18+
Выходит с 1995 года
18 ноября 2024

Кто есть кто

Александр Владимирович Запорожец

Александр Владимирович Запорожец

12.09.1905 - 07.10.1981

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Действительный член, член Президиума Академии педагогических наук СССР.

Основатель и директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

В 1930 г. окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного университета. В 1920-1930-е гг. входил в состав московских учеников Л.С. Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

В 1958 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Развитие произвольных движений».

В 1929-1931 гг. - сотрудник Академии коммунистического воспитания.

С 1931 г. работал в Украинской психоневрологической академии.

С 1933 г. — доцент, с 1938 г. — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М.Горького.

В 1941-1943 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).

В 1943-1960 гг. — доцент, профессор кафедры психологии МГУ.

В 1944-1960 гг. — заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП.

С 1960 г. — директор организованного им НИИ дошкольного воспитания.

В 1959 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1965-1967 гг. - академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии. С 1968 г. - действительный член (академик) АПН СССР, в 1968-1981 гг. - член Президиума..

Область профессиональных интересов. Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. Впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Обосновал специфичные возрастные периоды развития психики ребенка.

Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Критически воспринимал переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, Запорожец занимался изучением проблемы возникновения психики в филогенезе (вместе с А. Н. Леонтьевым). Запорожец вывел тот факт, что в основе любого познавательного процесса находятся практические действия, и в частности что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и за счет этого образуется перцептивный, или мыслительный образ.

С середины 1940-х гг. начал разрабатывать положение о развитии эмоций как процессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны.

В 1950-1960-х гг., занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения. Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, А.В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты.

В последние годы жизни Запорожец разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности.

Основные работы:

  • Психология: Учебное пособие для дошкольных пед. училищ / А.В. Запорожец. - М.: Учпедгиз, 1953. - 188 с.; 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1955. - 192 с.; М.: Учпедгиз, 1959. - 224 с.; М.: Учпедгиз, 1961. - 228 с.; 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.
  • О психологии детей раннего и дошкольного возраста / А.В. Запорожец. - М., 1969. - 26 с.; М., 1971. - 16 с.
  • Психология действия: Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 731 с.
  • Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания: Материалы к докладу на Всесоюз. пед. чтениях 1970 г. Ленинград / А.В. Запорожец. - М.: Знание, 1970. - 29 с.
  • Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 430 с.
  • Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец и др. - М. : Педагогика, 1980. - 271 с.
  • Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.
  • Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 1967. - 323 с.
  • Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец и др. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
  • Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: НИИ общей педагогики, 1978. - 155 с.
  • А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 288 с.
  • Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 1000 с.
  • Познавательные процессы: ощущения, восприятие: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. - 336 с.
  • Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1966. - 299 с.
  • Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
  • Сенсорное воспитание дошкольников: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 228 с.
  • Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы Симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - 351 с.
  • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологическое исследование / А.В. Запорожец и др. - М.: Педагогика, 1986. - 172 с.
  • Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.
  • Формирование восприятия у дошкольника: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1968. - 278 с.
  • Методика восстановительной трудотерапии при ранении верхних конечностей / А.В. Запорожец, С.Я. Рубинштейн. - М.: Медгиз, 1942. - 28 с.
  • Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: МГУ, 1978. - 118 с.
  • Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1965. - 420 с.
  • Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
  • Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец. - М.: НИИ ОП, 1979. - 79 с.
  • Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976.

Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816181.htm

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»