16+
Выходит с 1995 года
4 августа 2024

Кто есть кто

Светлана Владимировна Алехина

Светлана Владимировна Алехина

Москва

Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник общего образования РФ. Почетный профессор Новосибирского государственного педагогического университета. Эксперт ЮНИСЕФ в области инклюзивного образования.

Проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, член Ученого совета МГППУ, руководитель магистерских программ на факультете клинической и специальной психологии МГППУ. Сопредседатель экспертного совета ФУМО ВО по группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Вице-президент, член Президиума Федерации психологов образования России.

Член рабочей группы по дошкольному и основному общему образованию Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей. Член Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Член рабочей группы по контролю за реализацией пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ.

Член редакционной коллегии журнала «Сибирский педагогический журнал».

В 1973 г. окончила Красноярский государственный педагогический университет. В 1992 году закончила отделение Межвузовской подготовки практических психологов при Красноярском государственном университете.

В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте».

Профессиональная деятельность:

10 лет руководила Центром психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции «Сознание» в г. Красноярске.

С 2004 года заведовала лабораторией психологического мониторинга в МГППУ.

С 2005 года руководила Службой сопровождения в Центре дистанционной поддержки детей-инвалидов (ЦО «Технологии обучения»).

С 2009 года является директором Института проблем инклюзивного образования МГППУ.

С 2014 года является проректором по инклюзивному образованию МГППУ.

Научные интересы:

  • методология и психология инклюзивного образования, психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
  • развитие психологической службы образования
  • психологические технологии поддержки обучения и развития.

Основные публикации:

  • Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. №3. С. 116–128.
  • Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. №1. С. 136–145.
  • Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы // Сибирский педагогический журнал. 2016. №1. С. 94-101.
  • Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. №3. С. 70-78.
  • Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий // Сибирский педагогический журнал. №6. С. 125-131.
  • Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. 2015. №3. С. 88-89.
  • Алехина С.В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России //Аутизм и нарушения развития. № 2 (47). 2015. С. 3-7.
  • Алехина С.В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма // Образование в Кировской области. 2015. №1. С. 13-20.
  • Алехина С.В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 авг. 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
  • Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015.  
  • Alekhina S., Soldatenkova E. The Development of Communication as a Condition for Inclusion of Children with Autism in Education // 9th International Technology, Education and Development Conference March 2nd-4th, 2015 — Madrid, Spain.
  • Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3. С. 4–7.
  • Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
  • Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №1. С.5–16.
  • Алехина С.В. Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. №3. С.5–15.
  • Алехина С.В. Подготовка педагогический кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал . 2013. № 1 (44). С.26-32.
  • Алехина  С.В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1 (40). С 1-6.
  • Алехина С.В., Гращенкова С.Л. Специальные образовательные условия в профессиональном образовании (по материалам мониторинга учреждений среднего профессионального образования) // Научные исследования в образовании. 2013. №10. С.14-22.
  • Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. №1. С.73–79.
  • Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №4 (22). С. 117-127.
  • Алехина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. 2011. №3. С.32–40.
  • Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С.83–92.
  • Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Материалы I Международной конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии». МГППУ, 2011.
  • Алёхина С.В. Образование через призму инклюзии // Материалы Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения», 21-23 сентября 2011, г. Якутск.
  • Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. – Москва: Центр «Школьная книга», 2010. – Вып. 1.
  • Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». МГППУ, 2010.
  • Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата обращения: 11.11.2014)
  • Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся // Вестник практической психологии образования. 2007. №3. С.46–48.
  • Алехина С.В. Психологический мониторинг — инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. С.70–72.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
  • Почетный профессор НГПУ
Статьи и интервью в «Психологической газете»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»