16+
Выходит с 1995 года
28 февраля 2024

Кто есть кто

Галина Анатольевна Цукерман

Галина Анатольевна Цукерман

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО.

Член редакционного совета журнала «Вопросы психологии», член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология».

Действительный член некоммерческого партнерства «Авторский клуб».

В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме : на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе», в 1992 г. - докторскую диссертацию на тему «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться».

Ученица Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, создателей теории и практики развивающего обучения.

Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Она выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым, является необходимым условием психического развития ребенка. Без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые компоненты действия (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Взрослый передает весь операциональный состав действия, но остается держателем смыслов и целей. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Г.А. Цукерман рассматривает кооперацию со сверстниками как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе с взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим концом формирования, как существенное условие интериоризации действий.

Г.А. Цукерман анализировала психолого-педагогические условия возникновения у ребенка умения учиться. Она показала, что при научной организации учебной деятельности, при специальном конструировании учебных предметов ребенок в младшем школьном возрасте овладевает не только общими способами действий с понятиями, но и общими для всех участников совместной деятельности способами взаимодействия. По ее предположению, «специфика учебного взаимодействия состоит в появлении учебной инициативы школьника, который сам указывает взрослому на противоречия между условиями поставленной взрослым задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок». Ею разработаны принципы построения учебных предметов, благодаря которым дети овладевают не только, содержанием, но и, что особенно важно, формой учебной деятельности.

Разработала учебник русского языка в системе Эльконина – Давыдова, соавтор букваря Д.Б. Эльконина.

Автор многочисленных публикаций, в том числе книг:

  • Диагностика умения учиться / Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова. - М.: Author's club, 2016, 2018. - 62 с.
  • Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. - М., 2010, 2015. - 430 с.
  • Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителя / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 2003, 2010, 2012, 2014. - 127 с.
  • Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001, 2007. - 159 с.
  • Обучение чтению по системе Д.Б. Эльконина: метод. пособие к Букварю / Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение, 2003. - 158 с.
  • Как Винни-Пух и все-все-все научились читать: В 2 кн. / Г. Цукерман, Е. Школяренко. - М.: ИНТОР.
  • Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М., 1993, 1998.
  • Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Фирма «Интерпракс», 1995. - 286 с.
  • Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: пособие для учителей / Г.А. Цукерман. - М., 1994, 1997.
  • Учимся читать и писать / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 1994. - 158 с.
  • Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 69 с.
  • Виды общения в обучении / Цукерман Г.А. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.
  • Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников / Е.А. Бугрименко, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Г.А. Цукерман. - М., 1992. - 96 с.
  • Школьные трудности благополучных детей / Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 1989. - 188 с.
  • Зачем детям учиться вместе / Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

Награды:

  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»