16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Августа Викторовна Ярмоленко

Августа Викторовна Ярмоленко

Ленинград

Доктор педагогических наук, профессор.

Профессор кафедры общей психологии факультета психологии ЛГУ им. А.А. Жданова.

В 1922 г. окончила дошкольный факультет Высшего педагогического института в Екатеринославле, в 1924 г. - факультет социального воспитания Петроградского психоневрологического института, затем - аспирантуру и экстернатуру по дефектологии.

В 1955 г. защитила докторскую диссертацию.

Область профессиональных интересов: специальная психология, дефектология, детская патопсихология; многоязычие.

До поступления в институт и во время обучения работала на детских площадках воспитателем, а затем инструктором по подготовке воспитателей и учителей.

В 1923-1948 гг. работала в лаборатории рефлексологии детства Государственного рефлексологического института по изучению мозга (Института мозга). Читала курс общей психологии в вузах Ленинграда, в том числе в ЛГУ.

Вела анализ особенностей патохарактерологических реакций у беспризорных детей, подчеркивая важную роль социальной среды в формировании этих реакций. Изучала особенности психомоторики здоровых детей и детей с нарушениями в развитии, моторные функции школьников в процессе различных видов деятельности: учебной, трудовой, спортивной, игровой, а также особенности развития психомоторики у детей с нарушениями в психическом развитии.

С 1932 г. заведовала лабораторией экспериментальной психологии Ленинградского института охраны здоровья детей и подростков. Занималась исследованиями детей с различными психическими нарушениями и проблемами школьной неуспеваемости. В этих исследованиях проводился всесторонний анализ неуспеваемости с ориентацией на качественный анализ ее причин.

Специалист в области исследования слепоглухонемоты. Вела систематические наблюдения за восемью слепоглухими воспитанниками первой в России школы для слепоглухих, которая после революции вошла в состав Отофонетического института (позднее — Института слуха и речи в Ленинграде). Изучала особенности осязания, вкуса, кинестетические ощущения у слепоглухих детей, динамику выпадения и восстановления утраченных функций, роль педагогических методов компенсации сенсорных дефектов.

Во время Великой Отечественной войны оставалась в Ленинграде, работала в военном госпитале.

С 1948 г. преподавала на кафедре общей психологии ЛГУ. Читала курсы общей, педагогической и юридической психологии, основ дефектологии.

В 1960-е гг. занималась проблемами логоневрозов и нарушениями речи при многоязычии. Исследовала способность к многоязычию, динамику его развития.

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л.-Москва: Огиз - Гос. мед. изд-во, 1931
  • К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / под ред. М. Л. Шкловского. 1947
  • Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961
  • Осязание в процессе труда и познания: коллективная монография. 1961

Награды:

  • премия имени К.Д.Ушинского АПН РСФСР за монографию «Осязание в процессе труда и познания» (в составе авторского коллектива)
  • медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и др.
Статьи и интервью в «Психологической газете»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»