23 октября 2017 , понедельник

Известные психологи

Граник Генриетта Григорьевна, р. 08.11.1928

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Главный научный сотрудник, руководитель группы «Психологические основы построения школьных учебников» лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО.

В Психологическом институте РАО Генриетта Григорьевна Граник работает с 1962 г., пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией психологических основ построения школьных учебников. До этого ее деятельность была связана со школой: старшая пионервожатая в школе №81 г. Москвы, учитель русского языка и литературы школы №4.

Генриетта Григорьевна Граник – известный российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. 

Более полувека Г.Г. Граник занимается изучением психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа по русскому языку, проблемой понимания учебного и художественного текстов. Ее выдающимся теоретическим достижением является создание научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения, а не только его интеллектуальную составляющую, что позволило создать принципиально новое направление в педагогической психологии – «Школьный учебник». Не менее выдающимися являются и прикладные результаты научного поиска Генриетты Григорьевны – ею вместе с коллективом единомышленников созданы авторские учебники по русскому языку с 1-го по 9-й классы! А это более 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе И все они получили гриф Министерства образования и науки РФ, входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и успешно используются в этих учреждениях.

Г.Г. Граник  опубликовано более 250 научных работ. Под научным руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальные учебники «Синтаксис и пунктуация русского языка» (три учебника) и учебные книги: «Секреты пунктуации» (М., 1987), «Секреты орфографии» (М., 1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (М., 1995); книги для учителя и учащихся по проблемам понимания текста («Когда книга учит» (М., 1988), «Как учить работать с книгой» (1995, три издания), «Дорога к книге» (М., 1996), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8–11 классы» (М., 1999, 2001). Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолого-педагогического направления в учебниковедении – «Школьное литературоведение на психологической основе» (книги для учащихся «И снова о Пушкине» (М., 1999), «Драматурги, драматургия, театр» (М., 2001), «Русская литература: От былин до Крылова» (М., 2007), «Я – другой. М.Ю. Лермонтов» (М., 2011) (в соавт.).

Г.Г. Граник дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008), лауреат премии им. К.Д. Ушинского, удостоена медали К.Д. Ушинского, почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

 

Текст подготовлен Ученым секретарем ПИ РАО Г.В. Шуковой.


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение