
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ.
Профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Главный редактор журнала «Образование и наука».
В 1964 г. окончил Нижнетагильский педагогический институт, в 1970 г. - аспирантуру АПН СССР.
В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1989 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога».
В 1964-1967 гг. преподавал в Нижнетагильском педагогическом институте.
С 1982 г. работает в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, возглавлял кафедры педагогики и психологии, психологии, социальной и прикладной психологии, психологии образования и профессионального развития.
Сфера научных интересов:
- психология профессионального становления: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профессиональных достижений
- профессиональное образование
Основатель единственной в России научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.
Уникальность исследований этой школы заключается в том, что впервые профессиональное становление рассматривается системно и непрерывно с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии, а также предлагается эффективная парадигма личностно развивающего образования.
Под руководством Э.Ф. Зеера были разработаны психолого-педагогические основы профессионально-педагогического образования: модель деятельности и личности инженера-педагога, эффективная парадигма личностно развивающего образования, а также научно-методическое обеспечение профессионально-образовательного процесса, которые во многом определили развитие профессионально-педагогического образования в стране.
Э.Ф. Зеер впервые в стране организовал подготовку практических психологов для системы базового профессионального образования, владеющих уникальными современными технологиями по отбору и оценке персонала на основе компетенций.
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Профессиональное становление личности инженера-педагога (Свердловск, 1988)
- Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста (Екатеринбург, 1999)
- Психология личностно ориентированного профессионального образования (Екатеринбург, 2000)
- Профессионально-образовательное пространство личности (Екатеринбург, 2002)
- Личностно-развивающее профессиональное образование (Екатеринбург, 2006)
- Психология профессий (М., 2001)
- Психология профессионального образования (М., 2003)
- Основы профориентологии (М., 2005)
- Психология профессиональных деструкций (М., 2005)
- Психология профессионального развития (М., 2006)
- Социально-профессиональное воспитание в вузе (Екатеринбург, 2003)
- Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников-предпринимателей (Екатеринбург, 2004)
- Психология профессионального самоопределения в ранней юности (2008)
Награды:
- Почетный знак «Отличник народного просвещения» (1975)
- Почетный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1985)
- Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» Европейского педагогического общества (1993)
- медаль К. Д. Ушинского (1995)
- Почетный знак «Заслуженный деятель науки РФ» (1996)
- премия Правительства РФ в области образования (2007)
- многочисленные Почетные грамоты за достижения в области педагогической и психологической науки губернатора Свердловской области, Министерства образования Свердловской области, РГППУ
- Премия губернатора Свердловской области в номинации «Профессор года» по направлению «Психолого-педагогические науки» (2019)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития
- Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему
- Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Цифровая трансформация субъекта труда: социальные взаимодействия, концепции, перспективы исследования
- Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
- Парадоксы профессиональной идентичности у психологов
- Основные подходы отечественных психологов к анализу деструктивных тенденций профессионализации личности
- Итоги Всероссийского форума психологов в Екатеринбурге
- Понимание юмора как индикатор профессиональной деформации учителя
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 8 февраля 2019
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Международный форум по когнитивным нейронаукам "COGNITIVE NEUROSCIENCE — 2018"», 6-8 ноября 2018 года, Екатеринбург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), номинант