• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 — 7 октября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»

6 — 7 октября
Санкт-Петербург, online

V Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
Панов Виктор Иванович, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почетный работник общего образования РФ.

Заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО. Профессор кафедры психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования. Председатель диссертационного совета Психологического института РАО, член диссертационных советов Института психологии РАН и НИУ ВШЭ.

Создатель и руководитель секции «Экологическая психология» Российского психологического общества. Действительный член Международной академии психологических наук.

Председатель экспертного совета по педагогике, психологии, социальным вопросам здоровья человека и экологии человека Российского фонда фундаментальных исследований. Член Проблемного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО. Член Экспертно-аналитического совета Международной ассоциации русского рукопашного боя.

Член редакционных советов научных журналов: «Российский научный журнал», «Ярославский психологический вестник», «Акмеология образования», «Вестник Костромского госуниверситета им. Н.А. Некрасова», «Теоретическая и экспериментальная психология», «Экспериментальная психология».

В 1968 г. поступил на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение факультета математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г.

В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии», в 1996 г. — докторскую диссертацию на тему «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов».

В 1992-2005 гг. — научный соруководитель и в 2003-2005 гг. — директор Центра экспериментальной психодидактики РАО.

В 1992-2002 гг. — заместитель директора ПИ РАО по научной работе.

Был заместителем председателя Центрального регионального отделения РАО.

В 1995 г. создал и возглавил лабораторию экопсихологии развития (сейчас — экопсихологии развития и психодидактики), которой руководит и в настоящее время.

В 1997-2002 гг. — научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы «Одаренные дети» Министерства образования РФ. В рамках этой программы по инициативе и непосредственном участии В.И. Панова (как автора, редактора и соредактора) были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителя «Библиотеки “Одаренные дети”». В рамках этой же программы был членом авторского коллектива «Рабочей концепции одаренности Минобразования РФ» (1998, 2003).

В 2001 г. был избран членом-корреспондентом РАО.

В разное время преподавал на кафедре дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, в Международном независимом эколого-политологическом университете, в Институте психоанализа, на кафедре философии и психологии Московского университета машиностроения «МАМИ», на кафедре психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования.

Возглавлял экспертный совет РГНФ по педагогике, психологии, социальным вопросам здоровья человека и экологии человека. Входил в состав ВАК РФ.

Область научных интересов: общая психология, экологическая психология, дифференциальная психология и психофизиология, методология психологии, психология одаренности, психодидактические основы развивающего образования.

В.И. Пановым впервые поставлена методологическая проблема изучения восприятия движения и стабильности объектов не в гносеологической («продуктной») парадигме — через отношение между уже отраженными в сознании продуктами восприятия (традиционные подходы), а в онтологической («непродуктной») — как изучения возможности порождения движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном процессе восприятия. Показал, что существует методологическая связь между философско-гносеологическим осмыслением проблемы восприятия движения и неподвижности объектов и физикальным («продуктным») образом мышления ее исследователей. В докторской диссертации (1993) в развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу разработал концепцию и эмпирически верифицировал модель восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия.

Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики «порождения процессов восприятия», «экология детства», «одаренности школьников» привело В.И. Панова к созданию нового направления исследований — изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д.

Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, В.И. Панов разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации.

Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил В.И. Панову предложить новый подход к исследованию детской одаренности, в котором одаренность рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики, для реализации которой необходимо наличие не только природных задатков, но и соответствующих средовых условий. Одаренность проявляется и развивается как системное качество психики, возникающее во взаимодействии разных сфер психики человека с образовательной средой (семейной, школьной и т.п.) и обретающее форму индивидуальности развития в виде психических процессов, состояний и сознания учащегося.

Постулирование представления о психике как форме бытия, обретающей актуальность своего существования во взаимодействии с окружающей средой, и применение его к проблемам обучения и развития детей с разными способностями позволило В.И. Панову разработать основные позиции психодидактического подхода к современным проблемам развития образования в России, осуществить теоретико-методологический анализ и систематизацию теории и практики психодидактического подхода на материале общего и дополнительного образования.

На основе сравнительного анализа наиболее общих парадигм изучения психики (гносеологической, онтологической, трансцендентальной) на материале феноменов восприятия (движение и стабильность объектов) и психических состояний, одаренности и субъектности, и др. В.И. ПАнов разрабатывает представления об экопсихологических типах взаимодействия между компонентами отношения «человек — окружающая среда (природная, социальная)», инвариантных к разным видам окружающей среды. Эти представления послужили методологической основной для разработки экопсихологических предпосылок межвидовой психологии и гипотезы о ноосфере как психической реальности, а также для разработки экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий и экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности.

В.И. Пановым (с соавторами) разработан и читается в различных вузах оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому в 2004 г. получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им. М.В. Ломоносова на специальности 020400 «Психология». Также читает курсы «Психодидактика образовательных систем», «Психология экологического сознания», «Одаренность и одаренные дети», «Человек и его потребности».

Подготовил 4 докторов и 8 кандидатов наук. Входил в состав диссертационного совета ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Основные публикации: более 500 работ, в том числе

  • Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов (1993)
  • Рабочая концепция одаренности (в соавт., ред. В.Д. Шадриков) (1997)
  • семь учебных пособий для учителей («Библиотека «Одаренные дети») (1997-1998)
  • 11 пособий для учителей, в т.ч. «Учителю о психологии», «Учителю об экологии детства», «Учителю об одаренных детях»
  • Основные направления экологической психологии (2001)
  • Введение в экологическую психологию (2001)
  • Экологическая психология: опыт построения методологии (2004),
  • Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход (2005)
  • Психодидактика образовательных систем: теория и практика (2007)
  • От развивающего обучения к развивающему образованию (в соавт с В.В. Рубцовым, В.П. Лебедевой, 2010)
  • Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография (ред., 2012)
  • Экопсихологические исследования-3 (ред., 2013)
  • Экопсихология: парадигмальный поиск (2014)
  • Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель (ред., 2018)
  • Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия (в соавт. с Э.В. Патраковым, 2020)

Награды:

  • юбилейная медаль «25 лет Международной академии психологических наук» (2017)
  • Грамота Российского гуманитарного научного фонда «За большой личный вклад в развитие гуманитарной науки» (2016)
  • лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2014» в номинации «Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека» за работу «Креативность как ключевая компетентность педагога (коллективная монография)» (2014)
  • Почетная грамота Президиума Международной академии психологических наук «За выдающийся вклад в развитие теории и практики психологии» (2008)
  • Диплом II степени за II место во «Всероссийском конкурсе психологических изданий – 2006» в номинации «Лучшая монография по психологии» — за книгу «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2007)
  • Медаль им. Г.И. Челпанова (I степени) (2004)
  • Медаль им. К.Д. Ушинского (1999)
  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (1998)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965)

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Поздравления с днём рождения

Дорогой Виктор Иванович!
Сердечно поздравляем Вас с юбилеем!
Высоко ценим Ваш вклад в развитие отечественной психологической науки, ее фундаментально-методологических, теоретических и практических направлений. Развивая идеи классиков отечественной психологии Л.С. Выготского и В.В. Давыдова, Ваших учителей Д.А. Ошанина и А.И. Миракяна, Вы основали новые направление в психологии - экопсихологию развития человека и психодидактику образовательных систем. В научном и педагогическом сообществе получила заслуженное признание и одобрение Ваша деятельность как научного руководителя координационного совета Федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ. Велики Ваши заслуги в укреплении и развитии флагмана отечественной психологической науки и образования – Психологического института РАО.
Желаем Вам и Вашим близким здоровья, дальнейших успехов на благо нашей Великой Родины.
Психологи Курска и Курской области

13.03.202021:59:19


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
14 августа 2022 , воскресенье

В этот день

Вадим Артурович Петровский празднует день рождения! Поздравить!

Сергей Витальевич Духновский празднует день рождения! Поздравить!

Елена Владимировна Сусорова празднует день рождения! Поздравить!

115 лет назад родился(ась) Борис Герасимович Ананьев.

Скоро

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 — 7 октября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»

6 — 7 октября
Санкт-Петербург, online

V Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
14 августа 2022 , воскресенье

В этот день

Вадим Артурович Петровский празднует день рождения! Поздравить!

Сергей Витальевич Духновский празднует день рождения! Поздравить!

Елена Владимировна Сусорова празднует день рождения! Поздравить!

115 лет назад родился(ась) Борис Герасимович Ананьев.

Скоро

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 — 7 октября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»

6 — 7 октября
Санкт-Петербург, online

V Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь