18+
Выходит с 1995 года
22 декабря 2024
Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)

Соломон Григорьевич Геллерштейн (02.11.1896–14.10.1967) известен отечественным психологам как один из лидеров индустриальной психотехники, теоретик, методолог и практик в области психологии и психофизиологии труда, авиационной психологии, психологии движений, профессиональной педагогики, психологии спорта, клинической психологии, методологии и истории психологии.

Родился Соломон Григорьевич в 1896 г. в г. Екатеринославле (ныне г. Днепр) в семье владельца небольшого металлургического завода. Предприятие было убыточным, и еще до Первой мировой войны семья перебралась в США. Родители и сестра остались в Нью-Йорке, а Соломон Григорьевич после окончания Гражданской войны вернулся вместе со старшим братом в Россию. Соломон еще до эмиграции окончил в России коммерческое училище, позже обучался в технологическом институте, однако экономика и инженерное дело не стали его профессией, он окончил биологический факультет университета в г. Екатеринославле. Возможно, под влиянием старшего брата (врача-психиатра) Соломон Григорьевич заинтересовался психологией и педагогикой, в начале 1920-х годов он окончил в Москве Высшие педагогические курсы при Военном училище, получив право профессионально заниматься педагогикой и психологией. Юноша хорошо владел иностранными языками (английским, немецким, французским). Его приобщение к психологической науке состоялось благодаря дружбе и многолетнему сотрудничеству с будущим лидером советской индустриальной психотехники Исааком Нафтуловичем Шпильрейном (1891–1937).

С.Г. Геллерштейн и советская индустриальная психотехника

Научная биография ученого началась в 1923 г., он был зачислен в состав психотехнической лаборатории, организованной И.Н. Шпильрейном при Народном комиссариате труда СССР. В 1925 г. эта лаборатория (уже как лаборатория психологии труда) вошла в состав Научно-исследовательского института охраны труда в Москве. С 1929 г. С.Г. Геллерштейн сменил И.Н. Шпильрейна на посту заведующего лабораторией и руководил лабораторией до 1936 г. В тот период Институт охраны труда служил базой для развертывания практико-ориентированных психологических исследований в связи с задачами профессионального отбора и обучения, профилактики производственного травматизма и аварийности, психофизиологического нормирования труда, психофизиологической рационализации труда, его средств и условий и пр. Одновременно это была хорошая школа взаимодействия психологов с физиологами, гигиенистами, инженерами в области техники безопасности, педагогами. Уже тогда Соломон Григорьевич близко познакомился с биомехаником и психофизиологом Н.А. Бернштейном, труды которого были глубоко усвоены, приняты Геллерштейном и составили основу его психофизиологической концепции.

Теоретические исследования в рамках индустриальной психотехники разрабатывались в стенах Государственного научного института экспериментальной психологии в Москве, где с 1923 г. был организован сектор психотехники, которым руководил проф. И.Н. Шпильрейн, Соломон Григорьевич был привлечен им для работы в составе этого сектора (действовавшего вплоть до 1933 г.). Центральной проблемой, которая здесь экспериментально разрабатывалась ученым, была проблема психологии упражнения, развития профессионально важных качеств. Необходимо было понять психологическую природу явлений упражнения как основы изменчивости психических качеств человека. Проблема вариативности, изменчивости психических качеств взрослых людей под влиянием упражнения разрабатывалась в рамках функциональной психологии (в варианте концепции немецкого психолога В. Штерна, которая была взята на вооружение И.Н. Шпильрейном) и была чрезвычайно востребована практикой в связи с задачами диагноза и прогноза профессиональной пригодности. Работа в ГНИЭП способствовала тесным научным контактам ученого с А.Р. Лурией, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, Б.М. Тепловым и другими психологами.

В 1931 г. С.Г. Геллерштейну была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии) по совокупности работ, выполненных в этой области. С конца 1920-х годов С.Г. Геллерштейн преподавал прикладную психологию на отделении педологии 2-го МГУ (переименованного позже в МПГУ имени В.И. Ленина). Среди студентов Геллерштейна, обучавшихся в 1920–1930-е годы в этом вузе, много известных психологов: Ю.В. Котелова, В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель, В.М. Коган, Л.И. Селецкая, Д.И. Рейтынбарг, А.А. Нейфах, Г.И. Нецкий и др.

С 1931 по 1934 г. Геллерштейн заведовал кафедрой психотехники в Педагогическом институте имени А.И. Герцена в Ленинграде, был знаком с С.Л. Рубинштейном, М.Я. Басовым, В.Н. Мясищевым, А.П. Болтуновым и другими психологами и педологами. В этот период под его руководством был разработан профиль психотехника как основа программы специализированной подготовки практических психологов.

С.Г. Геллерштейн принимал активное участие в организации Всероссийского общества психотехники и прикладной психофизиологии, созданного в 1927 г. Он был избран в состав правления «ВОП и ПП», неизменно входил в редколлегию журнала, который издавался как ветвь журнала «Психология» с 1928 по 1934 г. под названиями «Психофизиология труда и психотехника», «Психотехника и психофизиология труда», «Советская психотехника». Опыт экспериментальных и практикоориентированных исследований в области развития профессионально важных качеств во многих видах профессионального труда был основанием для приглашения в 1936 г. С.Г. Геллерштейна в качестве заведующего лабораторией в ВИЭМ (Всесоюзный институт экспериментальной медицины). Предметом исследования здесь были проблемы развития психических качеств взрослых людей-профессионалов. В это же время в составе ВИЭМ работали А.Р. Лурия (как заведующий лабораторией по изучению нормы и патологии психики) и А.Н. Леонтьев (как заведующий лабораторией, призванной исследовать законы развития психики ребенка).

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (от 4 июля 1936 г.) послужило одной из причин свертывания работы психофизиологических лабораторий и всей деятельности в области психологии профессионального труда. В конце июля 1936 г. С.Г. Геллерштейн как один из лидеров индустриальной психотехники в стране обратился с докладной запиской «О состоянии психологии труда (психотехники) в СССР» в научный отдел ЦК ВКП(б) в надежде на то, что удастся оптимизировать работу психотехников, учесть недостатки их деятельности и ошибки и сохранить саму возможность продолжения этой деятельности в интересах страны, но эти надежды в то время не сбылись. Осенью 1936 г. решением самих психотехников «ВОП и ПП» (психотехническое общество) было распущено, и следом была приостановлена деятельность психофизиологических и психотехнических лабораторий. Это решение было вынужденным, ибо лидер психотехнического общества И.Н. Шпильрейн с января 1935 г. находился под арестом в связи с обвинением в контрреволюционной деятельности. С 1926 г. в стране действовал новый Уголовный кодекс, согласно 58-й статье которого члены общественных организаций подлежали аресту, если ее руководитель обвинялся в контрреволюционных деяниях.

Соломон Григорьевич избежал ареста, но его причастность к психотехнике и дружба с И.Н. Шпильрейном так или иначе сказывались негативно в течение всей его дальнейшей научной биографии.

Проблемы авиационной психологии в творчестве С.Г. Геллерштейна

Работа в военной авиации страны началась для С.Г. Геллерштейна в 1932 г. с разработки психотехнических основ профотбора военных летчиков. В 1934 г. Соломон Григорьевич в составе группы коллег участвовал в исследовании освоения учлетами (курсантами) навыков пилотирования. С 1934 по 1937 г. С.Г. Геллерштейн руководил психофизиологической лабораторией Института авиационной медицины, куда пришел в 1934 г. и К.К. Платонов, молодой врач с опытом организации психофизиологических лабораторий на Горьковском автозаводе и Челябинском тракторном заводе. Так в 1930-е годы началась деятельность психотехника в военной авиации, которая была продолжена в 1943 г., когда Геллерштейн был приглашен В.В. Стрельцовым на кафедру авиамедицины военного факультета ЦИУВ (Центральный институт усовершенствования врачей). Здесь он проработал до 1949 г., преподавая авиационную психологию, проводя экспериментальные исследования. В частности, он исследовал проблему изменения психических функций летчиков в условиях барокамеры, изучал возможности развития способности летчиков к переключению внимания и др. Очерки по авиационной психологии были опубликованы Геллерштейном в «Трудах ЦИУВ» в 1946 г., но это издание в настоящее время практически недоступно читателям. Именно научные исследования и преподавание авиационной психологии на кафедре авиамедицины ЦИУВ стали основанием присвоения в 1947 г. Геллерштейну, доктору биологических наук (диссертация была защищена в 1945 г.), ученого звания профессора. В 2020 г. в электронном журнале «Организационная психология и психология труда» Института психологии РАН были опубликованы стенограммы двух докладов С.Г. Геллерштейна, с которыми он выступил осенью 1946 г. в секторе психологии Института философии АН СССР, а затем на заседании АПН РСФСР в Москве [1; 2]. Доклады были посвящены восстановлению научных исследований и практики в области психологического профотбора в интересах военной авиации страны, однако, интерес к обозначенной теме не был в то время реализован в практических рекомендациях и делах; сказывались последствия довоенных негативных оценок прикладной психологии.

Теория и практика трудотерапии в творчестве С.Г. Геллерштейна

Деятельность С. Г. Геллерштейна в это тяжелое время перемещается в область трудотерапии психически больных, так, с 1937 по 1941 г. он заведовал психофизиологической лабораторией Московской областной психиатрической больницы. В 1942 г., во время Великой Отечественной войны, Геллерштейн был приглашен А.Р. Лурией для работы в эвакогоспитале г. Кисегач Челябинской области.


А.Р. Лурия и С.Г. Геллерштейн в эвакогоспитале (г. Кисегач Челябинской обл.), 1943 г.

В период 1942–1943 гг. Соломон Григорьевич оказался в роли научного руководителя всех эвакогоспиталей системы ВЦСПС по восстановительной трудотерапии при ранениях верхних конечностей, а таких ранений было большинство. Здесь в 1942 г. работали многие известные психологи — А.В. ЗапорожецС.Я. Рубинштейн, Б.Б. Митлина и др. Уже в 1942 г. были изданы серия статей и одно из первых руководств по трудотерапии [3]. Книга 1942 г. вышла в типографии газеты «Челябинский рабочий», причем для издания этой книги в порядке исключения был использован весь бумажный ресурс тиража газеты за один день, что было беспрецедентно и свидетельствует о понимании современниками важности публикации этой книги в военное время. В 1943 г. под редакцией А.Р. Лурии удалось опубликовать в Москве расширенный вариант книги Геллерштейна [4], включающий научное обоснование разработанной им системы дифференциальной восстановительной трудотерапии при ранениях рук. Методы трудотерапии, предложенные С.Г. Геллерштейном, в совокупности с талантливой работой хирургов и методистов по трудотерапии позволили успешно восстанавливать и возвращать в строй или на рабочие места в условиях тыла до 80% раненых этой группы. Научное обоснование геллерштейновского варианта системы трудотерапии базировалось на двух моментах. С одной стороны, оно опиралось на учение Н.А. Бернштейна об уровневом строении управления движениями, которое находилось еще в стадии завершения и не было опубликовано. Использование идеи о роли сенсорных коррекций, кольцевом принципе регуляции, которое предлагалось Бернштейном взамен учения о павловской рефлекторной дуге, при рассмотрении процессов управления движениями в процессе трудотерапии позволяло сконцентрировать внимание раненых не на особенностях работы больной руки, а на трудовом процессе. Такой перенос внимания давал существенно более высокий уровень и темпы восстановления, чем традиционное использование лишь механотерапии, физиотерапии и лечебной физкультуры.


Консилиум в процессе восстановления нарушенных функций при ранениях верхних конечностей, Центральный институт экспертизы трудоспособности инвалидов — ЦИЭТИН, Москва (1946 г.). Слева направо: лечащий врач, Л.И. Селецкая, С.Г. Геллерштейн, Г.А. Ротштейн, больной, Ю.В. Котелова

Концепция восстановительной трудотерапии и ее практическое воплощение были предметом докторской диссертации, успешно защищенной Соломоном Григорьевичем в Москве в 1945 г. Идеи Геллерштейна не противоречили идеям и практике других психологов, в частности, А.Н. Леонтьева и его коллег (А.В.Запорожца, Т.О. Гиневской, В.С. Мерлина, П.Я. Гальперина и др.), который с 1943 г. занимался также этими вопросами в эвакогоспитале под Свердловском) [5]. Эти концепции эффективно дополняли друг друга.

Отличия позиции Геллерштейна и Леонтьева касаются в большей степени целевых установок и практики организации трудотерапии. А.Н. Леонтьев ставил в центр внимания предметную нацеленность трудовых действий, понимание ранеными социальной направленности их участия в коллективном труде по изготовлению нужных для фронта предметов (носилок, саперных лопат и пр.), тогда как концепция «дифференциальной восстановительной трудотерапии» Геллерштейна была ориентирована на управляемый процесс восстановления нарушенных двигательных функций за счет замены субъективных целей раненых с восприятия болезненных ощущений в травмированной руке на выполнение трудовых действий. При этом использовался индивидуальный подход к каждому раненому бойцу, что обеспечивалось подбором для каждого раненого специально изготовленных средств труда (инструмента), а также в специальных индивидуальных трудовых и «трудоподобных» занятиях, которые важно было осуществлять на самых ранних этапах послеоперационного восстановления. Область трудотерапии рассматривалась ученым как сфера воздейственной практики, которая должна составить одно из важных направлений психологии труда и медицинской психологии. Перспективный опыт трудотерапии при психических заболеваниях был представлен в книге 1964 г. [6], не утратили актуальности идеи ученого о целебных свойствах ручного труда, используемого в трудотерапии, идеи, составившие основу программы психологической теории трудотерапии, которую он представил в своем докладе на Всесоюзной конференции в Ленинграде в 1965 г. [7].

Психология движений, чувство времени, антиципация

В послевоенные годы Соломон Григорьевич тесно сотрудничает с Н.А. Бернштейном, в частности, с 1946 по 1949 г. он заведует кабинетом психологии движений, организованном в составе биомеханической лаборатории Н.А. Бернштейна в ЦНИИ физической культуры (г. Москва). Это был период, когда Бернштейн завершал оформление своей научной концепции уровневой регуляции движений. Именно в эти годы С.Г. Геллерштейн провел на спортсменах цикл экспериментальных исследований, направленный на формирование чувства времени и развитие способности человека управлять латентным периодом своих двигательных реакций, управлять осознанно темпом своих движений.


С.Г. Геллерштейн (в центре) и Н.А. Бернштейн (справа) на одном из совещаний в ЦНИИФК (1947 г.)

Эти исследования были высоко оценены психологами, а А.Н. Леонтьев назвал их «штурмом психофизиологических констант».


С.Г. Геллерштейн проводит эксперименты по формированию «чувства времени» у спортсменок (ЦНИИФК, 1947 г.)

У современного читателя несомненный интерес должны вызывать работы С.Г. Геллерштейна, посвященные исследованию феноменов предвосхищения, антиципации, которые ученый справедливо рассматривал в качестве основы молниеносных действий, профессионального мастерства представителей экстремальных, скоростных, водительских профессий. Этот цикл исследований получил развитие в отечественной инженерной психологии 1970–1980-х годов, в работах И.М. Фейгенберга и В.А. Иванникова [8], Б.Ф. Ломова [9] и его коллег.

В 1948–1949 гг. С.Г. Геллерштейн был приглашен для чтения курса психологии труда на факультет психологии МГУ, однако, этот опыт не удалось продолжить, ибо в стране началась кампания по борьбе с «космополитами», и Соломон Григорьевич оказался к ним причислен. В 53 года, вполне работоспособный, он был лишен практически всех своих должностей и вынужден был в течение многих лет (до начала 1960-х гг.) заниматься научными исследованиями лишь по отдельным темам, взаимодействовать с различными издательствами, заниматься переводами, составлением примечаний и комментариев к академическим изданиям трудов многих выдающихся ученых. В этот период в центре его внимания оказались вопросы истории науки, истории биологии, физиологии, психологии. В эти годы Геллерштейн сотрудничал с учеными Института истории естествознания и техники АН СССР. К этому периоду жизни относятся его историко-научные труды, посвященные работам Яна Пуркинье, Чарльза Дарвина, Жана-Батиста Ламарка. Геллерштейна интересовали, в первую очередь, те мыслители прошлого, которые разрабатывали важные для него проблемы развития психики человека и животных в онтогенезе и филогенезе. Помимо постраничных примечаний и комментариев, Соломон Григорьевич оставил читателям развернутые историко-научные статьи о творчестве Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка, не потерявшие своей ценности и в наше время. В 1952 г. Соломон Григорьевич публикует многостраничный комментарий к академическому изданию произведений И.М. Сеченова и становится его искренним поклонником и последователем.

Концепция развития профессионально важных качеств

Положения Сеченова о ведущей роли «чувствований» в регуляции движений животных и человека стали центральной идеей геллерштейновской концепции управляемого формирования образно-чувственной ориентировочной основы действий, перцептивных эталонов осваиваемых умений. Работа ученика, овладевающего двигательным навыком, по мысли Геллерштейна, должна быть направлена на формирование правильных ощущений — регуляторов движения, действия.

Если в 1920–1930-е годы успешные технологии развития профессионально важных качеств эмпирически «нащупывались» психологами (на базе тщательного психологического изучения соответствующей профессиональной деятельности), то к 1940–1950-м годам этот успешный опыт получил и концептуальное оформление, в котором объединились идеи И.М. Сеченова, идеи концепции деавтоматизации И.Н. Шпильрейна, теория уровневой регуляции движений Н.А. Бернштейна, теория установки Д.Н. Узнадзе.

Искусство педагога, обучающего ученика трудовым навыкам, виделось Геллерштейну как умение управлять содержанием сознания, сознательного самоконтроля ученика [10]. В качестве объекта контроля сознания выступали собственные ощущения ученика разной модальности, отображающие чувственные характеристики, соответствующие требуемому результату действия и процессу его достижения на всех этапах. Концепция формирования и развития навыков (любого предметного и функционального содержания), разработанная С.Г. Геллерштейном, основана на том, что в центре внимания учащегося и учителя оказываются чувственные компоненты ориентировочной основы осваиваемого действия, конструктивно дополняет теорию П.Я. Гальперина, в центре которой — понятийная составляющая ориентировочной основы осваиваемого действия, представленная в сознании учащегося с помощью слов, языка. Современному читателю ясно, что любое умение базируется как на вербальных, так и на сенсорно-перцептивных ориентирах. И такое понимание вполне адекватно позиции А.Н. Леонтьева, который включал в содержание сознательного опыта, сознательных переживаний как словесные понятия, так и «чувственную ткань», а также смысловые отношения личности к содержанию осваиваемого действия в системе ее жизненно важных связей с действительностью.

Концепция Геллерштейна многократно, на многих видах профессионального труда доказала свою эффективность и может служить и в наши дни научной основой формирования профессиональных умений как концепция, дополняющая вербально-ориентированную теорию управляемого формирования умственных действий П.Я. Гальперина и его школы. Его концепция полезна как при разработке современных тренажеров, так и при оценке имеющихся учебных методов, ибо направлена на осознанное (со стороны обучающего и самого ученика) формирование адекватных перцептивных эталонов выполнения правильного действия, которые нередко плохо поддаются вербализации и могут корректироваться только самим учащимся в процессе мотивированной напряженной, внимательной его работы со своим чувственным опытом под руководством психолога и при использовании вспомогательных тренировочных средств, а также при условии многократного повторения учебных действий, обеспеченных объективной обратной связью.

Не утратили также ценности и сегодня работы С.Г. Геллерштейна, посвященные вопросам теории и методологии прикладной психологии, в частности, его призыв тщательно разрабатывать теоретическое обоснование для практико-ориентированных психологических работ, выстраивая в качестве предмета научных исследований (и завершающих их концепций) особые стороны исследуемой реальности, всякий раз специфические в зависимости от своеобразия практической задачи, на которую направлены усилия психолога-практика [11]. Не менее важны принципы, методы, а также опыт психологического изучения отдельных видов профессиональной деятельности, накопленные еще в индустриальной психотехнике, намеченные ученым пути их психологической классификации, типологии. Важен и призыв ученого тщательно изучать профессиональную деятельность и жизненный путь личности, труд которой психологи собираются рационализировать, совершенствовать.

Актуальность работ С.Г. Геллерштейна подтверждает и интерес читателей к изданию его трудов. В 2018 году по инициативе и поддержке А.Г. Асмолова в издательстве «Когито-Центр» был опубликован двухтомник, в который вошли избранные труды ученого [12]. В первом томе представлен биографический очерк и список опубликованных трудов С.Г. Геллерштейна, сюда вошли тексты, освещающие основные проблемы, разрабатывавшиеся ученым, — психология профессий, тестология, проблемы утомления, психотренировки и развития профессионально важных качеств, вопросы формирования чувства времени, предвосхищение, или антиципация, как основа профессионализма в экстремальных видах труда и, наконец, вопросы методологии, теории и истории психологии. Во второй том включены тексты по трудотерапии и авиационной психологии. Составители сборника трудов Геллерштейна стремились представить, по возможности, всю палитру интересов Соломона Григорьевича, хотя полностью эта задача вряд ли выполнима в рамках издания ограниченного объема. Заинтересованный читатель по достоинству оценит возможность близкого знакомства с идеями Соломона Григорьевича Геллерштейна, замечательного отечественного ученого, психолога ХХ века, и сможет с пользой их применить сегодня и завтра, в веке XXI.

Современному психологу важно не только познакомиться с научными идеями Соломона Григорьевича, но также с тем, какой личностью он был, как взаимодействовал с коллегами, учениками, каким запомнился современникам. Одна из авторов настоящей статьи (Ольга Николаевна Чернышева) была знакома с Соломоном Григорьевичем, и ниже представлены ее воспоминания о нем, о последних годах его жизни (1966–1967 гг.) во время их сотрудничества в отделе эргономики ВНИИТЭ.

1960- е годы — С.Г. Геллерштейн и советская эргономика

В 1960-е годы С.Г. Геллерштейн оказался востребован в связи с вновь возникшим в обществе интересом к изучению профессиональной деятельности людей; в 1966 г. его пригласили работать консультантом в отдел эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), созданного в Москве в 1961 г. Отдел эргономики этого института в тот период был одной из первых открытых для общества организаций, где специалисты разных профилей занимались рационализацией предметных условий профессиональной деятельности. Работа эргономистов была связана с созданием теоретических основ и принципов использования сведений о работающем человеке при проектировании профессиональной предметной среды. Это был период, когда слово «эргономика» было мало кому известно. В связи с этим эргономикой широко интересовались средства массовой информации. Например, сведения о работах отдела публиковались в таких изданиях, как газета «Правда», ведущая в ту пору газета, и в таких массово популярных журналах, как «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Знание — сила». В отделе были собраны представители самых разных наук, занимавшихся исследованиями работающего человека: психологи труда и инженерные психологи, физиолог, антрополог, гигиенист, архитектор и художник, инженерная группа. Все сотрудники были молоды и с энтузиазмом развивали новое направление. Однако у них было мало практического опыта по организации взаимодействия человека с предметной средой и комплексного учета человеческого фактора. Они находились в условиях, когда опыт накапливался непосредственно в процессе выполнения работ (как теоретических, так и проектных), в процессе организации методической и практической деятельности отделов эргономики во ВНИИТЭ и его многочисленных филиалах (в Свердловске, Ленинграде, Минске и Вильнюсе и пр.). Поэтому появление в отделе эргономики С.Г. Геллерштейна было чрезвычайно полезно и актуально. Впечатления молодых эргономистов о Соломоне Григорьевиче были таковы: невысокий пожилой мужчина с седыми волосами, создающими облако вокруг головы, как у А. Эйнштейна; добрый внимательный взгляд; не спешит показать свои знания, предпочитает внимательно выслушать собеседника; что бы тот ни говорил, какие бы идеи ни выдвигал, всегда позитивно относится к высказываниям собеседника. Маленький штрих: Соломон Григорьевич ходил без галстука, так ему было удобнее, но когда ему надо было встретиться с директором института Ю.Б. Соловьевым, то он доставал галстук из портфеля, надевал и шел к начальству.

Соломон Григорьевич достаточно быстро выявил слабые звенья в работе сотрудников отдела и, опираясь на свой педагогический опыт, предложил организовать постоянно действующий семинар, посвященный использованию различных методов и методик, полезных для практической работы в эргономике. Это была весьма актуальная тема, поскольку специалисты, в достаточной мере владея методами ведения экспериментальной работы, практически не знали методов, используемых в полевых условиях. Для устранения этого разрыва участники семинара получали задание ознакомиться с тем или иным методом исследования в реальных условиях деятельности. В связи с тем, что довоенная литература в области отечественной индустриальной психотехники была изъята из библиотек и труднодоступна, в большинстве прикладных исследований во ВНИИТЭ использовалась английская и американская литература по дизайну. Данные инженерной психологии были еще полузакрыты и широко не публиковались, поэтому Соломон Григорьевич предоставлял сотрудникам отдела литературу из огромной уникальной личной библиотеки. Методы тестирования в те годы все еще оставались под запретом. Каждый получивший задание сотрудник представлял свой доклад на семинаре, а Соломон Григорьевич дополнял его примерами из практической деятельности, обучая молодежь не только смотреть, наблюдать за работой профессионалов, но и видеть то, что происходит в реальности, фиксировать результаты своих наблюдений и анализировать их. Помимо знакомства с основными методами проведения исследования в естественных условиях (наблюдение, опрос в его различных модификациях, знакомство с технической документацией и др.) Соломон Григорьевич очень большое внимание уделял использованию методов профессиографирования для анализа деятельности работающих людей.

Особенностью взаимодействия Соломона Григорьевича с сотрудниками отдела был демократизм: он спокойно, с явно выраженным интересом выслушивал как оригинальные, так и «бредовые» мысли и вопросы, возникавшие в совместных беседах. Никогда не показывал своего превосходства над собеседником, был всегда внимателен, выражая положительные эмоции. Выслушивая собеседника, он очень корректно его поправлял, если считал это нужным, а в случаях вопиющей глупости высказывания (что бывало) слегка менялся в лице и мягко уходил от темы. Общение с ним, при всем уважении сотрудников к нему, происходило практически на равных. Было видно, что ему интересно, как в работе сотрудников происходит исследование объекта, какие выводы они делают, как они растут как специалисты. При этом он никогда не отмечал, что многое из «открытий» молодых сотрудников было уже известно давным-давно. Может быть, здесь играли роль не только его характер и отношение к молодежи, но еще действовавшая тогда осторожность к озвучиванию довоенных достижений психотехники, которая была признана в 1936 г., как и педология, лженаукой.

Следует отметить, что последние годы работы Соломона Григорьевича были связаны не только с взаимодействием с сотрудниками ВНИИТЭ. Он жил в коммунальной квартире в 1-м Обыденском переулке, рядом с Кропоткинской улицей. Его семья (он, дочь и внук) занимали одну из комнат в бывшем особняке баронессы фон Мекк. Большая комната с двумя окнами, с потолком, покрытым альфрейной росписью, была разгорожена высоким, до потолка, книжным стеллажом. Обстановка, типичная для той поры. Соломон Григорьевич жил в дальней комнате, а в передней принимал посетителей-гостей, когда дочь была на работе, а внук в школе. Он вел с посетителями долгие неспешные беседы о психологии, литературе, искусстве. В его доме постоянно бывали самые разные специалисты, психологи различных направлений, которые обсуждали с ним как свои профессиональные задачи, так и пути дальнейших исследований, среди них — Л.И. Вдовина (Березкина), М.И. Бобнева, В.Ф. Венда, В.В. Зефельд, А.А. Митькин, В.М. Мунипов, В.А. Пономаренко, В.Н. Пушкин, О.Н. Чернышева, С. Ермакова (Якубова) и др.

Несмотря на предельную терпимость, Соломон Григорьевич не был соглашателем, готовым подписаться под любым спущенным свыше решением и поддержать его. Он не прощал предательства и не подавал таким людям руки при встрече. Он был одним из тех, кто выступил против лишения Н.А. Бернштейна Сталинской премии, инициированного некоторыми последователями И.П. Павлова.

Особенности личности Соломона Григорьевича ярко обрисованы его современниками и учениками, отмечавшими: «С.Г. был исключительно самобытен. Все шаблонное ему было чуждо, его внутренняя жизнь была необыкновенно интенсивна, он обладал огромной любознательностью, в особенности благожелательным отношением к людям, любил жизнь во всех ее проявлениях, но презирал стремление к житейскому благополучию. Он неизменно говорил “да”, когда человек обращался к нему за помощью, но всегда говорил “нет”, когда дело шло вразрез с его принципами» (Группа товарищей. Некролог // Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 188–189).


С.Г. Геллерштейн в больнице (1967 г.)

Надеемся, что светлый образ Соломона Григорьевича Геллерштейна и его идеи «не погаснут» в памяти психологов!

Литература:

  1. Геллерштейн С.Г. Стенограмма доклада С.Г. Геллерштейна в Академии Педагогических наук РСФСР 13 декабря 1946 г. // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 2020. Т. 5. №1. С. 201–248. http://work-org-psychology.ru/documents/document544.pdf
  2. Геллерштейн С.Г. Стенограмма заседания сектора Психологии Института философии АН СССР от 28.XI.1946 г.// Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. №2. С. 196–246. http://work-psychology.ru/engine/documents/document568.pdf.
  3. Геллерштейн С.Г. Восстановительная трудотерапия и трудоустройство в системе работы эвакогоспиталей. Миасс: Изд-во ВЦСПС, Управление госпиталями, 1942.
  4. Геллерштейн С.Г. Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Медгиз, 1943.
  5. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движений. М., 1945.
  6. Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л., Принципы и методы трудовой терапии психически больных. М.: Медицина, 1964.
  7. Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия в социально-трудовой реадаптации больных нервно-психическими заболеваниями. Материалы научной конференции. Л., 1965. С. 16–19.
  8. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движению. М., 1978.
  9. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  10. Геллерштейн С.Г. Психология труда // Научные основы обучения школьников труду / Сост. А.Б. Дмитриев. М.: Педагогика, 1970. С. 156–196.
  11. Геллерштейн С.Г. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки // Советская психотехника. 1932. № 1–2. С. 7–36.
  12. Геллерштейн С.Г. Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Ред.-сост. А.Г. Асмолов, О.Г. Носкова, О.Н. Чернышева. М.: Когито-Центр», 2018.

Фотографии — из архива С.Г. Геллерштейна в ИП РАН.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»