16+
Выходит с 1995 года
19 марта 2024

Кто есть кто

Алексей Сергеевич Чернышев

Алексей Сергеевич Чернышев

16.10.1936 - 15.12.2020

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Академик Академии гуманитарных наук России.

Профессор кафедры психологии Курского государственного университета. 

Руководитель Курского отделения Российского психологического общества, член Координационного совета РПО. Председатель Курского регионального отделения Федерации психологов образования России.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2004-20052008-2019).

А.С. Чернышев в 1964 г. поступил в аспирантуру при кафедре психологии Курского госпединститута. С тех пор в течение 48 лет осуществляет научную и педагогическую деятельность в Курском государственном университете.

Научно-педагогическая деятельность сочетается с административной работой – Алексей Сергеевич был деканом факультета, проректором по научной работе, в течение 35 лет возглавляет кафедру психологии. За это время кафедра успешно развивалась от небольшого коллектива, насчитывавшего 7 человек (один доктор наук, профессор и шесть кандидатов наук, доцентов) в 1970-е годы, – до крупного университетского подразделения в составе 23 человек (в том числе, пять профессоров, докторов наук и 12 доцентов, кандидатов наук) в настоящее время. Сегодня при кафедре функционируют магистратура, аспирантура, докторантура, диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, кабинет психодиагностики, лаборатория психологической помощи.

А.С. Чернышев был первым аспирантом профессора Л.И. Уманского, который стал для него не только научным руководителем, но и Учителем, другом, единомышленником, коллегой в разработке теоретических и прикладных проблем социальной психологии в рамках созданной ими одной из первых в стране социально-психологической лаборатории. Он успешно продолжил и принципиально развил традиции курской социально-психологической школы, заложенные в 60-х годах его учителем Л.И. Уманским. Широкое признание со стороны психологической общественности получила разработанная Чернышевым социально-психологическая концепция учебного (молодежного) коллектива, ядром которой является понятие организованности. Выявленные автором социально-психологические механизмы взаимодействия индивидуального и группового сознания при определении стратегий организации совместной деятельности вошли в теоретические основы совместной деятельности, разрабатываемой А.Л. Журавлевым, а одна из подструктур организованности – «единство мнений об организаторе» учитывалась А.В. Петровским при определении сплоченности группы как ценностно-ориентационного единства.

Принципиально важным этапом в развитии параметрической концепции групп и коллективов, разработанной Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и др. в 1970-е годы, стали исследования феноменов, обогащающих содержание концепции, выполненных учениками А.С. Чернышева, докторами психологических наук С.В. Сарычевым и С.Г. Елизаровым в 2000-е годы. Речь идет о психологии надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях и структуре мотивации включенности группы в основную организацию.

Отличительная особенность исследований профессора А.С. Чернышева и его учеников – широкое внедрение научных результатов в практику, активное использование естественного формирующего эксперимента и оригинальных аппаратурных методик.

А.С. Чернышев – это яркий пример психолога-экспериментатора. На протяжении 40 лет он разрабатывает проблемы эксперимента в социальной психологии, сочетая теоретические исследования с практикой, оказывая психологическую помощь подросткам и юношам в личностном развитии и готовя молодежных лидеров в созданном совместно с Л.И. Уманским психологическом центре. Из его стен вышло более 35 тысяч воспитанников, многие из которых стали крупными организаторами в различных сферах народного хозяйства. Школа лидеров стала притягательной ценностью для учащейся молодежи Курской области и приобрела статус престижного образовательного учреждения региона. Показателем признания работ проф. А.С. Чернышева как руководителя психологической школы лидеров стало включения материалов о ней на презентации достижений Курской области в Москве в 2002 году.

Теоретические положения о специфике крупномасштабного естественного формирующего эксперимента (до 250 человек одновременно), раскрывающие социально-психологическую структуру независимой экспериментальной переменной, комплексный характер психологических последствий, методы контроля и управления экспериментальной ситуацией, прошли апробацию в многолетних экспериментальных исследованиях, которые обеспечивали формирование лидерских качеств и личностное развитие молодежи.

Это направление научных поисков представляется полезным для дальнейшего развития отечественной экспериментальной психологии.
Организаторские качества А.С. Чернышева в наибольшей степени проявились в 1991-1993 гг. в пери-од его деятельности в качестве руководителя Государственной программы мониторинга социально-психологических ситуаций в регионах России, Украины, Белоруссии, пострадавших от Чернобыльской катастрофы (правительственный заказ 1991 г.). Была сформирована группа высококлассных специалистов из Института психологии АН СССР, Института медико-биологических проблем АН СССР, Министерства здравоохранения СССР, гомельских, киевских и курских психологов, осуществлявших диагностические замеры и аналитическую оценку последствий радиационного заражения и защитных мер. Эти результаты нашли применение в государственных программах «Дети Чернобыля» и «Помощь», членом координационного совета которых являлся А.С. Чернышев.

В последние годы А.С. Чернышевым разрабатываются теоретические основы эффективности социально-психологической помощи молодежи в личностном развитии при изменившихся социально-экономических условиях. Вместе с учениками А.С. Чернышев разрабатывает социотехники формирования развивающих социальных сред (т.н. «социальных оазисов»), социального обучения и технологий помощи индивидам и группам, которые получили практическое подтверждение и внедрены в деятельность психологических центров помощи молодежи региона («Магистр», «Монолит», «Спасатель», «Диалог», «Доверие», «Бумеранг» и др.). Авторы этих разработок стали лауреатами Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект 2001 г. в практической психологии».

С 1989 г. по инициативе А.С. Чернышева и под его непосредственным руководством создается школьная психологическая служба Курской области и региональная система психологической помощи населению. Он инициировал формирование и непосредственно руководил работой городского психолого-медико-педагогического центра «Гармония». Эта деятельность получила высокую оценку Министерства образования РФ.
С 1988 г. в Курском государственном университете началась подготовка практических психологов образования, а в 2003 г. открыт факультет психологии и педагогики.

А.С. Чернышев является организатором и председателем единственного в Центрально-Черноземном регионе диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, в котором защищаются аспиранты Воронежа, Орла, Белгорода, Брянска, Курска, Череповца, Калининграда, Москвы, Ельца и других городов.

Им подготовлено 24 кандидата и 2 доктора наук, которые составляют ядро кафедры психологии Курского госуниверситета, а также работают на кафедрах Курского государственно медицинского, Юго-Западного, Брянского, Воронежского, Орловского госуниверситетов, вузов Москвы и султаната Оман. Опубликовано около 240 научных работ в отечественной и зарубежной печати, из них – 14 монографий («Студенческое самоуправление: социально-психологический аспект» (1990), «Социально-психологические основы организованности коллектива» (1991), «Социально-психологические аспекты надежности группы» (2000), «Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности» (2005), «Психологическая школа молодежных лидеров (2005), «Организованность и лидерство в молодёжных группах: теория, эксперимент, практика (Избранные труды)» (2006), «Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX–XXI в.в.)» (2010), и др.), 12 учебных пособий, 9 сборников научных трудов, ответственным редактором которых он является.

А.С. Чернышев занимает видное место в профессиональном психологическом сообществе. В 1983-1988 гг. он был вице-президентом Общества психологов СССР; в течение 15 лет возглавлял комиссию по психологии при Министерстве образования РСФСР; в настоящее время – член редакционного совета «Психологического журнала», член редколлегии «Вестника практической психологии образования». Научно-педагогическая деятельность Чернышева отмечена правительственными наградами: медалью «За трудовое отличие», медалью К.Д. Ушинского, сертификатом Минобразования РФ «За вклад в образование России», дипломом «Лучшего менеджера России», а также Российской общественной комиссии по присуждению национальной общественной премии имени Петра Великого (2001 г.), золотым знаком Федерации психологов образования России «За вклад в психологическую науку».

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Воспоминания
  • Сергей Васильевич Сарычев

    Вспоминая Алексея Сергеевич Чернышева https://youtu.be/6W0GgKovwwg

  • Елена Александровна Ананьева

    Уважаемый Алексей Сергеевич! От всей души поздравляю Вас с Днем Рождения! Желаю Вам крепкого здоровья, удачи, счастья и исполнения всего задуманного! От лица всего коллектива ООО "Иматон" Профессиональный психологический инструментарий" благодарю Вас за сотрудничество в разработке интереснейших и эффективных практических инструментов для психологов!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»