Кто есть кто
Людмила Аполлоновна Ясюкова
Кандадит психологических наук
Научный сотрудник (1979–2014) и руководитель (1999–2014) лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ им. Жданова и СПбГУ.
Автор системы отбора, оценки и расстановки управленческих и инженерных кадров НИИ, КБ и производства.
Автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс, состоящей из 3-х частей: «Определение готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», «Средняя школа: прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», «Старшая школа: профилактика проблем обучения, социализации и профессионального самоопределения старшеклассников».
Автор и разработчик психодиагностических методик и коррекционно-диагностических технологий Научно-производственного предприятия «Иматон. Профессиональный психологический инструментарий». Преподаватель Института практической психологии «Иматон».
Окончила факультет психологии ЛГУ им. А.А. Жданова в 1976 году. В своей дипломной работе «Некоторые особенности восприятия произведений изобразительного искусства» доказывала, что общая теория художественного восприятия, созданная Л.С. Выготским на основе анализа литературных произведений, применима и для живописи.
Начинала работать в качестве психолога в Государственном институте прикладной химии (ГИПХ), через год перешла в лабораторию социальной психологии НИИКСИ ЛГУ (в тот момент — самостоятельное подразделение, позже вошедшее в состав факультета социологии). Под руководством Аллы Александровны Русалиновой занималась проблемами подбора и рациональной расстановки инженерных и руководящих кадров.
В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя». В этом же году получила Серебряную медаль ВДНХ СССР за разработанную систему подбора и рациональной расстановки инженерных и управленческих кадров в НПО, НИИ и КБ, которая использовалась в НПО «Светлана», на предприятиях БелКамНефти, Севгазпрома, Камаза, Харцизском трубном и Ленинградском Адмиралтейском заводах.
С начала 90-х годов стала заниматься проблемами развития профессиональных способностей, в основном работала с вузами и школами. Разработала технологию психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс, которая позволяет оптимизировать подготовку ребенка к школе, сам процесс обучения и развития ребенка на протяжении всей школьной жизни, выбор вуза и профессии в соответствии со способностями (ТООР). Технология опубликована в виде 3 методик, выпускаемых компанией «Иматон», и широко используется не только на территории России, но в ближнем (Украина, Белоруссия, Казахстан, страны Балтии) и даже удаленном (Германия, Израиль) зарубежье. В 2007 году Л.А. Ясюкова получила за разработку ТООР диплом лауреата на конкурсе «Инновационные технологии в новом столетии», который проводился Российским психологическим обществом.
С начала 90-х годов также занималась проблемами детей с легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ПЭП, ММД, СДВГ). Л.А. Ясюкова разработала методику экспресс-диагностики данного заболевания и создала медико-психологическую систему реабилитации детей с ММД (или с СДВГ), которая позволяет за полгода полностью избавить ребенка от поведенческих и учебных проблем.
Активно занимается разработкой диагностического инструментария, в том числе тестов для диагностики физико-математических, гуманитарных способностей, нестандартности мышления, самостоятельности мышления, навыка чтения, жизненных и трудовых ценностей, толерантности, коммуникативных установок, социальной перцепции, правового и гражданского сознания и пр.
В 2013 году участвовала в фундаментальных исследованиях НИИКСИ СПбГУ в качестве руководителя подтемы «Духовно-нравственные ценности старшеклассников и студенческой молодежи». Проводила исследования по грантам РГНФ (последние — по закономерностям развития социального интеллекта).
Работала на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы.
Сотрудничает с Городской лабораторией «Системы оценки качества общего образования» в плане разработки мониторинга оценки формирования УУД (универсальных учебных действий) у школьников с использованием моих методических комплектов. Сотрудничала со многими вузами Санкт-Петербурга и продолжает сотрудничать с кафедрой валеологии и биомеханики СПбГПУ (Политехнический университет).
Список публикаций:
I Книги:
- Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб: ИМАТОН, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб: ИМАТОН, 1999, 2002, 2007, 2010, 2020, 2022.
- Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб: ИМАТОН, 2001, 2005, 2007, 2010, 2020, 2022.
- Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга: диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2001, 2003, 2006, 2010, 2018, 2020, 2021.
- Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. СПб: ИМАТОН, 2002, 2006, 2009.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб: Речь, 2003
- Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб: ИМАТОН, 2005.
- Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. В 2-х частях. СПб: ИМАТОН, 2005, 2010, 2017, 2022.
- Социализация детей через творчество: Сборник статей / под ред. Л.А. Ясюковой, А.Е. Зимбули. СПб: Синтез-Полиграф, 2001.
- Учимся творчеству. Интегрированные формы работы в сфере дополнительного образования детей / под ред. Т.М. Гусенцовой, А.Е. Зимбули, Л.А. Ясюковой. СПб: Синтез-Полиграф, 2003.
- Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности: коллективная монография / под ред. Н.М. Платоновой. СПб: АСпринт, 2003.
- Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб: Речь, 2004.
- Ясюкова Л.А. Психология управленческих способностей // Курс молодого предпринимателя: учебное пособие / под ред. В.С. Кабакова. СПб, 1993.
- Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л.А. Твой компас на рынке труда. СПб: РОСТ, 2002.
- Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.
- Ясюкова Л.А., Клюкина Т.Б., Бахмутский А.Е. Методическое руководство по использованию психолого-педагогической диагностики при мониторинге развития универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГОС: научно-методические материалы. СПб: Свое изд-во, 2016.
- Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт психологии РАН, 2017.
Монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а. Представлена в номинации «Проект года в психологической науке» XIX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года (читать отрывок). - Ясюкова Л.А. Тест Тулуз-Пьерона: оптимизация обучения и развития детей с ММД: методическое руководство. Изд. 7-е, доп. и перераб. СПб: ИМАТОН, 2018.
- Ясюкова Л.А. Методика Л.А. Ясюковой: методическое руководство. Изд. 7-е, испр. и доп. СПб: ИМАТОН, 2022.
II Статьи
Статьи: школьное образование и школьники
- Ясюкова Л.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных дефектов развития // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Сборник статей. СПб, 1995.
- Ясюкова Л.А. Психологическое сопровождение становления профессионала // Довузовское образование на современном этапе. Сборник статей. СПб, 1998.
- Ясюкова Л.А., Зимбули А.Е. Создание психолого-педагогических условий для социализации учащихся через творческую деятельность // Педагогический вестник. 1998. №10.
- Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Профилактика тревожности у учащихся начальной и средней школы // Технологии социальной работы с детьми и подростками. Сборник статей / под ред. В.Н. Келасьева. СПб, 2001.
- Ясюкова Л.А. Особенности интеллектуального и личностного развития старших подростков (лонгитюдное исследование) // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2001. Вып. 4, №30.
- Ясюкова Л.А. Психолого-социальная помощь «гиперактивным» детям // Вестник СПбГИПСР. 2002. №1.
- Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Социальная работа в школе: актуальные задачи и возможности их решения // Проблемы социальной работы. Сборник статей / под ред. В.Н. Келасьева. СПб, 2003.
- Ясюкова Л.А. Исследование зрительно-моторной координации у первоклассников // Вестник СПбГИПСР. 2003. №2.
- Ясюкова Л.А. Развивающая среда создается сообща // Пространство для творчества. Сборник статей / под ред. Т.А. Бойцовой и др. СПб, 2003.
- Ясюкова Л.А. Связь мотивации выбора профессии с психологическими особенностями старшеклассников // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2003. Вып. 4. №30.
- Ясюкова Л.А. Изучение адаптации и развития младших школьников // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2004. Вып. 3.
- Ясюкова Л.А. Зависимость интеллектуального развития учащихся средней школы от особенностей учебных программ // Вестник СПб ГИПСР. 2004. №3.
- Ясюкова Л.А. Роль понятийного мышления в обучении // Вестник практической психологии образования. 2005. №1.
- Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности подростков с проблемным поведением // Вестник СПб ГИПСР. 2006. №4.
- Ясюкова Л.А. Возможности учреждений дополнительного образования в развитии творческого потенциала и социализации подростков // Новые дети нового века / научный ред. В.Е. Семенов. СПб, 2006.
- Ясюкова Л.А. Взаимосвязи развития личности и творческого потенциала подростков // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 32. СПб, 2007.
- Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н., Мельн Е.А. Социально-психологические особенности контингента подростково-молодежных клубов // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 32. СПб, 2007.
- Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2).
- Ясюкова Л.А. Методика выявления смысловой единицы восприятия текста // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева. 2007. №7.
- Ясюкова Л.А. Формирование и диагностика личностной толерантности подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 4.
- Ясюкова Л.А. Особенности формирования социального интеллекта одаренных подростков // Ученые записки СПб ГИПСР. 2008. № 2(10).
- Ясюкова Л.А. Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. №2.
- Ясюкова Л.А., Новосельцев С.В. Комплексный медико-социально-психологический подход к реабилитации детей с СДВГ // Международный симпозиум «Интеграция остеопатии в национальный проект «Здоровье». СПб, 2008.
- Ясюкова Л.А. Особенности социализации одаренной молодежи // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2009. Вып. 2, ч. 1.
- Ясюкова Л.А Влияние одаренности на интеллектуальное и социальное развитие подростков // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. СПб, 2009.
- Ясюкова Л.А. Влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы личности старшеклассников // Ученые записки СПб ГИПСР. 2009. № 2(12).
- Ясюкова Л.А. Социальный интеллект младших школьников // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. Сборник статей / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной, Д.В. Ушакова. М., 2010.
- Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младшего школьника // Экспериментальная психология в России / под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2010.
- Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка // Вестник РГНФ. 2010. Вып. 3.
- Ясюкова Л.А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. 2011. №2.
- Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. 2011. №5.
- Ясюкова Л.А. Современная школа: психологическая технология оптимизации обучения и развития // Справочник педагога-психолога. Школа. 2011. №3.
- Ясюкова Л.А. Гендерные особенности интеллектуального развития учащихся начальных классов // Ученые записки СПб ГИПСР. 2011. Т. 16. Вып. 2.
- Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников // Ученые записки СПб ГИПСР. 2011. Т. 15. Вып. 1.
Статьи: студенты и взрослые
- Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. №5.
- Ясюкова Л.А. Система отбора и расстановки руководящих кадров // Совместная деятельность: методы исследования и управления / под ред. А.Л. Журавлева. М., 1992.
- Ясюкова Л.А., Самойлова В.А., Мельн Е.А. Социокультурные установки и личностные особенности гуманитарной и технической интеллигенции // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1993. Вып. 1. №6.
- Ясюкова Л.А. Самойлова В.А. Проблемы обучения и развития творческого потенциала будущих специалистов // Человек и общество. Вып. 27. Социальные проблемы молодежи. СПб, 1995.
- Ясюкова Л.А. Возможности системы «Школа — Вуз» в повышении качества подготовки специалистов // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1996. Вып. 3. №20.
- Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. №4.
- Ясюкова Л.А. Основы профессионализма практического психолога // Психолого-социальная работа в современном обществе. СПб, 2004.
- Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности безработных, активно ищущих работу // Вестник СПб ГИПСР. 2005. №4.
- Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 31. СПб, 2005.
- Ясюкова Л.А. Методика изучения творческого потенциала педагогического коллектива // Человек и общество. Научный альманах НИИКСИ СПбГУ. Вып. 31. СПб, 2005.
- Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н. Моральные и правовые аспекты менталитета российских гуманитариев // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2006. Вып. 1.
- Ясюкова Л.А. Качество подготовки современных практических психологов // Национальный психологический журнал. 2006. №1.
- Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Профессионально-личностная типология коммерсантов и разработчиков-программистов // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2007. Вып. 1.
- Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бугин И.В. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 10(32).
- Ясюкова Л.А. Правовое сознание в менталитете российских бизнесменов // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 1.
- Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. Вып.3.
Список опубликованных тезисов — на персональном сайте автора: http://www.ясюкова.рф/articles/
Награды:
В 2013 году Л.А. Ясюкова стала победителем Всероссийского конкурса научно-методических разработок в сфере образования, проводимого Российской академией образования — за разработанную ею совместно с А.Е. Бахмутским, д. пед. наук, профессором кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, зав. лабораторией системы оценки качества образования Комитета по образованию Правительства СПб, «Систему оценки результатов образовательной деятельности».
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2013 г.
- «Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы», лекция (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2020 г.), номинант
- «Будущая школа – подготовка к жизни в мире неопределенности. Hard и soft skills: как с водой не выплеснуть младенца?», интерактивная лекция (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2019 г.), номинант
- «Социальный интеллект детей и подростков», монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а (в номинации «Проект года в психологической науке», 2017 г.), номинант
- «Разработка и внедрение психологической технологии оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)», (в номинации «Проект года в психологической практике», 2008 г.), номинант
- Ольга Александровна Бушуева, 07.01.2020