Пандемия коронавируса стала вызовом всему человечеству, ведь проблему с распространением болезни можно решить только коллективными силами. О том, как коронавирус изменил нашу жизнь и как обществу подготовиться к изменениям, рассказал Александр Григорьевич Асмолов заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС. Он выступил в эфире программы «Нам надо поговорить» с Марианной Минскер на канале RTVI (rtvi.com):
«Все обсуждают, не являются ли жёсткие действия правительств по борьбе с коронавирусом основанием нарушить права человека, нарушить права на обычные дела и повседневную жизнь. Лидерам государств необходимо отрефлексировать, что нужны понимаемые действия. Действие перестает быть жёстким, убийственным, разрушающим, когда ты понимаешь, ради чего оно делается…
В своё время великий мудрец по имени Гиллель сказал удивительно точные слова, он задал несколько точных вопросов, и я хочу, чтобы сейчас их все ещё раз услышали своим сознанием:
«Если не я для себя, то кто для меня? Но если я только для себя, то зачем я? Но если не я, то кто? И если не сейчас, то когда?». Эта формула Гиллеля должна, с моей точки зрения, войти в плоть и кровь сознания каждого из нас.
В словах, которые мы произносим каждый день, закодированы программы поведения и социальные программы. Они стали автоматизмами, их не замечают. Но давайте обратимся к ним. В них упакованы мудрость, социальные коды, как бы сказали в стиле Ричарда Докинза, мемы человечества. Когда встречаемся, мы говорим друг другу: «Здравствуйте!». Для нас это столь банально, но мы желаем друг другу здоровья, тем самым говорим о его ценности. Когда мы встречаемся в разных странах, мы говорим: «Шалом алейхем» или «Салам алейкум», что означает «Мы желаем мира», «Мир вам», и за этим звучит удивительно точная, выстраданная столетиями логика поведения. Встречаясь друг с другом за столом, например, в Израиле в шутливой или явной форме мы говорим великое слово «Лехаим» – «За жизнь», и это удивительно важно. Сегодня как никогда звучит «Шалом алейхем» всему человечеству, как никогда звучат слова «За жизнь». И банальное, уже привычное, когда мы раскланиваемся, и говорим за что-то «Спасибо», это – «Спаси тебя Бог».
И тут я задумываюсь, потому что то, что происходит, – это своего рода вызов не только для политических лидеров, не только для исследователей, но и для разных конфессий... Мы в ситуации, которая передаётся словами Шекспира: «Чума на оба ваши дома». Чума пришла. И чтоб чумы не было на оба наших дома, чтоб чума не произошла, как бы она не была описана в шекспировский период, как бы она не выступала на полотнах Босха, Брейгеля или Гойи, нам крайне необходимо понять: есть общечеловеческие действия во время чумы, и тогда в этих действиях нет ни эллина, ни иудея. В этих действиях есть общее для человечества.
...У нас тотальная эпидемия. Коронавирус был давно известен, он был описан как один из видов вирусов, например, ещё в наших школьных учебниках по биологии и в учебниках для 11 класса, выпущенных в 2010 году. Это известный вирус, с которым происходят мало прогнозируемые трансформации. Это джинн, выпущенный из лабораторной бутылки. Сколько раз Алладин тер лампу, джинн выскакивал, и Алладин мог его загнать обратно, справлялся с этим.
В этой ситуации жизнь не может остановиться сразу, мы видим поведение разных стран, например, правило держаться друг от друга на расстоянии двух метров, которое соблюдают в Израиле. Да, карантин, но с собаками на 10 минут необходимо выйти, с ребёнком погулять – тоже, и вместе с тем крайне опасно, если ребёнок начнёт общаться с другими людьми. Поэтому ещё раз говорю: меры психологической, социальной, медицинской гигиены – необходимы. Мы оказываемся в ситуации, когда человечество вдруг занимает позицию Робинзона Крузо. Робинзон Крузо справился с ситуацией, у него хватило ресурсов, хватило сил…
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией эволюционных вызовов, которые связаны с тем, что мы постоянно изменяем мир вокруг, мы мощно вторглись в законы эволюции. Мы не раз уже вторгались в эти законы. Когда мы изобретаем какое-то оружие или технологию, мы показываем, какие мы сильные. Но что происходит? Мы часто изобретаем технологии ради технологий, а не технологии под смысл. Мой сын Григорий Асмолов предложил термин «коронаинновации», который показывает, сколько возможностей выросло в этой ситуации.
Мы эволюционно вызвали огромное количество джиннов из бутылки. И лишь потом наступает раскаяние. С болезнью совести связана болезнь, которая иногда называется болезнь Оппенгеймера-Сахарова.
За ней стоит связь, как переживали открытие ядерной, а потом и водородной бомбы два уникальных мыслителя человечества. Это рефлексия той ответственности, которая легла на плечи как Роберта Оппенгеймера, так и Андрея Сахарова. Они открыли и сделали с уникальными командами уникальные вещи, но потом – Хиросима, потом – взрывы водородной бомбы. «Что мы наделали?», – задавали они себе вопрос и мучились этой болезнью совести. Они ушли в роль спасителей человечества, говоря ему: «Не делай технологий, не спеши!».
Любая технология имеет уникальный рост ускорений, мы живем в эпоху сингулярности. Каждый раз, когда мы изобретаем технологии, мы, человечество, должны исходить из других критериев: ради чего, зачем, какие последствия? Когда мы работаем и гордимся, что мы победили природу, это не те победы. За каждую победу природа мстит, и мы прогнозируем эти мести, проигрываем эти ситуации, но почему только в фильмах? Искусство как никогда ставит вопросы на совесть. Можно быть очень сильными в разуме, но очень слабыми в совести. Когда совесть и разум друг с другом не в ладу, мы сталкиваемся с ситуациями, когда мы спрашиваем: «А за что всё это?»...
Сегодня опасно жить по формуле «сиди и жди – придумают вожди». Сегодня уникальное пробуждение активности каждого наряду с чёткими действиями государства, без пробуждения коллективного «мы» ничего не получится.
Говорю это с болью, потому что, как сказал один психолог: «Человечеству легче расщепить атом, чем преодолеть собственные предрассудки». Эпидемия, которой поражено человечество многие столетия и даже тысячелетия, — это эпидемия ксенофобии. Когда появилась ситуация в Китае, чудовищно звучало, что в этом виноваты они – китайцы. Начинается игра в вину: кто виноват? Нужно ввести особого рода ситуацию в человечество, нам надо сообща выходить из этой беды. Кто окажется Ноем, кто в ситуации потопа поможет нам сделать общечеловеческий ковчег?..
Нас испортил вопрос «свои – чужие», когда «моя хата с краю, ничего не знаю». И прежде всего – мощная мотивация эгоизма. Но в одиночку не выживет никто. Те, кто запасает уникальные аппараты ИВЛ, столь необходимые в ситуации коронавируса, должны знать, что не аппаратом единым, потому что нужны медсёстры, профессиональные действия медиков. Мы в ситуации инфодемии и пандемии должны думать о тех, кто принимает удар на себя. Необходима чёткая работа, медики должны понимать, что происходит в этой ситуации…
Сегодня надо не выживать, а жить. Нет рецептов в ситуации неизвестности, но то, к чему прибегают мыслители, философы и политики, это только кооперация, только солидарность, только содействие, только полная прозрачность при открытости информации разных стран, только не инкапсуляция при принятии решений.
Пусть то, что я говорю, наивно. Пусть специалисты в области безопасности взглянут на меня, прищурив свои «безопасностные» глаза. Но я обращаюсь ко всем: как бы вы не блюли безопасность, вы должны чётко понимать, что коллективное решение может быть только прозрачным. И где-то на планете есть люди, которые найдут выход из этой ситуации – в этом я не сомневаюсь».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать