Кто есть кто
Владимир Васильевич Козлов
Доктор психологических наук, профессор. Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный профессор Университета «Туран» (Алматы, Казахстан), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия), Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), приглашенный профессор КаЗНУ им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Почетный профессор Евразийского экономического клуба ученых (Астана, Казахстан, 2018), почетный член Казахстанского общества психологов (Алматы, Казахстан, 2018), Почетный профессор Евразийского Национального университета им. Гумилева (Нур-Султан, Казахстан, 2019), Почетный работник образования РАО (2020), Почетный профессор Бухарского института психологии и иностранных языков (2024), Почетный профессор Академии Образования Великобритании (2024).
Профессор кафедры социальной и политической психологии факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, в 2010–2020 гг. — заведующий этой кафедрой. Ректор Университета интегративной психологии и психотерапии.
Президент (c 2010 г.) Международной академии психологических наук.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2006-2023).
Исключительно плодотворная научная и педагогическая работа Владимира Васильевича Козлова в психологии продолжается уже без малого четыре десятилетия. Верность призванию он хранит с момента поступления на психологический факультет Ярославского государственного университета в 1978 году. Еще в студенческие годы были достигнуты первые существенные результаты: с 1981 года Владимир Васильевич работал в психологической лаборатории под руководством Е.П. Шарапова на Ярославском заводе топливной аппаратуры, где серьезно занимался исследованиями и экспериментами по внедрению функциональной музыки на производстве. Выводы его дипломной работы по этой теме впоследствии были использованы на Вологодском подшипниковом заводе.
По окончании университета (1983) В.В. Козлов был распределен в Пермь — инженером-психологом на завод аппаратуры дальней связи. С 1985 года он работал в Ярославском государственной педагогическом институте им. К.Д. Ушинского (с 1993 года — университет): возглавлял студенческий профком (до 1988 г.), преподавал на кафедрах философии, общей психологии, психологии и педагогики начального обучения (до 1991 г.).
С 1991 года В.В. Козлов трудится в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. В числе основных областей его специализации — социальная психология, социальная работа, кризисология, психология сознания, методология психологии. Владимиром Васильевичем разработаны и читаются лекционные курсы для студентов и магистрантов факультета психологии ЯрГУ «Основы трансперсональной психологии», «Психологическая работа с кризисной личностью», «Интегративная психология», «Практикум интегративной психологии», «Методика психологического тренинга», и другие.
В 1993 году В.В. Козлов защитил кандидатскую диссертацию, посвященную расширенным состояниям сознания. Дважды — в 1997-м и 1999 годах — им защищены диссертации на степень доктора психологических наук (по специальностям «Общая психология» и «Социальная психология», соответственно).
Владимиру Васильевичу Козлову принадлежат выдающиеся заслуги по созданию нового научного направления — интегративной психологии; им достигнуты значительные результаты по интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах.
Принципиальный вклад профессора Козлова в развитие психологической науки — создание интегративной психологии — потребовал огромных усилий и явился успешной попыткой организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии — интегративной). Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии поступательного развития: разработка направления «интенсивные интегративные психотехнологии» (1990–1993); систематизация теоретических подходов и концепций и разработка собственных моделей и подходов, адекватно раскрывающих пространство состояний сознания, структуру, основные тенденции личности и групп (1993–1997); разработка общей стратегии взаимодействия с клиентами в практической психологии, а также обозначение основных целей, этапов самосовершенствовании и интеграции личности в интегративной психологии, разработка теории кризисов личности и групп (1997–1999); разработка интегративной психологии как принципиально новой теории и методологии в психологии (1999–2024).
Владимир Васильевич активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов. Им разработана двухгодичная специализация по интегративной психологии. Большое внимание ученый уделяет разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп. Большим вкладом В.В. Козлова в развитие современной психологии является разработка теории, методологии работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации.
В.В. Козлов провел 1030 научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии, в которых приняло участие более 32000 человек на территории России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около более 100 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 80 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста.
Многое, помимо создания интегративной психологии, профессором Козловым сделано впервые. Так, впервые в психологии проведены исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания. Ученым проведены оригинальные многоуровневые исследования влияния методов, использующих измененные состояния сознания, на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику.
Впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствования и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствования, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции.
Владимир Васильевич уделяет большое внимание объединению и плодотворному сотрудничеству психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами в России и за рубежом.
Он является директором-организатором ежегодных Международных конгрессов «Психология XXI века. Новиковские чтения» в Узбекистане (в марте), Ярославле (в мае), Астане (в сентябре).
Он является инициатором, основателем и председателем ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и метод» (Ярославль), директором ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии. Провел множество конференций и научно-методических семинаров в 45 странах мира.
В активе В.В. Козлова — руководство научно-исследовательской работой в сфере интегративной психологии докторантов, очных аспирантов, соискателей. Под его научным руководством и при участии в качестве консультанта защищено 145 кандидатских и 33 докторских диссертаций. Является членом Диссертационного совета ЯрГУ по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и Диссертационного совета ЯГПУ по специальности 19.00.07. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций. Член ряда научно-методических советов и аттестационных комиссий ЯрГУ.
В.В. Козлов является научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), он организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной академии психологических наук, основатель Международного института интегративной психологии. В 1990–2024 годах принимал активное участие в 125 отечественных и зарубежных конференциях (как председатель, директор-организатор, руководитель секций и круглого стола, докладчик), являлся координатором нескольких десятков международных конференций по проблемам теории и практики психологии.
В.В. Козлов — автор и соавтор более 1000 научных работ: 100 монографий, 56 учебников и учебно-методических пособий, 120 научных сборников, 900 научных статей. Максимальное внимание
Владимир Васильевич уделяет организации и изданию научных журналов для популяризации достижений психологической науки. Главный редактор российского журнала «Человеческий Фактор. Социальный психолог» (Москва — Ярославль), основатель и главный редактор международного журнала «Вестник интегративной психологии», Главный редактор методологического сборника «Методология современной психологии», член редколлегии 9 научных журналов, член редакционного совета международного издательского проекта «Трансперсональные тексты». Главный редактор циклов научных сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003–2007), «Седьмая волна психологии» (2003–2012), Главный редактор ежегодных научных сборников «Психология».
В.В. Козлов неоднократно руководил грантовыми проектами РГНФ и института «Открытое общество». Руководитель проекта «Психолого-педагогические и социальные основы кризисологии» (1997–2002), номинированного на Государственную премию Президента РФ в образовании (2002 и 2003 гг.).
За психологические научно-исследовательские, организационные, методологические разработки награжден грамотами ректората ЯрГУ, Ярославской государственной Думы, Министра образования РФ, по итогам 2001, 2003, 2006, 2010 годов признан победителем в конкурсе ЯрГУ им. П.Г. Демидова на звание «Лучший ученый университета», награжден за развитие психологической службы в России грамотами Президента РПО, а так же благодарностью Президента России В.В. Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001), российскими и зарубежными орденами и медалями.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2013 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2009 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2006 г.
- Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической практике», 2005 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической практике», 2004 г.
- «Трудные дети», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2018 г.), номинант
- «Международный конгресс "Психология XXI столетия (Новиковские чтения)", посвященный 25-летию Международной академии психологических наук», 27-29 октября 2017 года, Ярославль (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
- «Интеграция психологии: от теории к практике», просветительская и организационная программа (в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года», 2016 г.), номинант
- «Направленные визуализации: теория и метод», метод исследования и трансформации личности (в номинации «Психологический инструмент года», 2015 г.), лауреат
- «Организационная деятельность Международной Академии Психологических Наук», организационная, научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2013 г.), победитель
- «Креативность как ключевая компетентность педагога», коллективная монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2013 г.), номинант
- «Международная Академия Психологических Наук (МАПН)», организационная научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- «Гендерные предубеждения в культуре, философии и психологии», учебник для вузов (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2012 г.), номинант
- «Организационная деятельность Международной Академии Психологических Наук», (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2007 г.), лауреат
- Валерий Михайлович Ганузин, 29.11.2023
- Валерий Михайлович Ганузин, 29.11.2022