16+
Выходит с 1995 года
15сентября2024

Кто есть кто

Блюма Вульфовна Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник

09.11.1901 - 24.02.1988

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии.

В 1927 г. окончила Берлинский университет, училась у Курта Левина, занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара.

Во время учебы в университете после проведения ряда экспериментов обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник». Этот эффект заключается в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач, при этом часть из них испытуемым не давали завершить, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемым предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Выяснилось, что в случае нерешенности задачи вследствие какого-либо фактора эта нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Этот эффект был описан в дипломной работе Б.В. Зейгарник. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач. В среднем незавершённые действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90% лучше, чем завершённые. У больных шизофренией (простая форма) на 10%, у больных эпилепсией на 80%, а у больных с астеническим синдромом — на 20%. Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена.

В 1931 г. Б.В. Зейгарник вернулась в Россию, работала в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л.С. Выготским.

Во время Великой Отечественной войны принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом эвакогоспитале №3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области (вместе с А.Р. Лурией и другими психологами), разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений.

С 1943 г. возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, созданную при ее непосредственном участии. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом в 1950 г. Б.В. Зейгарник была отстранена от заведования и в 1953 г. уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 г., проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 г.

В этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии — экспериментальная патопсихология, наука об особенностях психических процессов у психиатрических больных, со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Б.В. Зейгарник дала теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показала, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения.

Результаты исследования патологии мышления при психических заболеваниях были обобщены в монографии «Патология мышления» (1962). В ней впервые дано развернутое теоретическое обоснование подхода к изучению психологической феноменологии нарушений мышления, описан комплекс методических приемов, адекватных для решения этой задачи, представлена оригинальная систематизация нарушений мышления.

Исследования патологии личности при психических заболеваниях обобщены в монографии «Личность и патология деятельности» (1971). Показано, что психологическое изучение аномалий личности важно как для познания природы психических болезней, так и для анализа структуры нормально протекающей психической деятельности. Дано описание различных типов мотивационно-личностных нарушений, теоретически обоснована и эмпирически доказана роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессов, намечены пути и средства возможной психологической реабилитации больных за счет использования сохранного личностного потенциала; намечены перспективы изучения патологии личности, необходимые для понимания природы сложных психопатологических явлений.

Б.В. Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, критически оценивающая себя, способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки». Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты.

В 1959 г. защитила докторскую диссертацию «Нарушения мышления у психически больных».

С 1949 г. преподавала в МГУ им. М.В. Ломоносова, участвовала в создании факультета психологии и кафедры нейро- и патопсихологии МГУ. Читала курсы «Патопсихология», «Патология мышления», «Теории личности в зарубежной психологии». Автор учебника по патопсихологии.

Б.В. Зейгарник - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны. С 1960 г. - руководитель всероссийских патопсихологических семинаров.

Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии.

Основные работы:

  • К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии (1934)
  • Нарушения мышления при психических заболеваниях, 1957
  • Нарушения мышления у психически больных, 1959
  • Патология мышления, 1962
  • Введение в психопатологию, 1969;
  • Личность и патология деятельности, 1971
  • Основы патопсихологии», 1973
  • Патопсихология, 1976 (5-е изд. - 2007)
  • Очерки по психологии аномального развития личности, 1980 (в соавт.)
  • Теория личности К. Левина, 1981
  • Психология личности: норма и патология, 1982
  • Теории личности в зарубежной психологии, 1982
  • Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности, 1985 (в соавт.)
  • Патопсихология (учебник), 1986

Награды:

  • премия имени Курта Левина Американской психологической ассоциации (1983)
  • премия имени М.В. Ломоносова I степени за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (1978)

Б.С. Братусь, ученик Б.В. Зейгарник, написал:

«Психология есть предмет незаочного постижения. Предмет этот по книгам не выучивается. В него должны вводить конкретные живые люди, учителя. Точно так же, например, как и психиатрия... психиатром (и психологом тоже - t) станешь лишь тогда, когда знания соединятся с конкретным опытом, приобретенным не иначе как в общении с конкретным психиатром, учителем, вводящим тебя в предмет, вводящим уже не через знание, а через самого себя как профессионала, как человека».

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»