17 августа 2017 , четверг

Известные психологи

Асмолов Александр Григорьевич, р. 22.02.1949

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный работник высшей школы РФ.

Профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Директор Федерального института развития образования Минобрнауки России. Заведующий лабораторией Центра психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании РАО, научный руководитель ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» факультета психологии МГУ. Зам. председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАК. Член Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ, член президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию.

Вице-президент, член Президиума Российского психологического общества, руководитель секции психологии личности РПО. Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR.

Главный редактор журналов «Век толерантности», «Образовательная политика», член 5 редакционных советов.

Член Экспертного Совета (2005-2015) и Большого Жюри (2004-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (1966—1968). Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972—1981), доцент кафедры общей психологии (1981—1988), профессор кафедры общей психологии (с 1992 г.), заведующий кафедрой психологии личности (с 1998 г.) факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Главный психолог Гособразования СССР (1988—1992 гг.); зам. министра образования России (1992—1996); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); член президиума Российского Общества Психологов (с 1996 г.), член-корр. (с 1995 г.), академик (с 2008 г.) Российской академии образования. Член Общественного совета Российского еврейского конгресса. Главный редактор журнала «Педология» (1999—2004).

Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология.

А.Г. Асмолов является последователем научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямым учеником А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Он один из ведущих разработчиков методологии системно-деятельностного подхода в психологии и его реализации в социальной практике образования. Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В докторской диссертации А.Г. Асмолова реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия. Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.). Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:

  • организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;
  • разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;
  • участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;
  • создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;
  • разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

  • разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;
  • разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках;
  • психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России;

А.Г. Асмоловым разработана концепция уровневой природы установок личности как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов. 

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями.

А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

 А. Г. Асмоловым опубликовано свыше 150 научных работ. Основные научные труды:

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  • О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. № 1.

Награды:

  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005).
  • Награждён орденом Дружбы.
  • Награждён почетными значками Гособразования СССР, Минобразования Российской Федерации.
  • Награждён медалью К. Д. Ушинского.
  • Награждён золотой медалью Российской академии образования.
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинациях «Личность года в психологической науке» (2004) и «Личность года в российской психологии» (2011).
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования».

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.

Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической науке», 2004 г.


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение