• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

29 октября
Онлайн

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
Гуревич Константин Маркович, 19.10.1906 - 14.11.2007

Доктор психологических наук, профессор. Почётный академик Российской академии образования.

Главный научный сотрудник Психологического института РАО.

Авторитетный и известнейший специалист в области дифференциальной психофизиологии и психологии, стоявший у истоков отечественной психологической диагностики.

Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, затем лаборантом и ассистентом в психотехнической лаборатории А.А. Толчинского.

С 1928 г. учился на педологическом отделении 2-го Московского МГУ (с 1930 г. - Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова, сейчас - Московский педагогический государственный университет), в 1930 г. перевелся на психотехническое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, которое окончил в 1932 г.

Работал в лаборатории профконсультации Института организации и охраны труда до 1936 г., когда вышло Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. и психотехнические лаборатории были закрыты.

Работая по приглашению К.К. Платонова, участвовал в организации учебной подготовки в Качинском военно-летном училище вместе с К.К. Платоновым и С.Г. Геллерштейном, эта работа быстро прервалась из-за начавшихся репрессий в авиации.

В 1937 г. был приглашен в аспирантуру Московского Государственного института психологии. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме воли, выполненную под руководством А.Н. Леонтьева.

Читал курсы педагогики и психологии в Московском педагогическом институте, затем - в Удмуртском педагогическом институте, в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

С 1949 г. - старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психофизиологии НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО).

С 1968 г. заведовал созданной им лабораторией психофизиологических проблем профессиональной пригодности НИИ ОПиПП АПН СССР.

Изучал психологические проявления типологических свойств нервной системы применительно к трудовой деятельности, в 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы» и опубликовал одноименную монографию, в которой представил результаты системного анализа профессиональной пригодности и опосредствующих её психофизиологических особенностей.

Профессиональная пригодность трактуется К.М. Гуревичем как качество личности, представляющее собой совокупность индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих общественно необходимую трудовую эффективность и удовлетворение своим трудом. Успешность и быстрота её формирования зависят от трёх основных факторов: природных данных, особенностей профессиональной мотивации и полноты и адекватности специальных знаний и умений. В рамках этого подхода акцент смещается с проблем отбора на вопросы развития профессионально важных качеств специалиста, его индивидуального стиля деятельности.

В 1960-1970 гг. преподавал на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, читал лекции по проблемам профессиональной пригодности.

Начиная с 1970-х гг. основной областью профессиональных интересов К.М. Гуревича становится психодиагностика, ее методологические основания и методический арсенал.

Был инициатором и организатором первой научной конференции по психодиагностике, которая состоялась в 1974 г. в Таллинне.

В 1981 г. под редакцией К.М. Гуревича была опубликована коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования», в которой впервые в нашей стране рассматривались общие вопросы конструирования, проверки, применения психодиагностических методик, обсуждались проблемы интерпретации их результатов, были представлены результаты исследования развития школьников и исследования свойств нервной системы. Был инициатором перевода на русский язык и редактором монографии А. Анастази «Психологическое тестирование».

Сотрудничал с учёными Братиславского центра «Психодиагностика», в рамках которого были переведены на русский язык, адаптированы, стандартизированы, проверены на надёжность и валидность на отечественных испытуемых «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра и «Групповой интеллектуальный тест» для младших подростков Дж. Ваны.

К.М. Гуревич выдвинул предположение, что при конструировании диагностических методик должны быть реализованы современные подходы к пониманию индивидуальной психики как продукту онтогенетического развития, в ходе которого индивид усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений. Разработал концепцию социально-психологических нормативов, согласно которой процесс развития определяется объективно сложившимися требованиями, которые общество предъявляет к своим членам, эти требования составляют целостную систему, влияя на установки, ценности и мировоззрение, на содержание и уровень умственного развития, на психологический облик человека в целом, на его личность и индивидуальность.

Практическое воплощение концепции социально-психологических нормативов в разработке нормативных тестов потребовало пересмотра как цели тестирования, так и способов конструирования, обработки и интерпретации тестовых методик. Под руководством К.М. Гуревича была разработана новая оригинальная практико-ориентированная психодиагностика для определения уровня общекультурного развития школьников. Социально-психологический норматив составил основу нескольких тестов умственного развития, предназначенных для учащихся разных возрастов, первым среди которых стал «Школьный тест умственного развития».

Разрабатывая концепцию социально-психологических нормативов в применении к проблеме индивидуально-психологических различий, К.М. Гуревич ввел термин «избирательность», рассматриваемый как существенное качество психики, обнаруживаемое в предпочтении той или иной деятельности, а также в выборе «технологии деятельности» и отдельных действий. Избирательность детерминирована как генетическими особенностями, так и опытом и обучением. Её также можно рассматривать как источник способностей.

Основные работы:

  • Индивидуальный подход к учащимся при производственном обучении / К.М. Гуревич. - М.: Профтехиздат, 1963. - 76 с.
  • Воспитание воли в процессе производственного обучения / К.М. Гуревич - М.: Высшая школа, 1966. - 64 с.
  • Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 271 с.
  • Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Сов. Россия, 1974.
  • Психологическая диагностика, ее проблемы и методы: Сборник научных трудов / Ред. К.М. Гуревич, В.И. Лубовский. - М.: НИИ ОП, 1975. - 177 с.
  • Проблемы психологической диагностики: теория и практика : Сборник статей / Под ред. К.М. Гуревича, Ю.Л. Сыэрда. - Таллин: НИИ педагогики, 1977. - 233 с.
  • Психолог на предприятии / К.М. Гуревич. - М., 1979. - 56 с.
  • Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. - 232 с.
  • Что такое психологическая диагностика / К.М. Гуревич. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
  • Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Знание, 1988. - 79 с.
  • Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Разраб. К.М. Гуревич и др. - М., 1990. - 124 с.
  • Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева. - М.: Знание, 1992. - 79 с.
  • Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 301 с
  • Введение в психодиагностику: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: Академия, 1997; 2-е изд., стер. - М.: Academia, 1998; 3-е изд., стер. - М.: Academia, 1999. - 192 с.
  • Проблемы дифференциальной психологии: Избранные психологические труды / К.М. Гуревич. - М.: ИПП; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 378 с.
  • Основы психологической диагностики: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 391 с.
  • Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды / К.М. Гуревич. - СПб: Питер, 2008. - 335 с.

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

По итогам 2006 года решением Большого жюри присвоено почетное звание «Патриарх российский психологии»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
23 октября 2021 , суббота

В этот день

Скоро

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

29 октября
Онлайн

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
23 октября 2021 , суббота

В этот день

Елена Валерьевна Хомякова празднует юбилей! Поздравить!

Татьяна Николаевна Щербакова празднует день рождения! Поздравить!

Елена Васильевна Драпак празднует день рождения! Поздравить!

Марина Ростиславовна Битянова празднует день рождения! Поздравить!

Елена Николаевна Морозова празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

29 октября
Онлайн

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь