
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена.
Профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании», директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Минобрнауки РФ. Член Президиума и руководитель предметно-методической секции «Психология и педагогики безопасности образовательной среды» УМО вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Эксперт в области проведения государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в области образования и науки. Эксперт экспертной комиссии в области дошкольной, образовательной и дополнительной образовательной деятельности Межведомственного совета по присуждению премии Правительства Российской Федерации в области образования. Член межведомственной рабочей группы по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования при департаменте государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и образования РФ.
Руководитель секции «Психологическая культура и безопасность в образовании» Федерации психологов образования России.
Член редколлегии, председатель редакционных советов ряда научных рецензируемых журналов, входящих в перечень ВАК.
Председатель Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, член двух диссертационных советов.
Научный руководитель инновационной площадки Российской академии образования.
В 1976 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, в 1985 г. - аспирантуру при факультете психологии ЛГУ.
В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе», в 2003 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания».
После окончания университета работала в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета на кафедре педагогики высшей школы.
С 1985 г. работает в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена: ассистент, доцент, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании» (с 2005 г.), проректор по работе с персоналом.
С 1991 года принимает участие в работе по аттестации кадров высшей квалификации.
В 2009 г. избрана членом-корреспондентом РАО, в 2017 г. - действительным членом РАО.
Сфера профессиональных интересов:
- психологическая безопасность личности и социальной среды
- психологическая безопасность в образовании
- психологическое сопровождение субъектов образовательной среды
- психологическая экспертиза качества образования
- психология экстремальных ситуаций
- методика обучения психологии
На основе анализа общепсихологических категорий И.А. Баевой создана концепция психологической безопасности образовательной среды, принципы ее реализации в образовательной практике; разработана система сопровождения психологической безопасности образовательной среды, способствующая поддержанию психического здоровья ее участников, обеспечивающая психологические условия обучения и развития субъектов образования; разработаны общетеоретические основы обеспечения психологической безопасности в образовательном учреждении и технологии их внедрения; определены психологические условия эффективного педагогического взаимодействия, снижающего уровень психологического насилия в межличностном общении; создана методика «Диагностики психологической безопасности образовательной среды школы», основанная на концепции гуманитарной экспертизы в образовании.
В 2013 году научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании», возглавляемая И.А. Баевой, получила общественную аккредитацию в Российской академии образования и по своему статусу является экспериментальной площадкой РАО. Под руководством лаборатории совместно с ЛОИРО выполняется проект, утвержденный Экспертным советом РАО «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области».
Читает курсы:
- Психология безопасности
- Психология переговоров
- Психологическое влияние на личность и ее защита от негативных воздействий
- Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
- Психологические проблемы насилия в образовательной среде и способы их преодоления
- Методика преподавания психологии
- Психология развития
- Педагогическая психология
- Методика психолого-педагогического просвещения и образования.
- Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
Автор концепции и научный руководитель образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии».
Основные публикации: более 160 работ, в том числе
- Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Баева И.А. и др. Гатчина: ГИЭФПТ, 2021. 276 с.
- Педагогическая психология: учебное пособие / Баева И.А. и др. СПб: Питер, 2010, 2011, 2020.
- Психологическое сопровождение личности в меняющемся мире: коллективная монография / под науч. ред. И.А. Баевой, А.А. Бакановой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 162 с.
- Учебно-методические материалы к учебным дисциплинам магистерской программы «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии»: учебное пособие / И.А. Баева и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 510 с.
- Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания: монография / Баева И.А. и др. СПб: ГИЭФПТ, 2019. 174 с.
- Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и развития / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. СПб: ЛОИРО, 2014.
- Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании: сборник научных статей / под. ред. И.А. Баевой, В.В. Коврова. М.: ЦЭПП МГППУ, 2012. 335 с.
- Научно-практические и прикладные аспекты деятельности центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: сборник статей / отв. ред. Баева И.А. М.: Экон-Информ, 2011.
- Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие / Баева И.А. и др. СПб; Нижний Новгород: Книжный дом, 2011. 381 с.
- Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И.А. Баевой. М.; СПб: Нестор-История, 2011. 272 с.
- Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова. М.: Экон-Информ, 2009. 246 с.
- Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления: монография / Баева И.А. и др. М.: Питер, 2008. 240 с.
- Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы / Баева И.А. и др. СПб: Книжный дом, 2008. 284 с.
- Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: монография. М.: МГППУ, 2008. 310 с.
- Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействий: учебно-методический комплекс / И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Е.Б. Лактионова. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 242 с.
- Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / И.А. Баева и др. СПб: Речь, 2006. 287 с.
- Тренинги психологической безопасности в школе. СПб: Речь, 2002. 251 с.
- Психологическая безопасность в образовании. СПб: Союз, 2002. 271 с.
- Психология в понятиях, образах, переживаниях: учебное пособие для учителя-психолога и ученика. М.: Центр гуманитарного образования, 1996. 94 с.
Награды:
- медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга
- лауреат Премии правительства РФ в области образования за 2012 год за цикл трудов «Инновационные технологии подготовки научных кадров»
- лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования за 2014 год за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования по номинации «Научные достижения, способствующие повышению качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации»
- Медаль Л.С. Выготского Министерства просвещения РФ
- лауреат общенациональной премии «Профессор года» в номинации «Психологические науки» Российского профессорского собрания (2021)
- Золотой знак «Психея» Психологического института РАО за вклад в развитие психологической науки и образования
- Благодарственные письма и грамоты Министерства науки и образования РФ, Российской академии образования
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Взаимовлияние безопасности личности и ее свойств
- Объявлен Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2023»
- Дисгармоничное развитие личности старшеклассников как угроза психологической безопасности образовательного пространства
- Особенности защитного и совладающего поведения взрослых, имеющих травмирующий опыт
- Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности
- На «Герценовских чтениях» обсудили психологические исследования в образовании
- Опубликована программа «Герценовских чтений»
- Психогенные факторы дистанционного образования
- Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта
- Поздравляем лауреатов премии Российского профессорского собрания
Поздравления с днём рождения
Ирина Александровна, с днём рождения! Хорошего настроения, радости, благополучия! А.Аксельрод
06.02.202112:18:41