16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Мотивы противоправного поведения у подростков

Девиантное поведение можно определить как систему поступков или как отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Девиантное поведение разделяют на отклонения, направленные на причинение вреда другим, — агрессивное и делинквентное поведение, и отклонения, причиняющие вред самой личности, — зависимое и суицидальное поведение.

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Таким образом, противоправное поведение является поведением делинквентным и является разновидностью девиантного поведения.

Изучению мотивации деятельности человека посвящено большое количество работ и исследований, но исследований мотивации девиантного поведения не так много, можно отметить таких авторов, как К. Бартолу, В.С. Собкин, Е.В. Баранова, Ю.М. Антонян, С.А. Венедиктов, Ф.Г. Гилязев, Н.Г. Иванов, Т.А. Торхашев, В.В. Щепельков.

В научной литературе мотивационная структура в развернутой форме предполагает усвоение и наличие определенных моральных ценностей. Мотивы, которые социально значимы, рассматриваются как признаки зрелой личности.

Будучи динамичным процессом, мотивация связана со всеми элементами криминального поведения: актуализация потребности, возникновение и формирование мотива, постановка целей, выбор способов достижения цели, прогнозирование возможных результатов, принятие решений. Большинство компонентов, составляющих структуру мотива правонарушения, не являются преступными. Но так как человек выбирает преступные пути и средства удовлетворения потребностей и достижения целей, мотив в целом и намерения приобретают криминальный характер.

Исследования, изучающие психологию преступника, свидетельствуют о том, что многие подростки, прежде всего мальчики, причастны к мелким правонарушениям. Выдвигается предположение, что делинквентность используется как стратегия, особенно мальчиками, чтобы создать себе репутацию среди группы сверстников. Свойственные подростковому возрасту негативные характерологические реакции, такие как реакции активного протеста, реакции отказа, реакции увлечения, реакции группирования, способствуют тому, что такие виды делинквентного поведения, как употребление наркотиков, агрессия, вандализм, правонарушения, выполнялись в присутствии других, а девочки чаще совершали преступления в группах.

Подростки предпочитают совершать такие преступления, которые являются символом приобщения к миру взрослых и независимости от всякого контроля. Подростки, которые сохраняли положительное мнение о своих отцах и взрослых в целом, не склонны следовать плохому примеру сверстников.

Наиболее распространенными видами девиантного поведения среди подростков являются употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение, которые достаточно часто встречаются совместно и представляют угрозу для здоровья подростков.

Протективным фактором или фактором уязвимости в отношении употребления психоактивных веществ выступает наличие или отсутствие социальных установок относительно здоровья и законопослушного поведения.

Сами подростки объясняют тягу к такому поведению желанием снять нервно-психическое напряжение и получить новые ощущения. Действительно, мотивы такого поведения могут быть связаны с конформизмом, самоутверждением, с выражением протеста.

Мотивация сексуального поведения подростков во многом определяется их разделением либерально-консервативных ценностей, которые отражают отношение к таким аспектам сексуальной жизни, как раннее начало, вступление в сексуальные отношения до брака, моногамия, полигамия, активное использование средств контрацепции. Среди мотивов вступления в сексуальные отношения молодежи выделяют эмоционально-коммуникативные (любовь, желание эмоционального контакта) и гедонистически-развлекательные (стремление к получению удовольствия) мотивы. Поскольку сексуальное поведение для подростков есть явление неодобряемое, запретное, то раньше в него вовлекаются те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении. Более раннее начало половой жизни статистически связано с разными сопутствующими формами девиантного поведения: курением, алкоголизацией и наркотизацией. Потому возможно говорить о девиантном поведении как о ненормативном варианте вхождения во взрослый мир, связанном с экспериментированием и выбором неадекватных способов самоутверждения в процессе взросления. Личностные характеристики и отношение к нормам и ценностям, препятствующие проявлениям девиантного поведения, формируются в процессе социализации, и прежде всего в семье. В подростковом возрасте семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения.

Мотивы, свойственные лицам с делинквентным поведением, имеют то же основание, что и мотивы лиц с нормативным поведением. Выделим наиболее важные в данном случае мотивы и основополагающие их потребности и соотнесем их с противоправным поведением.

Мотивы самоутверждения. Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях, желании признания со стороны социального и личностно значимого окружения на групповом уровне — семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т.д.). Это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания. Такой мотив наиболее характерен для подростков, молодых людей.

Защитная мотивация. Исследования показывают, что значительное число убийств имеет объективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение угрожающих агрессивных действий. Нередко защитной мотивацией вызываются изнасилование и последующее убийство жертвы; это происходит в тех случаях, когда поведение женщины, реальное или мнимое, воспринимается преступником как унижающее его мужское достоинство или угрожающее его самовосприятию и оценке себя в мужской роли.

Мотивы замещения. Нередки случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — доступной. Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации. Так, лицо, поссорившись с одним человеком, адресует свою агрессию близким или друзьям этого человека или первым встречным; либо замещение реализуется путем эмоционального переноса: подросток, ненавидящий своего отчима, портит его вещи.

Игровые мотивы. К числу распространенных мотивов преступного поведения относится игровой. Этот тип мотивации достаточно распространен среди воров, расхитителей, особенно мошенников, реже — среди других категорий преступников. К представителям преступников-«игроков» принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения.

Мотивы самооправдания. Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Здесь действуют механизмы психологической самозащиты, которые снижают, нейтрализуют или совсем снимают барьеры нравственно-правового контроля при нарушении уголовно-правовых запретов. Именно на этой основе происходит самооправдание и внутреннее освобождение от чувства вины за совершаемое или совершенное преступление.

Нами было проведено исследование с целью выявление личностных характеристик и системы мотивов молодежи с различными формами девиантного поведения (данные в исследовании были собраны студенткой Е. Рассеевой). В нем приняло участие 40 человек: 23 мужчины и 17 женщин, образование испытуемых варьировалось от среднего до высшего, возраст респондентов от 19 до 23 лет. Все испытуемые имеют определенные формы отклоняющегося поведения, которые привели к различным конкретным статьям Уголовного кодекса РФ. Надо отметить, что все участники с заинтересованностью и доброжелательностью приняли участие в исследовании.

Были использованы 4 методики, состоящие из разных шкал. Для того чтобы подтвердить наличие отклоняющегося поведения и разделить испытуемых на группы, была выбрана методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орела (СОП). Для выявления уровня тревожности испытуемым был представлен тест субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (Спилбергера — Ханина). Чтобы понять, какие потребности являются ведущими у испытуемых, мы воспользовались методикой, основанной на пирамиде А. Маслоу, в модификации И.А. Акиндоновой «Иерархия потребностей». Достоверность результатов проверялась с помощью непараметрического U-критерия Манна — Уитни.

Исследование с помощью методики СОП показало, что все испытуемые имеют ту или иную форму отклоняющегося поведения, затем они были разделены на 5 групп по формам отклоняющегося поведения: делинквентная группа, девиантная группа, агрессивная группа, саморазрушающая и аддиктивная группа (табл. 12 и рис. 28).

Представленные данные показывают, что установка на социально желательные ответы наиболее выражена у подростков с аддиктивным и агрессивным поведением. Несмотря на сложность формы отклоняющегося поведения, результаты 10 испытуемых с агрессивным и 7 испытуемых с аддиктивным поведением свидетельствуют об умеренной тенденции давать социально желательные ответы при заполнении опросника. Это может быть связано с тем, что человек не скрывает свои недостатки и готов искренне участвовать в исследовании. Аддиктивные и девиантные участники склонны к преодолению норм и правил. У этих групп достаточно высокий показатель готовности нарушать правила и нормы: средний балл подростков с аддиктивным поведением — 45,29, средний балл девиантов — 41,04.

Группа делинквентных и девиантных подростков имеют высокий уровень агрессии (43 и 42,28). Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы — все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины. Склонность к противозаконным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни.

Далее рассмотрим результаты исследования субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина).

В группе людей с агрессивным поведением личностная и ситуативная тревожность равны друг другу по среднему показателю — 42,8, что указывает на высокий уровень и ситуативной, и личностной тревожности. Это может говорить о том, что окружающая среда для испытуемых несет строго негативный характер. Усложненные ситуации они склонны воспринимать как угрожающие, катастрофические. Соответственно восприятию проявляется и сила эмоциональной реакции. Такие люди вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и готовности к защите, даже если в этом объективно нет надобности.

Возможно обвинение себя в негативе окружающей среды, который вызывает высокий уровень личностной тревожности.

Наиболее высокий уровень ситуативной тревожности преобладает у аддиктивных подростков. Это может свидетельствовать о том, что аддиктивные подростки — это люди с низкой переносимостью фрустраций, дезадаптированные личности. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера. У подростков с аддиктивным поведением преобладает демонстративный тип, гипертимный тип и тревожно-боязливый (см. рис. 30), что говорит о высокой самооценке, способности к аморальным поступкам с использованием демонстративного поведения и способности увлечь других своими поступками.

Высокий уровень личностной тревожности ярко выражен у подростков с делинквентным поведением. Возможно, чтобы преодолеть личностную тревожность в обычной повседневной жизни, подростки с делинквентным поведением идут на преступления и правонарушения, чтобы отвлечь себя и таким образом снять высокий уровень тревожности в отношении себя. Например, один из испытуемых в возрасте 22 лет, чтобы отвлечься и убрать чувство тревожности из-за неудовлетворенности статуса авторитета среди сверстников, осознанно пошел на кражу в магазине, что повлекло за собой статью УК РФ и в последующем суд.

Анализ исследования иерархии потребностей молодежи (опросник в модификации И.А. Акиндоновой) с осложненным поведением показал действие различных факторов на поведение испытуемых.

К одной из причин, по которым дети и подростки превращаются в агрессивных и неуправляемых, относится тяжелое материальное положение в семье. Материальное положение, которое удовлетворяет физиологические потребности, является ведущей потребностью для агрессивных подростков (по данным рис. 30). Число испытуемых с агрессивным поведением составило 10 человек, 7 из которых девушки в возрасте от 19 до 22 лет. Двое из девушек уже отбыли наказание в колонии для несовершеннолетних: ст. 228, часть 1 УК РФ, ст. 158, часть 2 УК РФ. У этих девушек проявляется яркий мотив самооправдания, связанный с потребностью удержания материального положения (и непринятие понесенного наказания за незаконное приобретение, хранение и распространение наркотических веществ).

Другая представительница этой группы, понесшая наказание по статье 158, часть 2 УК РФ, совершала кражи по причине семейного и материального неблагополучия. Взаимосвязь тяжелого материального положения в семье, осуждения за это со стороны и желания не отличаться ничем от сверстников позволяет формировать такое социальное новообразование, как агрессия. В подобных случаях подростки с агрессивным поведением склонны наносить материальный ущерб окружающим людям, здесь подростками движет мотив замещения, так как объектом агрессии являются материальные вещи или беззащитные люди.

У аддиктивных подростков наблюдается самый высокий показатель по шкале «Потребность в безопасности», ведь когда такой подросток искусственно меняет свое психическое состояние, к нему приходит чувство безопасности и удовлетворения, он попадает в «свой отдельный мир», где все так, как хочется ему, такой мир, где присутствует защита. То есть аддиктивные подростки уходят от настоящего мира и проблем путем наименьшего сопротивления. Люди с подобным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания. При смене таких психологических состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» своих неприятностей. Чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость. В данном случае подростками движет защитный мотив. Так как подростки пытаются попасть в «другой» мир, где присутствует безопасность, для этих людей чувство защищенности в реальном мире отсутствует. Аддиктивные подростки считают, что в реальном мире очень много угроз со стороны других окружающих их людей, но на самом деле может быть и не так. Потребность в безопасности формирует защитный мотив. Можно сказать, что агрессивное поведение аддиктивных подростков формирует у них эгрессивное поведение, то есть уход от угроз.

Социальные потребности: потребность в любви, дружбе, межличностных связях, — востребованы у девиантных, самоповреждающихся и агрессивных респондентов в достаточно большой степени. Подростки с девиантным поведением так же, как и все люди, нуждаются в понимании и принятии со стороны, но из-за того, что они сами не готовы принимать общепринятые правила, законы и нормы, они не могут дать взамен нормальное адекватное межличностное общение, например, своим родным. Они не получают внимания, любви, дружбы и заботы в школьном возрасте, например, от одноклассников, девианты и делинквенты формируют себе группы, группировки, банды.

Потребность в самореализации как наивысшая осознанная, зрелая, морально-обеспеченная потребность — наименее востребованная у всех групп молодежи.

Наибольшие баллы пришлись у всех групп молодежи на потребности в уважении. Потребность в уважении наиболее выражена у делинквентных подростков. Желание стать востребованным и авторитетным человеком среди своих сверстников-девиантов (именно такие сверстники у всех испытуемых) толкает подростков и молодежь с делинквентным поведением на преступления разной тяжести. Так как потребности определяют направленность мотивов, потребность в уважении со стороны формирует мотив самоутверждения. Делинквенты хотят утвердить себя в коллективе путем преступлений.

Потребности определяют направленность мотивов, потребность в уважении со стороны формирует мотив самоутверждения.

Мотив самоутверждения формируется тогда, когда существуют неблагоприятные особенности взаимодействия подростков со своим ближайшим окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе. В данном случае речь пойдет о взаимодействии со сверстниками. Для установления авторитета, получения признания и возможности честного нахождения в компании подросток готов идти на любые преступления, нарушения норм и правил. Несостоятельность в учебе и отторжение от коллектива — еще одно крупное поражение на жизненном пути после первого, нанесенного родителями. Неудачи (фрустрации) объективно подталкивают к поиску других, доступных средств самоутверждения.

Описывая делинквентную группу, невозможно не обратить внимание на сочетание состава преступления и потребностей, которые были не удовлетворены. Некоторые испытуемые из данной группы (1 девушка и 2 мужчин) совершали не только кражи, но и занимались активным мошенничеством ради необходимости материального благополучия. Потребность в материальном положении в данном случае раскрывается и с другой стороны. Трое испытуемых совершали преступления не только ради «заработка» денег, но и для получения острых ощущений и ярких эмоций от обмана людей. Так как двое испытуемых не признают наркотические вещества и алкоголь, для получения таких эмоций они выбрали путь мошенничества. Можно сделать вывод о том, что мошенниками двигал игровой мотив.

В заключение хотелось бы отметить, что наше исследование не ставило глобальной цели выявить все движущие мотивы противоправного девиантного поведения в целом. Мы исследовали небольшую группу молодежи и выявили, что для представителей с противоправными нарушениями свойственны неудовлетворенность потребности в уважении со стороны и на первое место в иерархии мотивов выступает мотив самоутверждения. Как мы поняли из теоретической части, сами мотивы не могут быть преступными. Преступным способно быть только поведение, а оно зависит от выбора средств для реализации мотивов, от нравственной направленности личности, ее солидарности с правовыми нормами, приятия их. Изучение мотивов преступного поведения необходимо осуществлять в тесной связи с личностью преступника, их понимание всегда должно вытекать из понимания самой личности. Только подобный подход позволит вскрыть, почему данный мотив свойствен именно данному человеку.

Таким образом, можно подчеркнуть, что залогом успешной профилактической деятельности и практической работы по ресоциализации подростков и молодежи с противоправным поведением является выявление субъективных причин такого поведения, их мотивации и мотивов. Изучение мотивов девиантного поведения позволяет понять, каким психологическим смыслом для подростков и, в данном случае, юношей наполнены определенные виды поведения. Как подростки объясняют свои действия и поступки, какие причины обусловливают девиантное поведение в целом и отдельные его виды. Знание и учет особенностей мотивации девиантного поведения подростков и юношей может быть использован в планировании профилактических программ. Многие известные ученые-юристы отмечают также важность глубокого изучения мотивации и мотивов противоправного поведения для эффективного использования воспитательного воздействия на подростков и их правового воспитания.

Источник: Бахадова Е.В. Мотивы противоправного поведения у подростков // Создание мотивирующей образовательной среды: коллективная монография. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. С. 166–175.

В статье упомянуты
Комментарии
  • Валерий Михайлович Ганузин
    25.03.2023 в 09:22:28

    Уважаемая Елена Викторовна!
    Как Вы считаете, как часто встречаются мотивы противоправного поведения у подростков в форме " мотивов отмщения", о которых не указано в статье? По моему, такой мотив часто встречается у подростков.

    С уважением, Валерий Михайлович.

      , чтобы комментировать

    • Владимир Александрович Старк

      Уважаемая Елена Викторовна!
      В исследовании агрессии так же следует учитывать такой мощный пассивный фактор как аэмпатичность, бездушность, безразличие к чужим страданиям.
      И преступления против личности, следует всё же выделить в отдельный блок, подобно тому, как это сделано в юриспруденции.
      С уважением, Владимир.

        , чтобы комментировать

      • Ольга Ивановна Ключко
        30.03.2023 в 13:52:32

        А как же борьба за справедливость как форма протестного поведения, так распространенная в подростковом возрасте? Не однобоко ли трактовать противоправное поведение как исключительно негативную личностную направленность?

          , чтобы комментировать

        • Владимир Александрович Старк

          Уважаемая Ольга Ивановна.
          И не важно что детская справедливость зачастую близорука, примитивна, зла и романтически глупа, но её мотивации всё равно благородны, а мотивация поступка - это главное.

            , чтобы комментировать

          • Ольга Ивановна Ключко
            30.03.2023 в 16:18:36

            Именно так, Владимир Александрович, поэтому и написала о возможной однобокости понимания

              , чтобы комментировать

            , чтобы комментировать

            Публикации

            Все публикации

            Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

            Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»