• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

20 — 22 мая
Ставрополь, online

XVII ежегодная ставропольская психоаналитическая конференция «Жадность»

19 — 20 мая
Online

III Международная научно-практическая конференция «Личность в системах управления»

26 мая
Курск, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинская психология в здравоохранении»

26 — 27 мая
Алушта

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Гендерные аспекты психического здоровья»

27 — 28 мая
Калуга

Международный симпозиум «Выявление и профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, обусловленного коммуникацией в медийно-информационной среде»

1 — 3 июня
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

1 — 2 июня
Online

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

5 — 8 июня
Санкт-Петербург, online

16-й Санкт-Петербургский саммит психологов

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
Цукерман Галина Анатольевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. Психолог школы №91 РАО.

Член редакционного совета журнала «Вопросы психологии», член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология».

Действительный член некоммерческого партнерства «Авторский клуб».

В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме : на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе», в 1992 г. - докторскую диссертацию на тему «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться».

Ученица Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, создателей теории и практики развивающего обучения.

Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Она выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым, является необходимым условием психического развития ребенка. Без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые компоненты действия (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Взрослый передает весь операциональный состав действия, но остается держателем смыслов и целей. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Г.А. Цукерман рассматривает кооперацию со сверстниками как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе с взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим концом формирования, как существенное условие интериоризации действий.

Г.А. Цукерман анализировала психолого-педагогические условия возникновения у ребенка умения учиться. Она показала, что при научной организации учебной деятельности, при специальном конструировании учебных предметов ребенок в младшем школьном возрасте овладевает не только общими способами действий с понятиями, но и общими для всех участников совместной деятельности способами взаимодействия. По ее предположению, «специфика учебного взаимодействия состоит в появлении учебной инициативы школьника, который сам указывает взрослому на противоречия между условиями поставленной взрослым задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок». Ею разработаны принципы построения учебных предметов, благодаря которым дети овладевают не только, содержанием, но и, что особенно важно, формой учебной деятельности.

Разработала учебник русского языка в системе Эльконина – Давыдова, соавтор букваря Д.Б. Эльконина.

Автор многочисленных публикаций, в том числе книг:

  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.
  • Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос , 2001. — 160 с.
  • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.
  • Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. - 432 с.
  • Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание , 1989.
  • Цукрман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2010.

Награды:

  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)

  • Генеральный спонсор — «Иматон»
19 мая 2022 , четверг

Скоро

20 — 22 мая
Ставрополь, online

XVII ежегодная ставропольская психоаналитическая конференция «Жадность»

19 — 20 мая
Online

III Международная научно-практическая конференция «Личность в системах управления»

26 мая
Курск, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинская психология в здравоохранении»

26 — 27 мая
Алушта

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Гендерные аспекты психического здоровья»

27 — 28 мая
Калуга

Международный симпозиум «Выявление и профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, обусловленного коммуникацией в медийно-информационной среде»

1 — 3 июня
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

1 — 2 июня
Online

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

5 — 8 июня
Санкт-Петербург, online

16-й Санкт-Петербургский саммит психологов

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
19 мая 2022 , четверг

Скоро

20 — 22 мая
Ставрополь, online

XVII ежегодная ставропольская психоаналитическая конференция «Жадность»

19 — 20 мая
Online

III Международная научно-практическая конференция «Личность в системах управления»

26 мая
Курск, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинская психология в здравоохранении»

26 — 27 мая
Алушта

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Гендерные аспекты психического здоровья»

27 — 28 мая
Калуга

Международный симпозиум «Выявление и профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, обусловленного коммуникацией в медийно-информационной среде»

1 — 3 июня
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

1 — 2 июня
Online

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

5 — 8 июня
Санкт-Петербург, online

16-й Санкт-Петербургский саммит психологов

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь