activity in eight- to nine-year-old boys and girls during the reading of texts of different complexities // Human Physiology. 2018. Vol. 44. No.4. Pp. 361-370.
- Bezrukikh M.M., Adamovskaya O.N., Ivanov V.V. Visual and Oculomotor Activity of First-grade School Students during Reading Texts of Varying Complexity // Human Physiology. 2017. Vol. 43. №2. Pp. 168-176.
- Современная экспериментальная психология: В 2-х тт. М., 2011 (в соавт.).
- Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург, 2010 (в соавт.).
- Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 768 с.
- Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 432 с.
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М., 2009.
- Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 494 с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., М.М. Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998; М., 2008.
В течение многих лет была главным редактором альманаха ИВФ РАО «Новые исследования».
Награды:
- лауреат Премии Президента РФ в области образования
- Орден Почета (2012)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Развитие личности ребенка», серия печатных изданий (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2010 г.), победитель