Кто есть кто
Ольга Валентиновна Митина
Кандидат психологических наук, доцент.
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Руководитель Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология».
Член редколлегии журналов «Российский психологический журнал», «Психологические исследования», «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология», «Моделирование и анализ данных», «Психологическая наука и образование».
Член International test committee (США), Международного общества политической психологии (ISPP, США), Международного общества теории хаоса в психологии и науках о жизни (США), Российского психологического общества.
В 1984 г. окончила механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1987 г. - аспирантуру механико-математического факультета, в 1992 г. окончила факультет психологии МГУ.
В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психосемантический анализ политического сознания».
В 1987–1989 гг. - младший научный сотрудник Центральной научно-исследовательской лаборатории персональных компьютеров при Государственном комитете по труду и социальным вопросам СССР и Академии наук СССР.
С 1989 г. работает в лаборатории общения и психосемантики кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.
В 1994-1995 гг. - научный сотрудник Института новых технологий в образовании.
В 2000-2001 гг. стажировалась в Институте мозга, Вермонт (США), в 2008-2014 гг. - Университете Оснабрюка (Германия), в 2009 г. - в Университете Канзаса (США), в 2017 г. - в International Society of Political Psychology (Великобритания).
Область профессиональных интересов:
- количественная психология
- психосемантика
- теория нелинейных динамических систем (синергетика и теория хаоса)
- политическая психология
- гендерная психология
- психология личности
- кросс-культурная психология
- психология общественного и индивидуального сознания
- математическая психология
Участвовала в мониторингах общественного мнения: в 1991 г. - перед президентскими выборами в Казахстане, в 1994 г. - в ходе реформ в России, в 1999 г. - перед президентскими выборами в Украине, в 2000 г. - перед выборами губернатора в Псковской области.
С 1996 г. участвовала в кросс-культурных исследованиях:
- «Психологические проблемы феминизма в России и США» отделения международных исследований и обменов Информационного агентства США (IREX)
- проект исследования сновидений
- проект исследования жизненных, профессиональных, семейных ценностных установок и планов на будущее у студентов
- проект исследования стереотипов маскулинности (1996-2000)
- исследование отношения граждан стран Восточной Европы и Америки к демократическим и гражданским ценностям (1997-1998)
- проект исследования темперамента (2000-2001)
В 1999-2000 гг. участвовала в исследовательском проекте программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» Министерства образования РФ.
Читает курсы:
- Политическая психология
- Теория нелинейных динамических систем (синергетика) в психологии
- Количественный анализ данных в психодиагностике
- Введение в структурное моделирование
- Многомерные методы анализа эмпирических данных
- Конструирование психодиагностических методик
- Введение в психосемантику
- Общая психодиагностика
- Современные методы анализа данных в психологических исследованиях
- Математические методы для психологов
Основные публикации: более 220 работ, в том числе
- Политическая психология: психосемантический подход: монография / В.Ф. Петренко, О.В. Митина. - М. - Челябинск: Социум, 2018. - 589 с.
- Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы / Высоцкая Е.В., Зак А.З., Митина О.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Цукерман Г.А., Чудинова Е.В., Янишевская М.А. - М.: ГБОУ ВПО «МГППУ», 2015. - 169 с.
- Разработка и адаптация психологических опросников / Митина О.В. - М.: Смысл, 2011. - 235 с.
- Образ России глазами россиян и иностранцев / Петренко В.Ф., Митина О.В., Карицкий И.Н., Менчук Т.И., Каменев И.И., Коротченко Е.А. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009. - 272 с.
- Математические методы для психологов: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 235 с.
- Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О.В., Бабаева Ю.Д., Завадский Б., Менчук Т.И. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2007.
- Факторный анализ для психологов: учебное пособие / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. - М.: Психология, 2001. - 167 с.
- Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / Петренко В.Ф., Митина О.В. - М.: Смысл, 2000. - 77 с.
- Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета) / В.Ф. Петренко, О.В. Митина. - Смоленск: Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 1997. - 212 с.
- Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, № 1. С. 50–68.
- Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 6. С. 25–40.
- Методика «Сказочный семантический дифференциал»: диагностические возможности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 6. С. 41–54.
- Родительское отношение в семьях, воспитывающих детей со специальными нуждами // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 4. С. 102–111.
- Психологическая готовность к управлению как основа потенциальной конкурентоспособности будущих менеджеров // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22, № 3. С. 71–81.
- Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6, № 2. С. 109–129.
- Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20, № 1. С. 49–58.
- Использование модели логистического уравнения для изучения динамических процессов в психологии и науках о жизни // Моделирование и анализ данных. 2013. Том 3, № 1. С. 61–77.
- Осваиваем компьютерные среды: «Лого Миры» на службе у практического психолога. Опыт создания Лого-проектов в учебной практике МГППУ // Психолого-педагогические исследования. 2011. Том 3, № 2.
- Моделирование латентных изменений c помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. Том 1, № 1. С. 131–148.
- Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3, № 4. С. 19–31.
Награды:
- Награда Оргкомитета Международной конференции по взаимодействию человека с компьютером за лучший доклад (Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А.), HCII, США, 2009