18+
Выходит с 1995 года
21 декабря 2024
Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости

Введение

Увеличение продолжительности жизни, изменение сроков пенсионного возраста обусловили необходимость пересмотреть (проанализировать) дифференциацию поздней взрослости — возраст завершения профессиональной деятельности. В отечественной психологии этот возраст называется также поздней зрелостью (А.А. Деркач, М.В. Ермолаева, Е.П. Ильин, Д.И. Фельдштейн и др.). Для одних работников наступление пенсионного возраста является желанным и позитивно ожидаемым (около 25%), для других — возможность продолжения занятости в различного рода досуговой деятельности (приблизительно 25%), а для многих сохранивших работоспособность актуализируется потребность в деятельностной активности (около 50%), профессиональной состоятельности — стремлении продолжить свое развитие, подтвердить свою востребованность в профессии. Для этой группы предпенсионный период приобретает характер кризиса утраты профессиональной деятельности.

Одной из значимых социально-психологических особенностей в поздней зрелости является завершение профессиональной деятельности. Изменение вектора развития жизнедеятельности порождает психическую напряженность, обусловленную утратой профессиональной деятельности. Выход из этой кризисной ситуации возможен путем нахождения новых смыслов, мотивирующих постпрофессиональную, социальную или иную занятость на завершающем этапе жизни [2].

Исследование психологических особенностей социальной ситуации развития, обусловливающей кризис, определение характера деятельностной активности и основных психологических новообразований позволят установить стратегии и технологии преодоления кризиса утраты профессиональной деятельности и разработать (предложить) индивидуально ориентированную траекторию реализации себя в будущем. Важной особенностью поздней зрелости является сокращение временной транспективы жизни [4].

Возрастные границы поздней зрелости весьма условны. Анализ работ Б.Г. Ананьева, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, Ю.М. Поваренкова и др. позволяет определить границы поздней зрелости — 55–65 лет. В связи с увеличением в России пенсионного возраста экономисты выделили предпенсионный возраст, который и находится в пределах поздней зрелости.

Каковы же особенности этого возраста? Прежде всего, следует отметить снижение психофизиологических функций, ухудшение физического здоровья, инволюционные изменения когнитивных способностей, возникновение деструктивных эмоциональных состояний, обусловленных переживаниями своего старения.

Эти возрастные особенности отрицательно влияют на работоспособность человека поздней зрелости, а структурные и технологические преобразования деятельности порождают депрофессионализацию работников и, как следствие, вынужденную смену специальности или увольнение.

Перечисленные возрастные изменения обусловливают необходимость саморазвития и самоактуализации личности поздней зрелости, чтобы продолжить свою профессиональную деятельность, подтвердить свою профессиональную состоятельность и избежать вынужденной утраты своей занятости.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что актуальность исследования возрастных изменений человека поздней зрелости обусловлена следующими факторами:

  • демографическими — увеличением продолжительности жизни;
  • социально-экономическими — повышением требований к социально-профессиональной мобильности, квалификации, профессиональному опыту, готовности к освоению новых видов деятельности;
  • возрастными психофизиологическими изменениями — ухудшением состояния здоровья, ослаблением когнитивных способностей, отрицательно влияющими на усвоение современных информационно-коммуникационных (цифровых) технологий;
  • широким распространением непрерывного образования (life-long learning), массовым открытием онлайн-курсов, развитием высокоскоростного обучения, весьма актуальных для работников поздней зрелости.

Рассмотренные особенности развития личности поздней зрелости обусловливают возможность и необходимость актуализации активности по преодолению противоречий, несогласованностей при выполнении профессиональной деятельности на этапе ее завершения. Е.А. Климов назвал эти противоречия конфликтующими реальностями [8]. Смыслообразующим фактором конфликтующей ситуации выступает реальная возможность утраты профессиональной деятельности. Конфликтующие реальности порождают психическую напряженность в поведении и деятельности человека позднего возраста. Преодоление этой кризисной ситуации обусловливает необходимость поиска стратегий и технологий, адекватных индивидуальным особенностям личности. Актуализация развития личности в ситуации конфликтующей реальности приводит к необходимости самоопределения в ней, инициирующей потребность в самореализации — нового феномена преобразования себя в деятельности.

Именно самореализация позволяет человеку в возрасте поздней зрелости преодолеть кризис утраты профессиональной деятельности и обеспечить свою дальнейшую достойную жизнедеятельность.

Целью исследования стало определение стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей в процессе самореализации личности на этапе завершения профессиональной деятельности и нахождение путей, способов продолжения (подтверждения) своей социально значимой состоятельности.

Достижение этой цели обусловило необходимость решения следующих задач.

  1. Определить особенности социальной ситуации развития личности в условиях конфликтующих реальностях постиндустриального (цифрового) общества.
  2. Установить (выявить) основные детерминанты взаимовлияния внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, обусловливающих самореализацию личности в конфликтующих реальностях.
  3. Разработать модель самореализации личности в поздней зрелости.
  4. Выявить основные стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в поздней зрелости.

Обзор литературы

В отечественной психологии исследование особенностей поздней зрелости нашло отражение в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, М.В. Ермолаевой, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, Ю.М. Поваренкова и др.

В своих исследованиях они отмечают личностное и профессиональное самоопределение, саморазвитие, самоактуализацию и самоосуществление, которые детерминируют самореализацию личности. Основательно проблему самореализации личности исследовали А.А. Деркач, Э.В. Сайко [4]. Потребность в самореализации они рассматривали как основание акмеологического развития личности.

Активность личности анализируется В.А. Петровским в контексте ее состоятельности. В качестве уровней состоятельности личности он рассматривает самореализацию как возможность выхода за пределы себя [12].

Важное значение в их работах придается актуализации потенциала и активности личности, стремлению быть субъектом собственной жизни и нести за нее ответственность. Активность в возрасте поздней зрелости рассматривается также как механизм адаптации к изменениям социальной ситуации развития, характера ведущей деятельности, усвоения новых форм жизнедеятельности, повышения жизнеспособности и жизнестойкости.

В отечественной и зарубежной психологии зрелость характеризуется как наиболее продуктивный период жизнедеятельности человека. В качестве основного критерия зрелости рассматривается положение о переходе личности от нормативно-одобряемой социально-профессиональной деятельности к (постоянно) изменяющейся (трансформирующейся) под влиянием экспансии цифровых технологий инновационной деятельности.

В зарубежной психологии подчеркивается, что поздняя зрелость характеризуется психофизиологическими особенностями, позволяющими человеку сохранять высокую работоспособность, осваивать новые социальные роли и способы выполнения трудовых (профессиональных) действий (П. Балтес, Г. Крайг, Дж. Нюттен, Л. Франк, П. Фресс и др.).

Методология исследования

Методологическим основанием исследования выступили следующие смыслопорождающие противоречия:

  • между сложившейся интегральной индивидуальностью личности и сложностью ее реализации в изменяющейся социально-профессиональной ситуации;
  • между ценностно-смысловыми ориентациями личности и молодыми работниками, что порождает эйджизм и межпоколенческие конфликты;
  • между достигнутым уровнем профессионализма и новыми требованиями к профессиональной деятельности, обусловленными внедрением информационнокоммуникационных технологий;
  • между возрастными инволюционными процессами психологических функций, когнитивных процессов, состоянием здоровья и необходимостью сохранения работоспособности и профессиональной квалификацией.

Составной частью психического развития личности является ее профессиональное развитие — изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной и профессиональной деятельности.

В качестве методологии исследования выступила концепция профессионального развития личности [5]. К ее основным положениям относятся следующие методологические установки:

  • профессиональное развитие — это цель и ценность профессиональной культуры;
  • профессиональное развитие детерминируется природно-обусловленными, биологическими, социальными факторами, индивидуально-психологическими свойствами индивида (человека), а также случайными событиями;
  • профессиональное развитие — открытый, нелинейный, гетерохронный процесс;
  • индивидуальное профессиональное развитие имеет свои пределы;
  • социально-профессиональное развитие сопровождается преодолением внешних и внутренних психологических барьеров, а также конфликтующих реальностей.

Методами получения информации по проблеме исследования стали теоретико-методологический анализ научной литературы, логико-смысловое структурно-функциональное моделирование конфликтующих реальностей, метод проектирования сценариев преодоления конфликтующих реальностей, прогнозирования социально-профессионального будущего лиц поздней зрелости.

Результаты исследования

Исследование проблемы преодоления конфликтующих реальностей в поздней зрелости обусловливает необходимость анализа ситуации развития в современном постиндустриальном обществе.

Социальная ситуация развития субъектов профессиональной деятельности характеризуется противоречиями между внешними условиями постиндустриального общества и внутренними возможностями развития человека. Эти несогласованности приобретают характер конфликтующих реальностей (Е.А. Климов). Смыслопорождающим фактором выступает взаимодействие — система развернутых во времени и пространстве связей и отношений между социально-профессиональными видами деятельности и субъективными переживаниями их реализации.

Конфликтующие реальности в поздней зрелости обусловлены противоречиями между объективной действительностью постиндустриального общества, условиями жизнедеятельности, формами занятости и субъективной реальностью представителей этого возраста, характеризующейся уровнями психофизиологического и интеллектуального развития, работоспособностью, самореализацией и самоактуализацией.

Предиктором разрешения (преодоления) этих ипостасей выступает самоопределение — нахождение смысла, взаимообусловленности в конфликтующих реальностях жизнедеятельности человека, избирательным, пристрастным отношением к развертыванию во времени процессов взаимодействия [6].

Самоопределение — это выбор позиции, самоограничение, уменьшение степени неопределенности. Оно сопровождается рефлексией проблемных ситуаций, активным поиском принятия решения и глубокими эмоциональными переживаниями душевного (психического) неблагополучия, а в отдельных случаях утратой смысла жизни.

Самоопределение личности в конфликтующих реальностях обусловливает необходимость выбора стратегий их преодоления. Психическим механизмом разрешения противоречий между объективной (внешней) действительностью и субъективной (внутренней) выступает активность личности.

Активность личности становится фактором саморазвития, которое осуществляется в рамках индивидуальной жизнедеятельности человека. Саморазвитие, самоизменение и самопреобразование инициируют формирование таких психологических новообразований, как саморегуляция, самореализация, саморефлексия, трансценденция и самоактуализация [1]. Эти качества, направленные на самого человека, становятся источниками выбора (определения) стратегии преодоления конфликтующих реальностей.

В зависимости от уровня выраженности активности можно выделить следующие стратегии преодоления конфликтующих реальностей: преадаптивная, адаптивная, защитная и деструктивная. Уровни активности детерминируют (обусловливают) способы самореализации и признаки жизнедеятельности, сопровождающие конфликтующие реальности. В таблице представлены (обобщены) результаты анализа.

В заключение подчеркнем, что основополагающим фактором стратегий преодоления конфликтующих реальностей выступает активность личности, обеспечивающая способы самореализации и развития в различных ситуациях жизнедеятельности лиц поздней зрелости.

Первые две стратегии (преадаптивная и адаптивная), основанные на надситуативной и сверхнормативной активности, представляют обеспечение развития. Основными качественными характеристиками амплификации выступают интеллектуальное и качественное развитие, освоение транспрофессиональных компетенций, стремление к трансцендентности: их реализация обеспечивает успешность лиц поздней зрелости.

Защитная стратегия основана на асимметричной разнонаправленной активности. Механизмом ее реализации выступает модификация конфликтующих реальностей путем саморегуляции, профессионального взаимодействия и преобразования прошлого опыта в соответствии с нормативно заданными требованиями выполняемой деятельности.

Деструктивная стратегия направлена на упрощение социально-профессиональных ситуаций, снижение активности. Механизмом реализации этой стратегии выступает симплификация — избегание, игнорирование конфликтующих реальностей, дезорганизация саморазвития, уход от ответственности за развитие.

Модель самореализации личности поздней зрелости представлена на рисунке.

В формировании самореализации как высшей ступени профессионального развития, обеспечивающей профессиональную успешность, можно выделить следующие технологии.

  1. Диагностирующая технология — личностное и профессиональное самоопределение на основе определения (диагностики) уровня выраженности смыслообразующих показателей самореализации и профессиональной успешности личности.
  2. Рефлексивная технология — непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Анализ профессионального становления в прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем.
  3. Проспективная технология — разработка и анализ индивидуальных траекторий самореализации в инновационном настоящем и прогнозируемом будущем, ориентированных на профессиональную успешность субъекта поздней зрелости.
  4. Технология самофутурирования — направлена на стимулирование и раскрытие субъектного потенциала как умения оптимально использовать возможности и личностные ресурсы в прогнозируемой профессиональной деятельности. Проектирование личностью своего будущего включает определение и взаимосоотнесение жизненных и профессиональных целей, построение жизненного плана и более глобальной жизненной перспективы. Построение профессионально-образовательной траектории базируется на создании личностью прогнозной модели желаемой профессиональной деятельности, а также проекта «идеального профессионального Я» с ее последующим уточнением в контексте «потребного профессионального будущего».

Самореализация является смыслопорождающим предиктором преодоления конфликтующих реальностей и обусловливает преобразование (развитие) человека [4]. Тематическим ядром самореализации выступает самоопределение личности — избирательное, пристрастное отношение к конфликтующим реальностям, нахождение в них личностного смысла и индивидуального выбора действовать в настоящем и будущем.

Обобщение и дискуссия

Психическое отражение конфликтующих реальностей обусловливает необходимость самоопределения личности в этих противоречиях. Основной смыслообразующей характеристикой конфликтующих реальностей являются противоречия. Условно можно выделить три вида (группы) таких противоречий (несогласованностей) между реальной действительностью и ее субъективным отражением: социально обусловленные, духовно-нравственные и профессионально значимые.

Выбор отношения, позиции к этим конфликтующим реальностям проявляется в следующих видах самоопределения:

  • самоопределение в культуре, понимаемой в широком смысле слова: производство, политика, искусство, экология;
  • ценностно-нравственное самоопределение в жизни, общении, взаимодействии;
  • профессиональное самоопределение — нахождение своего места в мире профессии и нахождение смысла в профессиональном труде.

Приведем отличительные признаки этих типов самоопределения. Для самоопределения в культуре характерны:

  1. глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
  2. зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
  3. зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для ценностно-нравственного самоопределения характерны:

  1. невозможность формализации полноценного духовного развития личности;
  2. сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

Для профессионального самоопределения характерны:

  1. большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
  2. наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

В зависимости от доминирующего вида самоопределения возможны следующие формы преодоления конфликтующих реальностей:

  • конструктивная — стремление усовершенствовать ситуации «мирным» путем, внесение позитивных изменений;
  • нейтральная (повествовательная) — игнорирование конфликтующих реальностей;
  • деструктивная — агрессивное неприятие и противостояние субъектам конфликтующих реальностей, негативные (привычные) тенденции поведения.

В отечественной возрастной психологии в качестве объяснительного признака развития психики в онтогенезе признается ведущая деятельность, которая обусловливает возникновение основных психологических новообразований (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Приведем варианты ведущей деятельности в поздней зрелости:

  • продолжение работы по прежней специальности (должности);
  • переквалификация, освоение новых социально-профессиональных технологий, компетенций: hard, soft, digital skills;
  • освоение новой формы ведущей деятельности: общественно-полезная, самозанятость, неоремесленничество, индивидуально-ориентированное творчество (досуговая деятельность), семейно-бытовая и др.

Каждый из приведенных видов деятельности инициирует развитие ансамбля совокупности собственных психологических новообразований, обеспечивающих успешность их реализации.

Интегрирующей функцией этих видов деятельности выступает социально-трудовая активность, позволяющая преодолеть изменения социально-экономических условий постиндустриального общества, стимулировать дальнейшее психическое развитие, инициировать формирование обобщенных психологических новообразований в данном возрасте, а именно:

  • удовлетворенность жизнью и толерантность к старению;
  • адаптивный индивидуальный стиль жизни на основе актуализации регуляции психической активности;
  • амплификация прошлого опыта, способствующая сохранению социально-профессиональной активности;
  • преадаптация — готовность к изменению жизнедеятельности и неопределенности социальной психологической ситуации [3];
  • трансвитальность как новое смысловое образование личности в позднем возрасте, означающая возможность продолжения жизни в иных формах макро- и микрогрупповой памяти [2];
  • обучаемость как возможность дальнейшего психического развития, достижения более обобщенных умений на основе актуализации резервных возможностей психики;
  • практический интеллект как форма приобретенного опыта, включающий широкий диапазон компетенций (транспрофессиональных), востребованных в различных видах социально-профессиональной деятельности [14].

К деструктивным психологическим новообразованиям позднего возраста относятся:

  • дезорганизация (дезориентация) когнитивных познавательных способностей: нарушение восприятия времени и пространства, ухудшение оперативной памяти, ригидность познавательных процессов, развитие патогенного мышления, ослабление самоконтроля и др.;
  • выученная беспомощность — привычка жить, не оказывая сопротивления возникающим трудностям, не принимая ответственности на себя. Социально-психологическая апатия формируется на основе обобщения негативного жизненного и профессионального опыта, снижения адаптации к изменениям условий жизнедеятельности;
  • социально-психологический консерватизм — приверженность к «славному» прошлому, пристрастное отношение к молодежной субкультуре, негативное восприятие будущего, эмоциональная индифферентность и др.

Обобщенной (равнодействующей) характеристикой психологических новообразований позднего возраста выступает трансценденция — интегрирующий переход из реальной действительности в ирреальную область существования. Трансценденция означает преодоление зависимости от негативного прошлого опыта, освобождение от персонифицированных социально-профессиональных ролей, поглощенности состоянием здоровья, отказ от недостижимых целей, обретение жизни.

Развитие этих деструктивных новообразований обостряет противоречия субъективной (душевной) жизни человека, актуализирует образование конфликтующих реальностей.

Обобщая психологические проявления конфликтующих реальностей, можно констатировать:

  • наличие дестабилизирующих реальность ситуаций и психическое отражение этих ситуаций;
  • асимметричное взаимовлияние субъектов конфликтующих реальностей;
  • рефлексию ситуации, включающую построение обобщений, аналогий, сопоставлений, умозаключений, а также эмоциональных переживаний;
  • самоопределение в семантическом поле конфликтующих реальностей;
  • выбор сценариев самоопределения и путей преодоления конфликтующих реальностей в интересах общества и людей;
  • исход из конфликтующих реальностей.

Заключение

Ускорение изменений, технологизация всей жизнедеятельности и тотальная цифровая некомпетентность, социально-экономическая неопределенность порождают тревожность, психическую напряженность, неуверенность в социально-профессиональном будущем в поздней зрелости.

Преодоление конфликтующих реальностей людей поздней зрелости обусловливает необходимость профилактики, поддержки их психологически благополучной жизнедеятельности. Важное значение приобретают психотехнологии социально-профессионального самосохранения.

Психологическая готовность к преодолению конфликтующих реальностей обусловливает необходимость в:

  • самостоятельном обеспечении своей жизнедеятельности;
  • проектировании и реализации социально-профессионального развития (карьеры);
  • самоактуализации творческого и профессионального потенциала;
  • оптимизировании индивидуального стиля деятельности;
  • коррекции личностного и профессионального самоопределения и возможной профессиональной реориентации;
  • повышении компетентности, обогащении (амплификации) профессионального опыта путем приобретения soft (гибких) компетенций;
  • формировании индивидуального стиля деятельности, усилении саморегуляции социально-коммуникативного взаимоотношения с другими членами коллектива;
  • развитии метапрофессиональных качеств;
  • освоении новых видов социально-профессиональной и общественно-полезной деятельности;
  • актуализации жизнеспособности и жизнестойкости.

Основной вектор развития лиц поздней зрелости — преодоление инволюционных процессов психики, поддержание оптимизма, самореализация профессионально-личностного потенциала.

Одной из эффективных стратегий преодоления конфликтующих реальностей может стать освоение лицами поздней зрелости коротких образовательных программ, ориентированных на обогащение (амплификацию) имеющейся социально-профессиональной квалификации, приобретение новой формы занятости.

К ним можно отнести следующие образовательные модули:

  1. «Профессиональное самоопределение в период поздней зрелости»;
  2. «Преобразование себя в постиндустриальном обществе»;
  3. «Форсайт-технологии проектирования своего профессионального будущего».

Смыслообразующей стратегией преодоления конфликтующих реальностей в поздней зрелости выступает самореализация на основе форсайт-технологии проектирования индивидуальных сценариев социально-профессионального будущего.

Литература

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1991. — 301 с.
  2. Акопян, Л. С. Трансвитальность как смысловое образование личности в позднем возрасте / Л. С. Акопян // Поволжский педагогический вестник. — 2015. — № 4 (9). — С. 11-15.
  3. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. — 2017. — № 4. — С. 3-26.
  4. Деркач, А. А. Самореализация — основание акмеологического развития / А. А. Деркач, Э. В. Сайко. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. — С. 207.
  5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — С. 16-21.
  6. Зеер, Э. Ф. Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, М. В. Кормильцева, Э. Э. Сыманюк ; Рос. акад. образования, Моск. психолог.соц. ун-т. — М. : Издательство МПСУ, 2015. — 95 с.
  7. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2012. — 544 с.
  8. Климов, Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) / Е. А. Климов. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 192 с.
  9. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
  10. Маркова, А. Е. Психология профессионализма / А. Е. Маркова. — М. : Знание, 1996. — 308 с.
  11. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; под ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2004. — 608 с.
  12. Петровский, В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности / В. А. Петровский // Мир психологии. — 2009. — № 1. — С. 41.
  13. Поваренков, Ю. М. Психологическая концепция профессионального становления личности / Ю. М. Поваренков // Звезды ярославской психологии / под ред. В. В. Козлова. — Ярославль, 2000. — С. 145-218.
  14. Практический интеллект / Р. Дж. Стенберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд [и др.]. — СПб. : Питер, 2002. — 272 с.
  15. Фельдштейн, Д. И. Проблемы развития личности в современных условиях / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 3 (4). — С. 7-15.
  16. Baltes, P. An all-age approach in developmental psychology: a study of the dynamics of ups and downs over the course of life / P. Baltes // Psychological journal. — 1994. — № 15 (1). –P. 16-28.
  17. Bandura, A. Self-efficacy: Mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. — 1982. — № 37 (2), February. — P. 122-147.
  18. Boudreau, J. W. Effects of personality on executive career success in the United States and Europe / J. W. Boudreau, W. R. Boswell, T. A. Judge // J. of Vocational Behavior. — 2001. — Vol. 58. — P. 53-81.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00790А «Прогнозирование кризиса утраты профессиональной деятельности у педагогов поздней зрелости».

Источник: Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Буковей Т.Д. Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в жизнедеятельности людей в возрасте поздней зрелости // Педагогическое образование в России. 2020. №4. С. 152–161. DOI: 10.26170/po20-04-19

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»