16+
Выходит с 1995 года
9 октября 2024

Кто есть кто

Елена Георгиевна Дозорцева

Елена Георгиевна Дозорцева

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского. Профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Член редколлегий и редакционных советов журналов «Психологическая наука и образование», «Юридическая психология», «Психология и право», «Медицинская психология в России».

Один из основателей, представляющий Россию член Правления Европейской ассоциации детской и подростковой судебной психиатрии, психологии и смежных профессий (EFCAP). Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Европейской ассоциации психологии и права (EAPL), Российского психологического общества.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2017-2027).

В 1978 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.

В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (психологический аспект)», в 2000 г. — докторскую диссертацию на тему «Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением».

С 1984 г. работает в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, с 2001 г. руководит лабораторией психологии детского и подросткового возраста.и по медицинской психологии. Занимается проблемами судебной, возрастной, клинической психологии.

Была одним из семи членов инициативной группы, организовавшей Европейскую ассоциацию детской и подростковой судебной психиатрии, психологии и смежных профессий (EFCAP) в 1997 г.

С 2001 г. работает в Московском государственном психолого-педагогическом университете. В 2004 г. благодаря договору о сотрудничестве между ГНЦ ССП им. В.П. Сербского и Московским городским психолого-педагогическим университетом организовала и возглавила факультет юридической психологии, организовала обучение по этой специализации, руководила первым выпуском факультета. Была деканом факультета до 2009 г. В 2006 организовала и возглавила выпускающую кафедру юридической психологии.

Основные научные интересы:

  • девиантное поведение детей и подростков
  • психологические проблемы жестокого обращения с детьми и подростками
  • оценка риска агрессивного и девиантного поведения детей и подростков
  • проблемы правовой психологии детей и подростков
  • психологические проблемы ювенальной юстиции
  • психологическая реабилитационная работа с подростками с девиантным поведением
  • проблемы судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
  • аномалии личности у подростков-правонарушителей

Широко известна как эксперт в области психологии чрезвычайных ситуаций и ювенальной юстиции.

Под руководством Е.Г. Дозорцевой развивается новое направление исследований, практики и образования – юридическая психология детей и подростков (ювенальная юридическая психология). Разрабатываются психологические аспекты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, аномального развития личности у подростков с девиантным, делинквентным и криминальным поведением.

В рамках научно-исследовательской работы разработала инновационный подход к проблеме девиантного поведения подростков с позиций культурно-исторической психологии и теории деятельности, в частности, предложила рассматривать в качестве основы аномального развития — специфический уровень регуляции деятельности индивида, относящей его к категориям «конвенциональной» либо «рефлексивной» личности.

Е.Г. Дозорцева участвовала в работе по психологической реабилитации детей и их семей, пострадавших в терактах в театре на Дубровке и в Беслане.

Участник российско-немецкого проекта в рамках года Германии в России «Детство под защитой: российско-германский обмен опытом в области ювенальных технологий» (2012).

Читает курсы:

  • Введение в ювенальную юридическую психологию
  • Судебно-психологическая и психолого-педагогическая экспертиза
  • Судебно-психологическая и психолого-психиатрическая экспертиза детей и подростков
  • Аномальное развитие личности подростка-правонарушителя
  • Социальные и психологические технологии ювенальной юстиции
  • Социальное и психологическое сопровождение детей и подростков в судебно-следственном процессе
  • Судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном и гражданском процессе
  • Введение в профессию

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Психологическое сопровождение расследования уголовных дел: современные возможности и практика: практическое пособие/ СПб: Санкт-Петербургская академия Следственного комитета, 2022 (в соавт.).
  • Уголовно-процессуальная дееспособность несовершеннолетних обвиняемых: Методические рекомендации. М, 2022 (в соавт.).
  • Использование информации цифровых носителей при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних в уголовном процессе: Методические рекомендации. М., 2022 (в соавт. с Д.С. Ошевским, К.В. Сыроквашиной).
  • Безопасность детства: социальные проблемы и правовые способы их решения. М., 2021 (в соавт.).
  • Руководство по судебной психиатрии: практическое пособие: В 2-х т. М., 2012; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013, 2015, 2016; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017, 2018, 2019, 2020; 4-е изд., перераб. и доп. М., 2021 (в соавт.).
  • Преступления в интернет-среде с участием несовершеннолетних и их медико-психологическая профилактика: аналитический обзор. М., 2021 (в соавт.).
  • Назначение судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам (выбор вида назначаемой экспертизы и формулирование экспертного задания): практическое пособие. М., 2020 (в соавт.).
  • Комплексная психолого-психиатрическая оценка замедления темпов психического развития у несовершеннолетних. М.: НМИЦ ПН им. В.П. Сербского, 2020 (в соавт.).
  • Психологическое сопровождение следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших: методические рекомендации. М., 2019 (в соавт. с Е.В. Нуцковой, С.А. Терехиной).
  • Подготовка материалов следователями для производства посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, окончивших жизнь самоубийством (статья 110 УК РФ): методические рекомендации. М., 2018 (в соавт.).
  • Современные клинико-психологические подходы к проблеме суицидов у подростков: аналитический обзор. М., 2018 (в соавт.).
  • Организация обследования детей с тяжелыми и легкими поведенческими нарушениями и создание для них специальных образовательных условий: методические рекомендации. М., 2017 (в соавт.).
  • Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-эксперт+». М., 2017 (в соавт.).
  • Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие. М., 2004; 2-е изд. М., 2005; 3-е изд. М., 2009; 4-е изд., испр. и доп. М., 2016 (в соавт.).
  • Психология девиантности: Дети. Общество. Закон. М., 2016 (в соавт.).
  • Психологические аспекты психической травмы у несовершеннолетних потерпевших от преступлений: аналитический обзор. М., 2016 (в соавт.).
  • Интегративные выводы и комплексация специалистов при комплексной психолого-психиатрической экспертизе несовершеннолетних обвиняемых: методические рекомендации. М., 2016 (в соавт.).
  • Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых в уголовном процессе: руководство для врачей. М., 2014 (в соавт.).
  • Комплексная психолого-психиатрическая оценка органического психического расстройства у обвиняемых подростков. М., 2013 (в соавт.).
  • Оценка риска противоправных действий у детей и подростков: методические рекомендации. М., 2012 (в соавт.).
  • Психолого-психиатрические аспекты в системе ювенальной юстиции: аналитический обзор. М., 2011 (в соавт.).
  • Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних: методические рекомендации. М., 2011 (в соавт.).
  • Методическое руководство по использованию метода «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ) в организации социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей. М., 2010 (в соавт.).
  • Подготовка следователем материалов для судебно-психиатрической экспертизы: практическое пособие. М., 2006; 5-е изд., испр. и доп. М., 2010 (в соавт.).
  • Клинико-психологическая скрининговая оценка отклонений в психическом развитии у подростков-правонарушителей. М., 2010 (в соавт.).
  • Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении: диагностика и коррекция. М., 2007.
  • От психологии детства к ювенальной юридической психологии // Московская психологическая школа: История и современность: В 4 т. / под общ. ред. В.В. Рубцова. Т. IV. М.: МГППУ, 2007. С. 94-100.
  • Агрессия и психические расстройства. Т. 2. М., 2006 (в соавт.).
  • Детская и подростковая клиническая психология // Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология / под общ. ред. Ю.С. Шевченко, А.Л. Венгера. М.: ИД МЕДПРАКТИКА, 2006. С. 296-536 (в соавт. с А.Л. Венгером и Е.И. Морозовой).
  • Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004.
  • Диагностика и психокоррекция последствий психологических травм у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений. СПб, 2004 (в соавт.).
  • Судебно-психологические экспертные критерии диагностики аффекта у обвиняемого: пособие для врачей. М., 2004 (в соавт.).
  • Агрессия и психическое здоровье. М., 2002 (в соавт.).
  • Стандарты судебно-психиатрических экспертных исследований государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. М., 2001 (в соавт.).
  • Подростковая судебная психиатрия: руководство для врачей. М., 1996 (в соавт.).

Награды:

  • медаль им. Г.И. Челпанова I степени (2006)
  • нагрудный знак МЧС России «Участнику ликвидации последствий ЧС» (2004)
  • почетные грамоты Минздрава России
  • почетные грамоты Департамента образования Правительства Москвы
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»