18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024

Кто есть кто

Людмила Аполлоновна Ясюкова

Людмила Аполлоновна Ясюкова

Санкт-Петербург

Кандадит психологических наук

Научный сотрудник (1979–2014) и руководитель (1999–2014) лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ им. Жданова и СПбГУ.

Автор системы отбора, оценки и расстановки управленческих и инженерных кадров НИИ, КБ и производства.

Автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс, состоящей из 3-х частей: «Определение готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», «Средняя школа: прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», «Старшая школа: профилактика проблем обучения, социализации и профессионального самоопределения старшеклассников».

Автор и разработчик психодиагностических методик и коррекционно-диагностических технологий Научно-производственного предприятия «Иматон. Профессиональный психологический инструментарий». Преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Окончила факультет психологии ЛГУ им. А.А. Жданова в 1976 году. В своей дипломной работе «Некоторые особенности восприятия произведений изобразительного искусства» доказывала, что общая теория художественного восприятия, созданная Л.С. Выготским на основе анализа литературных произведений, применима и для живописи.

Начинала работать в качестве психолога в Государственном институте прикладной химии (ГИПХ), через год перешла в лабораторию социальной психологии НИИКСИ ЛГУ (в тот момент — самостоятельное подразделение, позже вошедшее в состав факультета социологии). Под руководством Аллы Александровны Русалиновой занималась проблемами подбора и рациональной расстановки инженерных и руководящих кадров.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя». В этом же году получила Серебряную медаль ВДНХ СССР за разработанную систему подбора и рациональной расстановки инженерных и управленческих кадров в НПО, НИИ и КБ, которая использовалась в НПО «Светлана», на предприятиях БелКамНефти, Севгазпрома, Камаза, Харцизском трубном и Ленинградском Адмиралтейском заводах.

С начала 90-х годов стала заниматься проблемами развития профессиональных способностей, в основном работала с вузами и школами. Разработала технологию психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс, которая позволяет оптимизировать подготовку ребенка к школе, сам процесс обучения и развития ребенка на протяжении всей школьной жизни, выбор вуза и профессии в соответствии со способностями (ТООР). Технология опубликована в виде 3 методик, выпускаемых компанией «Иматон», и широко используется не только на территории России, но в ближнем (Украина, Белоруссия, Казахстан, страны Балтии) и даже удаленном (Германия, Израиль) зарубежье. В 2007 году Л.А. Ясюкова получила за разработку ТООР диплом лауреата на конкурсе «Инновационные технологии в новом столетии», который проводился Российским психологическим обществом.

С начала 90-х годов также занималась проблемами детей с легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ПЭП, ММД, СДВГ). Л.А. Ясюкова разработала методику экспресс-диагностики данного заболевания и создала медико-психологическую систему реабилитации детей с ММД (или с СДВГ), которая позволяет за полгода полностью избавить ребенка от поведенческих и учебных проблем.

Активно занимается разработкой диагностического инструментария, в том числе тестов для диагностики физико-математических, гуманитарных способностей, нестандартности мышления, самостоятельности мышления, навыка чтения, жизненных и трудовых ценностей, толерантности, коммуникативных установок, социальной перцепции, правового и гражданского сознания и пр.

В 2013 году участвовала в фундаментальных исследованиях НИИКСИ СПбГУ в качестве руководителя подтемы «Духовно-нравственные ценности старшеклассников и студенческой молодежи». Проводила исследования по грантам РГНФ (последние — по закономерностям развития социального интеллекта).

Работала на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы.

Сотрудничает с Городской лабораторией «Системы оценки качества общего образования» в плане разработки мониторинга оценки формирования УУД (универсальных учебных действий) у школьников с использованием моих методических комплектов. Сотрудничала со многими вузами Санкт-Петербурга и продолжает сотрудничать с кафедрой валеологии и биомеханики СПбГПУ (Политехнический университет).

Список публикаций:

I Книги:

  1. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб: ИМАТОН, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011.
  2. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб: ИМАТОН, 1999, 2002, 2007, 2010, 2020, 2022.
  3. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб: ИМАТОН, 2001, 2005, 2007, 2010, 2020, 2022.
  4. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга: диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2001, 2003, 2006, 2010, 2018, 2020, 2021.
  5. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. СПб: ИМАТОН, 2002, 2006, 2009.
  6. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб: Речь, 2003
  7. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб: ИМАТОН, 2005.
  8. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. В 2-х частях. СПб: ИМАТОН, 2005, 2010, 2017, 2022.
  9. Социализация детей через творчество: Сборник статей / под ред. Л.А. Ясюковой, А.Е. Зимбули. СПб: Синтез-Полиграф, 2001.
  10. Учимся творчеству. Интегрированные формы работы в сфере дополнительного образования детей / под ред. Т.М. Гусенцовой, А.Е. Зимбули, Л.А. Ясюковой. СПб: Синтез-Полиграф, 2003.
  11. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности: коллективная монография / под ред. Н.М. Платоновой. СПб: АСпринт, 2003.
  12. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб: Речь, 2004.
  13. Ясюкова Л.А. Психология управленческих способностей // Курс молодого предпринимателя: учебное пособие / под ред. В.С. Кабакова. СПб, 1993.
  14. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л.А. Твой компас на рынке труда. СПб: РОСТ, 2002.
  15. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.
  16. Ясюкова Л.А., Клюкина Т.Б., Бахмутский А.Е. Методическое руководство по использованию психолого-педагогической диагностики при мониторинге развития универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГОС: научно-методические материалы. СПб: Свое изд-во, 2016.
  17. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт психологии РАН, 2017.
    Монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а. Представлена в номинации «Проект года в психологической науке» XIX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года (читать отрывок).
  18. Ясюкова Л.А. Тест Тулуз-Пьерона: оптимизация обучения и развития детей с ММД: методическое руководство. Изд. 7-е, доп. и перераб. СПб: ИМАТОН, 2018.
  19. Ясюкова Л.А. Методика Л.А. Ясюковой: методическое руководство. Изд. 7-е, испр. и доп. СПб: ИМАТОН, 2022.

II Статьи
Статьи: школьное образование и школьники

  1. Ясюкова Л.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных дефектов развития // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Сборник статей. СПб, 1995.
  2. Ясюкова Л.А. Психологическое сопровождение становления профессионала // Довузовское образование на современном этапе. Сборник статей. СПб, 1998.
  3. Ясюкова Л.А., Зимбули А.Е. Создание психолого-педагогиче­ских условий для социализации учащихся через творческую деятельность // Педагогический вестник. 1998. №10.
  4. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Профилактика тревожности у учащихся начальной и средней школы // Технологии социальной работы с детьми и подростками. Сборник статей / под ред. В.Н. Келасьева. СПб, 2001.
  5. Ясюкова Л.А. Особенности интеллектуального и личностного развития старших подростков (лонгитюдное исследование) // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2001. Вып. 4, №30.
  6. Ясюкова Л.А. Психолого-социальная помощь «гиперактивным» детям // Вестник СПбГИПСР. 2002. №1.
  7. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Социальная работа в школе: актуальные задачи и возможности их решения // Проблемы социальной работы. Сборник статей / под ред. В.Н. Келасьева. СПб, 2003.
  8. Ясюкова Л.А. Исследование зрительно-моторной координации у первоклассников // Вестник СПбГИПСР. 2003. №2.
  9. Ясюкова Л.А. Развивающая среда создается сообща // Пространство для творчества. Сборник статей / под ред. Т.А. Бойцовой и др. СПб, 2003.
  10. Ясюкова Л.А. Связь мотивации выбора профессии с психологическими особенностями старшеклассников // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2003. Вып. 4. №30.
  11. Ясюкова Л.А. Изучение адаптации и развития младших школьников // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2004. Вып. 3.
  12. Ясюкова Л.А. Зависимость интеллектуального развития учащихся средней школы от особенностей учебных программ // Вестник СПб ГИПСР. 2004. №3.
  13. Ясюкова Л.А. Роль понятийного мышления в обучении // Вестник практической психологии образования. 2005. №1.
  14. Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности подростков с проблемным поведением // Вестник СПб ГИПСР. 2006. №4.
  15. Ясюкова Л.А. Возможности учреждений дополнительного образования в развитии творческого потенциала и социализации подростков // Новые дети нового века / научный ред. В.Е. Семенов. СПб, 2006.
  16. Ясюкова Л.А. Взаимосвязи развития личности и творческого потенциала подростков // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 32. СПб, 2007.
  17. Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н., Мельн Е.А. Социально-психологические особенности контингента подростково-молодежных клубов // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 32. СПб, 2007.
  18. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2).
  19. Ясюкова Л.А. Методика выявления смысловой единицы восприятия текста // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева. 2007. №7.
  20. Ясюкова Л.А. Формирование и диагностика личностной толерантности подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 4.
  21. Ясюкова Л.А. Особенности формирования социального интеллекта одаренных подростков // Ученые записки СПб ГИПСР. 2008. № 2(10).
  22. Ясюкова Л.А. Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. №2.
  23. Ясюкова Л.А., Новосельцев С.В. Комплексный медико-социально-психологический подход к реабилитации детей с СДВГ // Международный симпозиум «Интеграция остеопатии в национальный проект «Здоровье». СПб, 2008.
  24. Ясюкова Л.А. Особенности социализации одаренной молодежи // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2009. Вып. 2, ч. 1.
  25. Ясюкова Л.А Влияние одаренности на интеллектуальное и социальное развитие подростков // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. СПб, 2009.
  26. Ясюкова Л.А. Влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы личности старшеклассников // Ученые записки СПб ГИПСР. 2009. № 2(12).
  27. Ясюкова Л.А. Социальный интеллект младших школьников // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. Сборник статей / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной, Д.В. Ушакова. М., 2010.
  28. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младшего школьника // Экспериментальная психология в России / под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2010.
  29. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка // Вестник РГНФ. 2010. Вып. 3.
  30. Ясюкова Л.А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. 2011. №2.
  31. Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. 2011. №5.
  32. Ясюкова Л.А. Современная школа: психологическая технология оптимизации обучения и развития // Справочник педагога-психолога. Школа. 2011. №3.
  33. Ясюкова Л.А. Гендерные особенности интеллектуального развития учащихся начальных классов // Ученые записки СПб ГИПСР. 2011. Т. 16. Вып. 2.
  34. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников // Ученые записки СПб ГИПСР. 2011. Т. 15. Вып. 1.

Статьи: студенты и взрослые

  1. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. №5.
  2. Ясюкова Л.А. Система отбора и расстановки руководящих кадров // Совместная деятельность: методы исследования и управления / под ред. А.Л. Журавлева. М., 1992.
  3. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А., Мельн Е.А. Социокультурные установки и личностные особенности гуманитарной и технической интеллигенции // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1993. Вып. 1. №6.
  4. Ясюкова Л.А. Самойлова В.А. Проблемы обучения и развития творческого потенциала будущих специалистов // Человек и общество. Вып. 27. Социальные проблемы молодежи. СПб, 1995.
  5. Ясюкова Л.А. Возможности системы «Школа — Вуз» в повышении качества подготовки специалистов // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1996. Вып. 3. №20.
  6. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. №4.
  7. Ясюкова Л.А. Основы профессионализма практического психолога // Психолого-социальная работа в современном обществе. СПб, 2004.
  8. Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности безработных, активно ищущих работу // Вестник СПб ГИПСР. 2005. №4.
  9. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 31. СПб, 2005.
  10. Ясюкова Л.А. Методика изучения творческого потенциала педагогического коллектива // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 31. СПб, 2005.
  11. Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н. Моральные и правовые аспекты менталитета российских гуманитариев // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2006. Вып. 1.
  12. Ясюкова Л.А. Качество подготовки современных практических психологов // Национальный психологический журнал. 2006. №1.
  13. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Профессионально-личностная типология коммерсантов и разработчиков-программистов // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2007. Вып. 1.
  14. Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бугин И.В. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 10(32).
  15. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в менталитете российских бизнесменов // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 1.
  16. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. Вып.3.

Список опубликованных тезисов — на персональном сайте автора: http://www.ясюкова.рф/articles/

Награды:

В 2013 году Л.А. Ясюкова стала победителем Всероссийского конкурса научно-методических разработок в сфере образования, проводимого Российской академией образования — за разработанную ею совместно с А.Е. Бахмутским, д. пед. наук, профессором кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, зав. лабораторией системы оценки качества образования Комитета по образованию Правительства СПб, «Систему оценки результатов образовательной деятельности».

Лауреат XV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации «Личность года в российской психологии».

Номинант XIX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года в номинации «Проект года в психологической науке».

Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Ольга Александровна Бушуева

    Людмила Аполлоновна, с Днем Рождения Вас! Удивительно, что оно совпадает с таким светлым Днем в нашей православной культуре!Здоровья Вам, сил на все запланированные дела, успехов в них! Ваши лекции всегда слушаю с удовольствием. Вы среди тех,кто соединяет уже разные миры и системы с их смыслами и замыслами. Кто говорит нам- "у нас есть почва под ногами!Почувствуйте ее!"Спасибо Вам за ваш труд! Всего Вам доброго!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»