16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024
Коррекция риска суицидального поведения молодежи

Статья из сборника материалов IV Международного съезда Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии:

Российская федерация, по мнению ВОЗ – страна с высоким уровнем самоубийств (39 человек на 100 тысяч населения). Особенно актуальна в России проблема суицидального риска в молодежной среде. Частота самоубийств среди подростков увеличилась почти в 3 раза за последние 10 лет. Россия занимает второе место в мире по количеству пубертатных суицидов (14 тысяч несовершеннолетних совершили самоубийство в нашей стране за последние 5 лет). Второй по частоте причиной смерти в молодом возрасте является суицид [1,2,3,4].

По данным исследователей, в возрасте 16-24 года происходит наибольшее число  самоубийств, при этом суицидальная активность резко возрастает с 14-15 лет и достигает максимума в 16-19 лет [8,9,10]. Однако истинное желание покончить с собой имеется лишь у 10% случаев, в 90% случаев же суицидальное поведение – это «крик о помощи», стремление молодого человека доказать свою значимость, разрушая себя. Никто не может предотвратить катастрофу добровольной смерти, однако есть возможность предотвратить  катастрофу личности. Таким образом, можно сделать вывод об актуальности проблем, связанных с выявлением молодых людей с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения [5,6,7,8].

Цель: выявить и провести когнитивно-поведенческую терапию психологической дезадаптации личности и риска развития суицидального поведения в молодежной среде. В основе данного исследования лежит предположение о том, что для построения эффективной профилактики суицидального поведения в молодежной среде необходим комплексный подход по выявлению и коррекции факторов суицидального риска и индивидуально-психологической дезадаптации. Исследование проводилось на базе отделения клинической психологии и психотерапии Клиник СамГМУ.

Методы исследования: патохарактерологический диагностический опросник личности А.Е.  Личко (1983); Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса  и Р. Даймонд (2004); Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей В.В. Скворцовой (1986); Опросник суицидального риска А.Г. Шмелева  (1993); Анкета суицидального риска (А. Пералес, университет им. Святого Маркоса, Перу, 1999); Методы математической статистики.

Выборка исследования. Обследовано 128 студентов, обучающихся на 1 и 2 курсах ВУЗов г. Самара, средний возраст которых составил 18 (18,24+-0,76) лет, из них 25 (20%) юношей и 103 девушки (80%). Выборку составили 47% студентов, обучающихся на 1 курсе, и 53% - обучающихся на 2 курсе.  По семейному положению 98% обследуемых в браке не состоят, 1% состоят в официальном браке и 1% находится в незарегистрированном браке. Проживает с родителями 25% обследуемых, с родственниками – 7%, в одиночестве – 31%, выбрали  вариант «другое»  -  37%, большинство  из  которых уточняет, что они проживают с соседями по комнате в общежитии или по квартире. В данный момент не имеет работы 95% обследуемых, работает соответственно 5% обследуемых.

На основе анализа анкеты суицидального риска в выборке были выделены экспериментальная подгруппа, в которую  вошли  41 (32%) человек с суицидальным  риском, и контрольная подгруппа, в которую вошли 87 (68%) человек, не имеющих суицидального риска.

Анализ результатов структурированного интервью показал, что 28% обследуемых хотя бы раз в жизни имел желание умереть.  (Из  них  50%  обследуемых  имели  такое  желание  в течение  последнего  года).  Хотя  бы  раз  в  жизни  задумывались о самоубийстве 18%, (из которых 39% задумывались об этом  в  течение  последнего  года). Планировали самоубийство 4%, (из которых 20% - в течение последнего года). Совершали попытки самоповреждения или самоубийства 11%, (из которых 36% - в течение последнего года).

Попытки самоубийства или самоповреждения, обследуемые чаще всего, объясняют следующими причинами: конфликты  с  родителями (43%), проблемы или конфликты с  возлюбленным (29%), проблемы с учебой (29%), неудовлетворенность своим внешним видом (14%), конфликты с родственниками (14%). Многие отметили, что для этого не было явных причин (36%). По результатам анализа структурированного интервью, было выявлено наличие антивитальных переживаний у 28% обследуемых, суицидальных мыслей – у 18%, суицидальных планов – у 4%, самоповреждающего поведения  –  у  11%,  из  которых  64% не обращались ни к кому за помощью и 29% указывают на вероятность повторной попытки самоповреждения.

Исследование индивидуально-личностных особенностей выявило значимые различия в отношении шизоидного и астено-невротического типов акцентуации характера. Это говорит о том, что в экспериментальной группе отмечается замкнутость,  трудности  в  установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции и сопереживания в общении, склонность к нешаблонным, непринятым решениям и формам поведения, а также склонность к повышенной утомляемости, раздражительности, ипохондричности в структуре характера.

Гипертимный и неустойчивый типы выявляются достоверно реже у молодых людей в экспериментальной группе, следовательно, для них не характерны повышенное настроение, активность, стремление к лидерству, общительность, тяга к  развлечениям,  удовольствию, поверхностность контактов. Значимые различия также выявлены в  отношении реакции эмансипации, склонности к депрессии и суицидальных  тенденций.  В  экспериментальной группе преобладает стремление к независимости, желание освободиться от опеки,  склонность к реакциям по гипотимическому типу, в экспериментальной группе имеется настоящее желание умереть, а не привлечь к себе внимание.

Исследование социально-психологической адаптации выявило значимые различия по всем шкалам, кроме шкалы «Стремление к доминированию». У молодых людей в экспериментальной группе отмечается снижение социально-психологической адаптации, приятия себя,  выявлена тенденция к конфликтам с окружающими людьми, тревожности и апатии, а также пассивности в решении жизненных задач. Показатели эскапизма же достоверно выше в экспериментальной группе, что говорит о склонности к «уходу» от проблем.

Исследование мотивационно-потребностной сферы не выявило наличия специфических особенностей в степени удовлетворенности базовых потребностей у молодых людей с суицидальным риском. Независимо от наличия суицидального риска актуальными для молодых людей являются потребности в самовыражении, что может рассматриваться как возрастная особенность.

Интегральный показатель суицидального риска по опроснику А.Г.Шмелева в модификации  Т.Н. Разуваевой также имеет положительную значимую корреляцию с показателями  гипотимии (rs=0,601, при p
Значимые различия (p
В экспериментальной группе преобладает склонность к гипотимии, тревожности,  непринятому в обществе поведению и злоупотреблению ПАВ.

Нами представлена ориентировочная математическая регрессионная модель выявления   предрасположенности к суицидальному риску, предиктороми которого являются низкий  уровень социально-психологической адаптации, высокие показатели эскапизма и гипотимии.

Результаты  регрессионного  анализа  позволяют  достоверно рассматривать три фактора в математической модели предикторов риска суицидального поведения (ПСР): ПСР = -0,294 А + 0,084 Э + 0,552 Д + 30,666, где А  -  снижение  уровня  социально-психологической адаптации, Э - высокие показатели эскапизма, Д - высокие показатели гипотимии.

Таким образом, основными факторами суицидального риска в молодежной среде являются  демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, нарушение временной перспективы. Дополнительными факторами суицидального риска являются гипотимия, тревожность, отклоняющееся поведение, а также склонность к  злоупотреблению психоактивными веществами.

ВЫВОДЫ: Исследование индивидуально-психологических характеристик показало, что  молодым людям с суицидальным  риском свойственны шизоидные черты, тенденция к астено-невротическим чертам характера, а также повышенная реакция эмансипации,  склонность к депрессии, истинная суицидальная направленность.

У молодых людей с суицидальным риском отмечается снижение уровня социально-психологической адаптации, самоприятия, приятия других, эмоциональной комфортности, интернальности и высокие показатели эскапизма. Регрессионный анализ психологических факторов предрасположенности к суицидальному поведению выявил три достоверно  значимых фактора

  • снижение уровня  социально-психологической адаптации,
  • повышение показателей  эскапизма,
  • повышение показателей гипотимии.

На основе полученных данных были выделены направления психокоррекционной работы, проводящейся в групповой форме: коррекция эмоционального состояния, повышение уровня самопринятия, развитие коммуникативных навыков, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций и расширение репертуара  способов решения жизненных задач.

Цель психокоррекционной программы: повышение уровня социально-психологической  адаптации у молодых людей с риском суицидального поведения.

Задачи программы:

  • Расширение зоны самоосознания и повышение уровня самоприятия;
  • Развитие  навыков  коммуникации  и  выхода  из  конфликтных ситуаций;
  • Анализ и коррекция семейных дезадаптивных установок;
  • Снятие негативного эмоционального состояния;
  • Актуализация внутренних психических ресурсов;
  • Обучение навыкам психосаморегуляции.

Программа рассчитана на 10 встреч. Форма проведения – групповая, 60-80 минут в зависимости от эмоционального состояния и активности группы. Работа  проводилась в  рамках интегративного подхода с использованием  когнитивно-поведенческих  методов, техник релаксации и визуализации, арт-терапии и телесно-ориентированной терапии.

Методической основой при проведении данной программы - гуманистическое отношение к пациентам с уважением их свободы, а также эмпатическое понимание, поощрение искренности и открытости в выражении чувств.

Каждое занятие состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя создание мотивации к предстоящей работе, создание атмосферы безусловного принятия и одобрения, возбуждение психической активности участников группы. 

Второй блок состоит из упражнений и техник, направленных на улучшение эмоционального состояния, актуализацию  внутренних ресурсов, обучение навыкам общения, осознание  истоков проблемы, развитие самопонимания и самоприятия. 

Третий блок направлен на снятие психоэмоционального напряжения с помощью техник  релаксации и визуализации.

Таким образом, профилактика суицидального поведения в молодежной среде возможна  при  комплексном системном подходе выявления и коррекции факторов суицидального риска.

Литература

1. Каневский,   В.И. Психологические корреляты у  молодых людей с суицидальными мыслями // Суицидология. – 2015. – Т.6. No 2. – С. 58-63.

2. Климов, В.М. Анализ факторов суицидального риска у студентов ВУЗа / В.М. Климов, Р.И. Айзман // Вестник  Новосибирского  государственного  педагогического университета. – 2017. – Т. 7. No 5. – С. 55-66.

3. Максимова, С.Г. Социальные риски воспроизводства суицидального поведения в  региональном социуме/ С. Г. Максимова.  –  Барнаул:  ИП  Колмогоров  И.А., 
2016. – 239 с.

4. Польская, Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте /  Н.А. Польская, Н.В. Власова // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. - No 4. – С. 176-190.

5. Попова, Ю.Н. Проблема суицида в наши дни / Ю.Н. Попова, В.М. Трунова // Модернизация современного  общества: проблемы, пути развития и перспективы. – 2015. - No 6. – С. 44-47.

6.  Холмогорова, А.Б. Суицидальное поведение: теоретическая модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии // Консульта-тивная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. No 3. – С. 144-163.

7.  Чистопольская, К.А. Медико-психологические и социально-психологические концепции суицидального поведения / К.А. Чистопольская, С.Н. Ениколопов, Л.Г. Магурдумова // Суицидология – 2013. – Т. 4. No 3 (12). – С. 26-36.

8.  Lester,  B.Y. Learnings from Durkheim and beyond: the economy and suicide  //  Suicide  Life  Threat  Behav.  –  2001. No 31. – P. 15–31.

9.  McGee, R. Low self-esteem and hopelessness in childhood 75 and sui-cidal ideation in early adulthood / R. McGee, S. Williams,  S.  Nada-Raja  //  Journal  of  Abnormal Child Psychology. – 2001. – Vol. 29. No 4. – P. 281–291.

10. World health organization. Preventing suicide: a global imperative.  -  Geneva:  World health organization, 2014.  – 98p.

Ковшова О.С. - Кафедра медицинской психологии и психотерапии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    06.06.2019
    XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    2–4 июня 2019 года в Санкт-Петербурге проходил XIII Саммит психологов, который объединил более тысячи психологов из разных стран для обмена профессиональным опытом. Дискуссия в рамках открытого Форума психологов 2 июня была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Баранникова. Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» задала участникам Саммита вектор работы по осознанию причин, направленности и последствий стремительных изменений в современном обществе для выполнения великой миссии: сохранить Человека...
  • Д.В. Ковпак о трагедии в Керчи: «Запугивание не предотвратит расстрелы в школах»
    19.10.2018
    Д.В. Ковпак о трагедии в Керчи: «Запугивание не предотвратит расстрелы в школах»
    Студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков расстрелял учащихся и педагогов, устроил взрыв и после этого покончил с собой. О том, как общество может конструктивно отреагировать на случившееся «Психологической газете» рассказал кандидат медицинских наук, доцент Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Дмитрий Викторович Ковпак...
  • Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
    11.05.2017
    Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
    Трагическая история псковских подростков, нашумевшие «группы смерти» в социальных сетях, опасная виртуальная игра «Синие киты», провоцирующая детские самоубийства, новые законодательные инициативы Госдумы об ответственности за пропаганду суицидов, призыв министра образования Ольги Васильевой «вернуть психологов в школы»...Цель данной встречи – поддержать школьных психологов, помочь им определиться с эффективной стратегией действий и границами своей компетентности...
  • Сдать ЕГЭ и не умереть. Еще раз о подростковой депрессии
    27.02.2017
    Сдать ЕГЭ и не умереть. Еще раз о подростковой депрессии
    Во втором учебном полугодии в моем кабинете начинается сначала слабый, а к весне усиливающийся поток родителей выпускников и самих подростков с жалобами на слабость, внезапно появившуюся слезливость, непонятные головные боли. Дети, которые до сих пор радовали родительские сердца упорным постижением всяческих наук, перестают интересоваться чем бы то ни было, ложатся на диван, отворачиваются к стене и перестают выходить на связь...
  • Антивитальные переживания онкологических больных
    04.02.2021
    Антивитальные переживания онкологических больных
    Антивитальные переживания необходимо выявлять и корректировать в том случае, если они выходят за рамки экзистенциального кризиса, сопровождаются депрессивными реакциями и становятся фактором риска для суицидных тенденций…
  • Психологи о статистике и предотвращении суицидов в России
    02.12.2019
    Психологи о статистике и предотвращении суицидов в России
    О профилактике самоубийств в России, перспективах создания системы психотерапевтической помощи детям и подросткам рассказали президент Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации Владимир Курпатов, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии НМИЦ психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Татьяна Караваева, ректор ВЕИП Михаил Решетников, главный психотерапевт Минздрава Республики Башкортостан Ильгиз Тимербулатов, главный специалист по медицинской психологии Минздрава Республики Башкортостан Ирина Хох...
  • М. Решетников «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого»
    12.08.2019
    М. Решетников «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого»
    «… мы имеем дело с качественно новыми проявлениями человеческой агрессивности и ее частным проявлением – суицидальности, которые остаются недостаточно исследованными».
  • Человек хочет покончить с собой. Основы кризисной интервенции
    14.03.2019
    Человек хочет покончить с собой. Основы кризисной интервенции
    Как вы реагируете на это известие, что происходит в вас? Какие появляются мысли, чувства, импульсы к действию? Это очень важно, потому что помочь можно только в том случае, если в плане собственного самочувствия находишься, как минимум, на ступенечку выше, чем тот человек, который находится в депрессии, в отчаянии, в апатии, в кризисе... Ему очень больно, трудно, одиноко. Человек практически тонет в отрицательных эмоциях. Поэтому помочь ему можно, если мы не тонем в этих эмоциях сами...
  • Встреча «Суицидальность лиц молодого возраста в современном мегаполисе»
    22.10.2018
    Встреча «Суицидальность лиц молодого возраста в современном мегаполисе»
    25 октября в Санкт-Петербурге состоится собрание Профессионального Клуба медицинских психологов «Суицидальность лиц молодого возраста в современном мегаполисе». К участию в Клубе приглашаются все желающие, заинтересованные в личном развитии и профессиональном росте. Каждый может принять активное участие в работе Клуба. Вход свободный...
  • Психологическая помощь после трагедий и катастроф
    01.10.2018
    Психологическая помощь после трагедий и катастроф
    Об особенностях психологической помощи на разных этапах переживания последствий трагедий и катастроф рассказывают специалисты: Ирина Алексеевна Алексеева - заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Практическая психология в социальной сфере. Технологии и навыки антикризисной помощи» Института «Иматон», Анна Михайловна Раскина - председатель правления благотворительной общественной организации помощи детям и подросткам «УПСАЛА»...
  • Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога
    14.03.2018
    Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога
    Рассмотрим некоторые актуальные практические темы и проблемы в связи с психотерапевтической поддержкой женщин, которые боятся будущей беременности. И испытывают страхи в период беременности. В своих размышлениях мы можем опираться на биопсихосоциальный подход к проблеме. Зачатие, беременность и роды это важнейший процесс, затрагивающий многие стороны жизни женщины как человека. Очевидно, что затрагивается и огромная сфера социальных и культурных институтов, и область межличностных отношений, и область персонального биологического и эмоционального опыта...
  • Подростковые суициды. Кризисная психология
    03.11.2017
    Подростковые суициды. Кризисная психология
    Несмотря на недавнее принятие закона, который вводит уголовную ответственность за склонение детей к суициду, СМИ сообщают о новых попытках подростковых самоубийств, связанных с членством в так называемых «группах смерти» - сообществах в социальных сетях, где подростков завуалированно склоняют к самоубийству. «Психологическая газета» подготовила тематическую подборку ресурсных материалов о том, как оказывать помощь подросткам, находящимся в кризисных ситуациях. Делитесь и своим опытом, коллеги!...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»