22 октября 2017 , воскресенье

Известные психологи

Корнилова Татьяна Васильевна, р. 21.08.1954

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Преподаватель факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук. Член докторских дссертационных советов при факультете психологии МГУ и Институте психологии РАН.

Член редколлегии «Психологического журнала».

Член Российского психологического общества.

В 1976 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1980 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ.

В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Целеобразование при решении задач в “диалоге”с ЭВМ и в условиях общения», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений».

С 1980 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: на кафедре общей психологии (1980-1990 и 2004-н.в.), на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе (1990-2004).

Руководитель одного из основных направлений научной работы кафедры общей психологии МГУ — «Когнитивные процессы и функциональные состояния: общепсихологический, нейропсихологический и психофизиологический анализ».

Область научных интересов:

  • психология мышления и принятия решений,
  • психология личности,
  • психологические последствия компьютеризации,
  • методология психологии.

Т.В. Корнилова впервые соединила проблематику смысловой регуляции мышления и исследований принятия решений и стала развивать в отечественной психологии общепсихологический подход к пониманию регуляции принятия решений.

Т.В. Корниловой разработано новое научное направление – множественной и уровневой психологической регуляции выбора человека в условиях неопределенности. Она предложила целостную психологическую концепцию функционально-уровневой регуляции принятия интеллектуальных решений, обосновав принципы неопределенности, многоуровневости и открытости в понимании регулятивных систем принятия решений и критерий обратимости в качестве новых характеристик психологической реальности выбора.

Создала ряд методик диагностики интеллектуально-личностного потенциала человека.

Читает курсы:

  • Диагностика интеллектуального и личностного развития субъектов инновационной образовательной среды
  • Методологические дискуссии в современной психологии
  • Методологические основы психологии
  • Методологические проблемы современной психологии
  • Методология планирования и организации психологических исследований
  • Педагогика и психология
  • Планирование исследования выпускной квалификационной работы
  • Принятие решений в социальной сфере
  • Психология неопределенности, риска и принятия решений
  • Психология развивающего инновационного образования
  • Тренды и парадигмы современных психологических исследований
  • Фундаментальная психология перед вызовом современности
  • Экспериментальная психология
  • Экспериментальный метод в психологии

Основные публикации: более 300 работ, в том числе

  • Т.В. Корнилова. Диагностика мотивации и готовности к риску (монография). М.: Институт психологии РАН, 1997.
  • Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990 (монография совместно с О.К. Тихомировым).
  • Т.В. Корнилова. Подростки групп риска. М.-СПб.: Питер, 2004 (монография совместно с С.Д. Смирновым и Е.Л. Григоренко).
  • Т.В. Корнилова. Введение в психологический эксперимент. Учебник. М.: МГУ-ЧеРо, 1997, 2001.
  • Т.В. Корнилова. Экспериментальная психология. Теория и методы. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002, 2005.
  • Т.В. Корнилова. Психология риска и принятия решений (учебное пособие). М.: Аспект Пресс, 2003.
  • Эксперимент и квазиэксперимент (учебное пособие)/ Под ред. Т.В. Корниловой. М.-СПб: Питер, 2004.
  • Т.В. Корнилова. Методологические основы психологии (совместно с С.Д. Смирновым). – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006, 2007, 2008, 2009.
  • Статьи:
  • Т.В. Корнилова. О типах интеллектуальных стратегий принятия решений // Вестник Московского ун-та. Серия XIY. Психология,1985, №3.
  • Т.В. Корнилова. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризованном эксперименте // Вопросы психологии. 1990, №5.
  • Т.В. Корнилова. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993, №5 (совместно с Г. Будинайте).
  • Т.В. Корнилова. Риск и мышление //Психологический журнал, 1994. №4.
  • Т.В. Корнилова. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления //Психологический журнал. 1995, №4.
  • Т.В. Корнилова. Многоуровневая личностная регуляция принятия решений //Вестник РГНФ. 1996. №2.
  • Т.В. Корнилова. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса //Вопросы психологии, 1997. №1.
  • Т.В. Корнилова. О функциональной регуляции принятия решений //Психологический журнал, 1997. №5.
  • Т.В. Корнилова. Понятие «риска», «неопределенности» и принятия решений в психологических и непсихологических моделях выбора //Управление риском, 1997. №3.
  • Т.В. Корнилова. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) //Психологический журнал, 1998. №6.
  • Т.В. Корнилова. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления //Современная психология мотивации/ Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  • Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных решений в условиях неопределенности //Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. 2002. №2 (совместно с Каменевым И.И.).
  • Т.В. Корнилова. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал, 2005. №1.
  • Т.В. Корнилова. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Психологический журнал, 2006. №2 (Совместно с О.В. Степаносовой).
  • Т.В. Корнилова. Интуиция и рациональность в уровневой регуляции принятия решений // Вопросы психологии, 2006. №2 (совместно с О.В. Степаносовой и Е.Л. Григоренко).
  • Т.В. Корнилова. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о сомнительной роли редукционизма и эмоций в методологии психологии) // Психологический журнал, 2006, №4.
  • Т.В. Корнилова. Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений / Субъект и личность в психологии саморегуляции/ Под ред. В.И. Моросановой. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
  • Т.В. Корнилова. Экспериментальная парадигма, или ложные дихотомии в психологии / Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/ Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «институт психологии РАН». 2007.
  • Т.В. Корнилова. Методологические проблемы психологии в трудах О.К. Тихомирова и его школы //Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. 2008. №2.
  • Т.В. Корнилова. Модификация опросника имплицитных теорий К.Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) // Психологический журнал, 2008. №3 (совместно с С.Д. Смирновым, М.А. Чумаковой, С.А. Корниловым, Е.В. Новотоцкой-Власовой).
  • Kornilova, T.V. (2008). Personality regulation of decision making and learning efficacy / In Y. Zinchenko, V. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of Art. Moscow: Department of Psychology MSU&IG-SOCIN, 2008.
  • Kornilova, T.V. (2009). Academic Achievement in College: the Predictive Value of Subjective Evaluations of Intelligence and Academic Self-Concept. In Y. P. Zinchenko, V. F. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook (pp. 309-326). Moscow: Russian Psychological Society.
  • Kornilova, T.V. (2009). Subjective evaluations of intelligence and academic self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population. Learning and Individual Differences, in press. (Co-authors: S.A. Kornilov, M.A. Chumakova)
  • Главы и статьи зарубежных сборниках:
  • Kornilova, T.V., & Grigorenko, E.L. (1997). The resolution of the Intelligence, heredity, natur-nurtur controversy and environment by Russian psychology: Culturally based or culturally specific? In R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko (Eds.), Intelligence, Heredity and Environment (pp. 162-181). New York: Cambridge University press.
  • Kornilova, T.V., & Kornilov, S.A. (2009). The Use of Foreign Psychodiagnostic Inventories in Differing Methodological Contexts. In E.L. Grigorenko (Ed)., Multicultural Psychoeducational Assessment (pp. 351-374). New York: Springer Publishers.

Награды:

  • Вторая премия победителя конкурса на лучшую научную книгу 2005 года среди преподавателей высших учебных заведений в номинации «Психология и педагогика» Фонда развития отечественного образования (2005)
  • Лауреат конкурса «300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга» (2004)
  • 1-я премия за лучшую программу вузовской дисциплины РПО и Фонда Сороса (1998)

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение