16+
Выходит с 1995 года
19 марта 2024

Кто есть кто

Сусанна Яковлевна Рубинштейн

Сусанна Яковлевна Рубинштейн

03.06.1911 - 18.02.1990

Доктор психологических наук.

Основатель отечественной патопсихологии, автор большого числа патопсихологических методик.

В 1932 г. закончила педагогический факультет 2-го МГУ. В 1938 г. поступила в аспирантуру Всесоюзного института экспериментальной медицины.

В 1945 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восстановление трудоспособности после военных травм мозга», в 1972 г. - докторскую диссертацию на тему «Экспериментально-психологическое исследование обманов слуха».

С 1938 г. работала психологом в детской неврологической больнице 1-го Московского медицинского института.

В годы Великой Отечественной войны работала под руководством Лурии на Урале в нейрохирургическом восстановительном госпитале № 3120 в посёлке Кисегач Каслинского района Челябинской области.

С 1946 г. работала в лаборатории патопсихологии НИИ судебной психиатрии им. Сербского.

С 1952 г. читала курс лекций по психологии умственно отсталых детей на дефектологических факультетах МГПИ им. В. И. Ленина и МГЗПИ.

В 1956 г. под руководством К. К. Платонова приняла участие в создании одной из первых психологических лабораторий в авиационной психологии.

В 1957-1977 гг. работала в лаборатории патопсихологии Московского НИИ психиатрии Минздрава РСФСР.

В 1977-1987 гг. работала патопсихологом в Московском детском психоневрологическом санатории №44.

В 1930-е гг. во время учебы в университете участвовала в опытах А.Н. Леонтьева по неспецифической чувствительности (кожной чувствительности к свету), занималась разработкой психологических основ профотбора и профориентации.

Во время ВОВ С.Я. Рубинштейн изучала проблемы восстановления трудоспособности после военных травм и ранений, проводила психологический анализ трудоспособности больных с различными мозговыми нарушениями. Выявила, что овладение навыками зависит от локализации поражения: при поражении лобных долей больные легко овладевают техническими операциями, не истощаются, как больные с другой локализацией нарушений, но не овладевают навыками, так как у этой группы больных не было стойкого отношения к продукту своей деятельности, критического отношения к себе, внутренней коррекции своих действий.

С 1946 г. исследовала вопросы, связанные с психологическими механизмами психопатологического симптомообразования. Занималась экспериментально-психологическим исследованием слуховых иллюзий и галлюцинаций при различных психических заболеваниях. Пришла к выводу, что одним из важных патогенетических условий формирования галлюцинаций является затруднённость прислушивания и распознавания звуков. На основе экспериментальных данных утверждала что, неправомерно определять галлюцинации как ложные восприятия, возникающие без наличия обусловливающих их раздражителей, во внешней или внутренней среде.

В 1950 гг. работала вместе с К.К. Платоновым в области психологии труда и инженерной психологии, авиационной психологии.

С середины 1950-х гг. вместе с Б.В. Зейгарник занималась разработкой теоретических, методологических и практических основ патопсихологии как самостоятельной отрасти психологии, С.Я. Рубинштейн и Б.В. Зейгарник заложили фундамент отечественной патопсихологии, сформулировали основные принципы научной и практической работы, предмет и задачи патопсихологии, обосновали принципы проведения экспериментально-психологического исследования в клинике.

Внесла большой вклад в развитие дефектологии и психологии аномального развития ребенка, занималась исследованиями в области психологии умственно отсталых детей.

Разработала большое количество патопсихологических методик для исследования людей с разными психическими заболеваниями.

Научно-исследовательская работа С.Я. Рубинштейн сочеталась с большой практической деятельностью по созданию психологической службы в психиатрии и подготовке соответствующих кадров. Вместе с Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурией, Ю.Ф. Поляковым она способствовала созданию медицинской психологии и профессии «медицинский психолог» в СССР. Занималась вопросами регламентации деятельности патопсихологов. Совместно с Б.В. Зейгарник проводила семинары, обучающие и повышающие квалификацию психологов, дефектологов, психиатров. Более 25 лет читала курс психологии умственно отсталого ребенка на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина.

Основные публикации:

  • Экспертиза и восстановление трудоспособности после военных травм мозга / С.Я. Рубинштейн // Невропатология военного времени. - М., 1946.
  • О воспитании привычек у детей / С.Я. Рубинштейн. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958; М.: Ин-т практ. психологии, 1996. - 39 с.
  • Психология умственноотсталого ребенка: Учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1959. - 84 с.
  • Черты характера ребенка и их воспитание в семье / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1964. - 48 с.
  • Исследования распада навыков и психических больных позднего возраста / С.Я. Рубинштейн // Вопросы экспериментальной психологии. - М., 1965.
  • Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1970. - 199 с.; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 190 с.
  • Экспериментальное исследования обманов слуха / С.Я. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1970.
  • Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. - М.: Медицина, 1970; М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 1999, 2004, 2007, 2010.
  • О работе патопсихолога в психиатрической больнице: Методические рекомендации / С.Я. Рубинштей, В.П. Зухарь, Л.Н. Поперечная. - 1975
  • Патология слухового восприятия (материалы к курсу лекций по патопсихологии) / С.Я. Рубинштейн. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 51 с.
  • Обманы слуха (экспериментально-психологическое исследование) / С.Я. Рубинштейн. - Ташкент: Медицина, 1977. - 98 с.

Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1990/903/903184.htm.

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»