27 декабря в России отмечается День спасателя — в этот день в 1990 году на основании Постановления Совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей. Указ Президента Российской Федерации «Об установлении Дня спасателя Российской Федерации» был подписан в 1995 году.
Введение
Значимость исследования темы надежности специалистов МЧС России обусловлена тем, что одной из характеристик современного мира является возрастание масштабов и частоты появления экстремальных ситуаций, а также катастроф, куда можно отнести техногенные катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, пожары, боевые действия и т.д. Интерес к надежности деятельности человека, работающего в экстремальных и тяжелых условиях, связывается с состоянием техносферы на современном этапе, а также с возрастанием мощных катаклизмов как природного, так и социального характера. Появление новейших технологий, сложности с эксплуатацией технических комплексов переходят границы надежности, создавая экстремальные условия, такие как: аварии, пожары, включая природные катаклизмы и т.д. Таким образом, личностно-профессиональная надежность специалиста МЧС (спасателя, пожарного, психолога, диспетчера и др.) является опорой как для самого специалиста, так и для его коллег и руководства.
Наша страна периодически сталкивается с масштабными катастрофами техногенного характера начиная с 1986 г. Авария на Чернобыльской АЭС послужила началом научного изучения психологических особенностей спасателей. Поэтому на сегодняшний момент достаточно остро стоит вопрос подготовки и отбора спасателей, развития профессионально важных качеств, а также определения личностных характеристик, которые позволят определить нервно-психические и психосоматические расстройства специалиста в связи с высоким стрессогенным характером его деятельности. Одной из таких характеристик является надежность специалистов МЧС России.
Стихийные бедствия, как правило, непредсказуемые, так как обрушиваются неожиданно, создавая экстремальные условия. Деятельность человека в данных условиях сопряжена с опасностью для жизни, поэтому высока их психологическая цена, а также стоимость принимаемого решения и ответственность за выполнение порученного дела.
Как справедливо отмечает А.Г. Маклаков, «показатели состояния и уровень физического развития достаточно важны для прогнозирования успешности профессиональной деятельности человека. Существует довольно много профессий, на которые показатели здоровья накладывают определенные ограничения» [1]. Основная деятельность специалистов МЧС России происходит в условиях высокой вероятности воздействия на него непредсказуемых, неожиданных и опасных для здоровья и жизни факторов, таких как: низкая и высокая температуры, отравляющие вещества радиации, загазованности, замкнутое пространство, дефицит времени и т.д.
Помимо вышеуказанных факторов, специалисты МЧС России в процессе работы непосредственно взаимодействуют с пострадавшими, таким образом, они подвергаются влиянию еще одной особой группы, куда входят социально-психологические воздействия со стороны пострадавших, такие как стресс, паника, а также воздействия, связанные с наблюдением искалеченных людей, а порой и трупов. Деятельность в данных условиях предъявляет особые требования к личности специалиста МЧС России, говорим мы об отдельном сотруднике или спасательном отряде. В этих условиях субъективный фактор деятельности изменяется, совершенствуется и адаптируется к экстремальным условиям.
Профессионализм специалиста МЧС России проявляется не только в знании оснащения и техники, но также и в понимании тактической стратегии всей профессиональной деятельности, понимании и применении функционального и психологического состояния своего организма, которое дает возможности профессионально и адекватно проходить сложные ситуации в экстремальных условиях. Также немаловажным для специалиста МЧС России является умение контролировать свою тревогу, переводя ее из дисфункционального в защитное состояние. Таким образом, в современных условиях выполнения профессиональных обязанностей проблема изучения личностно-профессиональных качеств специалистов МЧС России приобретает особенное значение.
Личностно-профессиональная надежность специалиста и структура ее обеспечения
Анализ литературы показывает, что в современной психологии наблюдаются два основных направления изучения надежности: в профессиональной деятельности (как профессиональное качество), а также в межличностном взаимодействии (как личностное качество). Многоплановость надежности обусловлена, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой — многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с позиции:
- духовно-нравственного подхода, когда надежность рассматривается как основное нравственное качество личности, проявляемое прежде всего в ситуациях жизненного выбора как способность следовать моральным требованиям; этика профессии как умение вести себя ответственно и справедливо (Е.К. Веселова, Н.А. Коваль, Н.А. Комаров, Е.Ю. Стрижов);
- определенного способа существования, жизнедеятельности человека, когда надежность исследуется в качестве ведущей ценности индивида и входит в его систему ценностей (Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков);
- аксиологического подхода, рассматривающего надежность как ценностное содержание сознания (М.С. Каган, В.Г. Федотова, Т.В. Холостова);
- деятельностного подхода, в котором надежность представлена как безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и в заданных условиях (Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын);
- психологической характеристики социального субъекта, когда надежность способствует высокой эффективности совместной деятельности (С.В. Сарычев, А.С. Чернышев);
- гносеологического подхода, где надежность рассматривается как осознание определенной роли при необходимости выполнять ее безотказно и своевременно в любых условиях (В.М. Крук, О.Л. Осадчук).
Во всех перечисленных подходах связующим звеном выступает внутренний мир человека, определяющий конкретные особенности его поведения, деятельности, профессионального взаимодействия с другими [2].
Личностно-профессиональная надежность специалиста МЧС России — это характеристика личностных особенностей и качеств, которые определяют стабильность эталонного нормативного поведения по показателям личностной надежности в профессиональной деятельности. Ключевыми в развитии профессионально-личностной надежности являются три аспекта: характеристика поведения, нормативная воспроизводимость, нормативность.
В работах В.М. Крука личностная надежность специалиста определяется как интегральное психологическое образование, которое «детерминирует динамическое соответствие его поведения, установленное нормами и требованиями профессии» [3]. Данная структура представлена на рис. 1.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что обеспечение личностной надежности специалиста возможно за счет проведения целостной системы мероприятий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального поведения в соответствии с требованиями и нормами данной профессии.
Морально-нравственная надежность специалиста МЧС России
Изучение морально-нравственной надежности специалиста, в том числе сотрудника силовых структур, отражено в работах Е.Ю. Стрижова [4]. Проведя множество исследований, Е.Ю. Стрижов делает вывод о том, что нравственно надежная личность ставит на первое место нормы морали, этики, совести и долга. Опираясь на эти понятия, надежный человек способен пересматривать свои цели, планы, оценивая степень их влияния на других людей (положительно или негативно). Таким образом, без нравственного компонента рассматривать личностно-профессиональную надежность сотрудника МЧС невозможно.
Исследования, проведенные с сотрудниками МЧС России, показывают, что «личностная надежность для большинства испытуемых представляется как уверенность в окружающих людях, своеобразная безопасность своей личности, надежность связывали с возможностью преодолевать сложности в условиях дефицита времени при выполнении трудных заданий» [5]. При этом сотрудники в возрасте старше 35 лет указывают, что надежность представляется им важным свойством личности, которое отражается на поступках человека как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Личностная надежность для большинства испытуемых этой группы представляется как уверенность в собственных силах, принципах, морали и отношении к людям.
В работах Е.К. Веселовой, посвященных психологической деонтологии — науке, изучающей этические аспекты деятельности психолога, моральная надежность в профессиональной деятельности тесно связана с этическим кодексом, следуя которому специалист остается надежным даже в трудных ситуациях. Таким образом, Е.К. Веселова определяет надежность как совокупность моральных качеств.
Личностно-профессиональная надежность находится в структуре личностных требований, которые предъявляются к специалисту МЧС России, поэтому изучение ее места в профессионально важных качествах особо актуально как для теории, так и для практики психологической науки. Однако исследование психологической структуры надежности как базового профессионально-личностного качества у специалистов МЧС России не может быть произведено без анализа психологической деятельности спасателей, а также описания профессионально важных качеств.
На сегодняшний день психологические исследования деятельности специалистов МЧС России — это достаточно молодая сфера. В профильной литературе имеются работы, которые посвящены деятельности ликвидаторов последствий землетрясения в Армении, крушения поездов в Уфе, аварий на Чернобыльской АЭС. В этих работах обсуждаются психологические характеристики поведения потерпевших, а также состояния как спасателей-профессионалов, так и добровольцев, их поведение в экстремальных условиях.
Данные исследования основаны на трудах зарубежных и отечественных авторов, среди которых есть работы по изучению семантического поля понятия экстремальной ситуации, а также психологического состояния личности в условиях повышенного риска, значения и роли тревоги, стресса, психологической работы по преодолению данных состояний.
Существенный вклад в развитие представлений о психологии чрезвычайных ситуации внесли такие авторы, как Е.И. Головаха, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Лебедев, Ю.С. Шойгу и др. Особое место в изучении деятельности в экстремальных условиях занимают труды, которые посвящены принятию решения в ситуации риска. Данные исследования чрезвычайно важны для науки, так как затрагивают тему влияния действий сотрудника МЧС на развитие личностно-профессиональной надежности. Представителями данных исследований являются Н.Г. Кондратюк, В.И. Моросанова, С.В. Сарычев, Е.Ю. Стрижов, А.А. Тарасова, М.А. Циммерман, Ю.А. Шрейдер и др.
Такие авторы, как И.П. Волкова, Р.С. Немов, Л.В. Фаустова, уделяют внимание разработке профессионально значимых качеств личности, которые способствуют либо препятствуют достижению результатов в деятельности в условиях повышенного риска. Специалист МЧС России как профессионал, который, как правило, имеет определенную психологическую подготовку, способен реагировать на экстремальные условия в первую очередь эмоциональным состоянием тревоги, которое появляется у него в опасных ситуациях и может проявляться в ожидании неблагоприятного развития событий. Такая тревога предупреждает человека о наступлении возможной опасности и проявляется слабовыраженной связью с особым экстремальным фактором; она характеризуется тревогой, направленной на сохранение оптимального функционирования организма. В то же время осуществляется поддержка жизнедеятельности всего организма в условиях повышенных требований к адаптационной системе.
У специалиста на фоне состояния тревоги может формироваться адекватная форма ответа, то есть специфические реакции организма, которые направлены на устранение либо преодоление влияния экстремальных факторов либо на решение профессиональной задачи. Экстремальные ситуации способны создавать такие условия, где специалисту важно принимать осмысленные профессиональные решения и брать на себя ответственность за свои действия и их последствия. Как правило, это неотработанные и нетрадиционные ситуации риска. В такой обстановке сотрудник руководствуется не только формальными правилами, но и создает новые, особенно в стрессовых ситуациях, когда формальные правила неэффективны.
Нормы и правила в данном случае интерпретируются в зависимости от определенной ситуации. Возможности профессиональной адаптации в экстремальной ситуации связываются, с одной стороны, с нормативным уровнем, такими качествами личности, которые достаточно устойчивы и складываются для осуществления профессиональной деятельности, а с другой стороны, с профессиональным уровнем, который предполагает учет возможного преобразования данных качеств в динамике профессионального труда и обучения. Касательно области мотивов, сюда можно отнести чувство долга и установку на успех, а в профессиональной сфере — чувство пространства, ровное отношение в группе, чувство времени, реалистическое мышление, в экстремальных условиях — способность предвидеть, анализировать, готовность к риску.
Группа профессионально важных личностных качеств включает в себя смелость, активность, уверенность, самоконтроль, оптимизм. Индивидуальные качества — это эмоциональная стабильность, устойчивость к фрустрации и стрессу. Многие люди, деятельность которых осуществляется в экстремальных условиях, согласно мнению В.И. Лебедева [6], испытывают стенические эмоции, проявляя решительность, мужество, и обладают способностью подавлять эмоции страха, готовы к действию и уверены в себе. Также была определена зависимость между направленностью личности на достижение успеха и избегание неудачи, а также готовность к риску.
В исследовании Г.Д. Петровой [7] было определено две группы спасателей:
- успешные, которые отличались смелостью, надежностью, целенаправленностью, склонностью к риску, рассудочным характером смелости;
- неуспешные, для которых было характерно лихачество, непринужденность, коммуникабельность.
Успешные сотрудники обладают более высоким уровнем мотивации, а неуспешные склонны проявлять напряженную мотивацию достижения успеха. Влияние экстремальных условий труда в первую очередь распространяется на эмоциональную сферу сотрудников, поэтому оценить степень надежности как адаптационной характеристики сотрудника можно через оценку уровня развития психологических характеристик, поскольку они являются наиболее значимыми для регулирования психической деятельности и адаптации. Чем выше уровень развития данных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, а также значительнее диапазон факторов внешней среды.
Адаптационные возможности личности зависят от ее психологических особенностей, которые определяют возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в различных условиях деятельности и жизни. Чем сильнее адаптационные способности личности, тем выше будет уровень нормального функционирования организма и эффективность деятельности в ситуации возрастания психогенных факторов среды.
Имеющиеся исследования позволяют определить психологические характеристики, которые лежат в основе базовых профессионально важных качеств сотрудников МЧС России, а именно:
- нервно-психическая устойчивость;
- толерантность к стрессу;
- самооценка личности;
- саморегуляция личности;
- адекватность восприятия условий деятельности и собственных возможностей;
- ощущение социальной поддержки, которое обусловливает чувство личностной значимости для окружающих людей;
- конфликтность личности;
- социальные компетентности;
- морально-нравственные качества личности;
- профессиональная подготовка;
- надежность.
Вышеперечисленные качества лежат в основе психологической структуры надежности специалистов МЧС России. Для того чтобы проанализировать ее структуру, важно озвучить пути повышения надежности специалиста, выделенные Б.Ф. Ломовым [8].
- Самоконтроль и контроль собственных действий. Б.Ф. Ломов пишет: «В том случае, когда сотрудник имеет возможность контроля собственных действий, его способность работать на протяжении длительного времени с минимумом ошибок повышается».
- Соблюдение режима труда с учетом особенностей его работоспособности.
- Сменность деятельности в ситуации непрерывного трудового процесса.
- Подготовка, которая формирует регулировки работоспособности в зависимости от предъявляемых требований работы.
- Смена способов деятельности, которая обеспечивает изменение нагрузки на разнообразные психические функции, уравновешивая накопление и расход рабочего потенциала, за счет чего стабилизируется показатель надежности работы.
- Непрерывный контроль за состоянием личности.
В структуру надежности специалиста М.А. Котик [9] выносит:
- наличие полноценного психического образа профессиональной деятельности;
- отсутствие неадекватного психического состояния, которое искажает или разрушает систему субъективного отражения;
- состояние бессознательного.
Согласно данным исследования А.А. Благинина [10] (рис. 2), в структуру личностно-профессиональной надежности спасателей входят:
- особенность деятельности спасателей, определение профессионально важных качеств;
- понимание причин ошибочных действий;
- закономерности изменения функциональных состояний в ситуации нервного напряжения;
- структура оценки функционального состояния;
- психофизиологические и личностные особенности спасателей;
- эффективность методов психологической регуляции и саморегуляции.
Л.Ф. Ипатова [11] выделила следующую структуру профессиональной надежности сотрудников, которая отображена на рис. 3.
В работах В.Ю. Рыбникова [12], посвященных прогнозированию надежности специалистов экстремального профиля, к симптомокомплексам личностных расстройств психологического прогноза надежности деятельности специалиста относятся: оптимальная тревожность, нервно-тревожная устойчивость, общая активность, интеллектуальное развитие высшей нервной деятельности, самоконтроль и организаторские способности (рис. 4).
К числу квалификационных критериев оценки сформированности профессионально-личностной надежности в рамках профессионально важных качеств относятся:
- физическая компетентность, живость ума и соразмерное требованиям обязанностей техническое мастерство;
- готовность ответственно и эффективно выполнять обязанности установленным образом в изменяющихся ситуациях, в том числе неблагоприятных и чрезвычайных;
- хорошая социальная регулируемость, эмоциональная устойчивость, личная целостность, адекватность суждений.
Таким образом, к группе основных критериев личностной надежности соответственно практике их отнесения в проанализированных программах относится отсутствие определяемых от обратных критериев ненадежности.
Выводы
Обобщая все вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что исследование структуры личностно-профессиональной надежности специалистов позволяет определить ее как интегральное когнитивно-произвольно-мотивационное психологическое образование, которое основано на симптомокомплексах психологического и физического благополучия, проявляющееся в динамике профессионально важных показателей уязвимости и нормативности поведения.
Личностно-профессиональная надежность специалиста МЧС России — это характеристика личностных особенностей и морально-нравственных качеств, которые определяют стабильность эталонного нормативного поведения по показателям личностной надежности в профессиональной деятельности.
Многие исследователи, занимающиеся проблемами психологии надежности специалиста, отмечают, что важными аспектами в развитии профессионально-личностной надежности можно считать характеристики поведения, нормативную воспроизводимость и нормативность. При этом еще одним не менее важным параметром личностно-профессиональной надежности являются морально-нравственные качества специалиста, его духовно-нравственная зрелость, способствующие не только профессиональному, но и, что не менее важно, личностному росту.
Теоретико-методологический анализ проблемы надежности свидетельствует о том, что она не рассматривается в качестве самостоятельной задачи и не устанавливается в традиционно существующих системах отбора (подбора), подготовки, сопровождения специалистов. Кроме того, поскольку это интегральное психическое образование, то оно не может быть однозначно установлено какой-либо одной единственной процедурой. Поэтому предназначением личностно-профессиональной надежности может быть только непрерывный процесс достижения соответствия поведения специалиста предъявляемым в интересах профессиональной деятельности требованиям.
Дальнейшие исследования надежности специалистов МЧС России могут быть направлены на подробное изучение морально-нравственных аспектов деятельности, а также разработки методов изучения и повышения личностно-профессиональной надежности специалистов МЧС России.
Список литературы
- Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. СПб: Питер, 2008. 480 с.
- Савинков С.Н. Проблема изучения надежности как личностно-профессионального качества личности в психологической науке // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №2. С. 60.
- Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2012. 45 с.
- Стрижов Е.Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности // Вестник ТГПУ. 2009. №1. С. 84-88.
- Савинков С.Н., Коваль Н.А. Представления о личностной надежности у сотрудников МЧС России // Психолог. 2019. №2. С. 37-45.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
- Петрова Г.Д. Особенности жизнедеятельности спасателей в экстремальных условиях: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2005. 22 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
- Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1989. 447 с.
- Благинин А.А. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. 139 с.
- Ипатова Л.Ф. Социально-психологическое обеспечение надежности деятельности оперативного персонала энергопредприятий: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 24 с.
- Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и пептидная регуляция состояния специалистов экстремального профиля: монография. СПб: СПб ун-т МВД России, 2000. 205 с.
Источник: Савинков С.Н., Коваль Н.А. Надежность в структуре профессиональных и личностных качеств специалиста МЧС России // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Том 19. № 3 (45). С. 7–17. DOI: 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-7-17
Учебник для вузов «Психология служебной деятельности» Н.А. Коваль, С.Н. Савинкова и А.А. Тарасовой представлен в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2022 года в номинации «Книга года по психологии».
Напоминаем, что период приёма конкурсных заявок завершится 15 января 2023 года.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать