
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.
Заведующая кафедрой возрастной психологии, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Заместитель декана по научной работе. Председатель специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ.
Член Международного общества по изучению развития поведения (ISSBD). Руководитель секции психологии развития Российского психологического общества.
Заместитель главного редактора журнала «Национальный психологический журнал». Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2016-2023).
Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1974 г. В 1979 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников», а в 2002 г. докторскую диссертацию на тему «Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции)».
Научные интересы: развитие личности в детском и подростковом возрасте, развитие Я-концепции и самосознания, морального развития, психология семейных отношений, диагностика и коррекция детско-родительских отношений, возрастно-психологическое консультирование, коррекция психического развития ребенка. Ведёт исследование по теме «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции».
В МГУ читает курсы лекций: «Психология развития и возрастная психология», «Психология семейных отношений», «Коррекция психического развития ребёнка», «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений», «Основы семейного консультирования», «Возрастно-психологическое консультирование».
Подготовила 27 кандидатов наук.
Научный редактор сборника программ общих и специальных дисциплин учебного плана подготовки дипломированных специалистов-психологов «Психология развития и возрастная психология» (совм. с А.И. Подольским) (1998).
Основные публикации:
- Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации / Карабанова О.А. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. 15 с.
- Концепция комплексной образовательной программы дошкольного образования «Река Детства» (проект) / Карабанова О.А. и др. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022.
- Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, Г.В. Бурменской, С.М. Чурбановой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 446 с.
- Семья и дети в современном мире / Ситникова В.Л., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 1610 с.
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А., Коробейников И.А., Кантор В.З. СПб: Институт коррекционной педагогики РАО, 2019. 120 с.
- Семья и дети в современном мире: Коллективная монография / науч. ред. Ситников В.Л. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 606 с.
- Концепция возрождения отечественной традиции детского чтения / Карабанова О.А. и др. М.: МГУ, 2017. 143 с.
- Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / Карабанова О.А. и др. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 208 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2009, 2014. 152 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2014. 152 с.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом / Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. М.: ФИРО, 2014. 96 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2010, 2014. 159 с.
- Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России / Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Пастернак Н.А., Глебкин В.В., Левит М.В. М.: ФИРО, 2012. 252 с.
- Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография. В 2-х частях / Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Глебкин В.В., Левит М.В. М.: ФИРО, 2011.
- Развитие игровой деятельности детей / Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
- Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска / Карабанова О.А. и др. М., 2011. 608 с.
- Как подготовить ребенка к школе / Гризик Т.И., Карабанова О.А., Соловьева Е.В., Якобсон С.Г. М.: Просвещение, 2011. 128 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / Карабанова О.А. и др. М.: Просвещение, 2009. 215 с.
- Инновационные образовательные программы по психологии / Карабанова О.А. и др. М.: МГУ, 2007.
- Возрастно-психологический подход консультировании детей и подростков: учебное пособие для вузов / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М.: МПСИ, 2007. 480 с.
- Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / Карабанова О.А. М.: Гардарики, 2007. 320 с.
- Роль семьи в моральном развитии ребенка / Карабанова О.А., Молчанов С.В. М.: НКО Дар, 2007. 156 с.
- Возрастная психология: Конспект лекций / Карабанова О.А. М.: Айрис-Пресс, 2005. 240 с.
- Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М.: Академия, 2005. 416 с.
- Психология семейных отношений / Карабанова О.А. Самара: СИПКРО, 2001. 132 с.
- Игра в коррекции психического развития ребенка / Карабанова О.А. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
- Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Карабанова О.А. и др. М., 1995. 146 с.
- Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М.: МГУ, 1990. 136 с.
- Психолого-педагогическая подготовка обучающего персонала учебных подразделений в энергетике / Карабанова О.А., Подольский А.И., Подольская Т.А. М.: ВИПКэнерго, 1990.
Награды. Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001). Лауреат премии Правительства Российской Федерации в сфере образования (2010). Награждена медалью К.Д. Ушинского (2011 г.) Заслуженный профессор МГУ (2014).
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
- Задачи психологической помощи семье с больным ребенком
- В поисках оптимального стиля родительского воспитания
- О.А. Карабанова о защите детей от опасного контента
- Психология образования: стандарты и перспективы
- Круглый стол «Оружие в школе: трагический урок»
- Достижения отечественной психологической науки как методологическая основа создания ФГОС общего образования
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- «Сказочная педагогика» и несказочные риски в эмоционально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста
- Разработаны рекомендации по скрининговому обследованию участников СВО
- Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников
- Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире
- Парадоксы профессиональной идентичности у психологов
- Итоги Всероссийского форума психологов в Екатеринбурге
- Российская семья в условиях социально-исторических изменений института родительства
- Состоялся Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»
- Опубликована программа конференции «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- Когнитивное здоровье: человек будущего — какой он?
- Поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на лечении в медицинских стационарах
- Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
- Прогноз психологической готовности к замещающему родительству
- Развитие эмоционального принятия родителями младших школьников с ЗПР
- 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 8 февраля 2019
- Оценивание успешности обучения младших школьников
- 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
- Психологи обсудили психологическую помощь детям после операций на сердце
- Профстандарт педагога-психолога: итоги апробации
- Законопроект о психологической помощи готовят МГУ и РПО
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель