Учитель начальных классов 684-й школы Санкт-Петербурга написала слово «дурак» на лбу ученика.
СМИ излагают такую последовательность событий. На перемене ученики 2-го класса разрисовывали себе руки маркерами. Учитель сделала им замечание и пригрозила: «Кто еще раз на себе нарисует татуировку, тому на лбу напишу "Дурак"». Так и случилось: мальчику, который разукрашивание рук не прекратил, учитель написала слово «дурак» на лбу шариковой ручкой. Одноклассники, конечно, смеялись… Мама восьмилетнего ученика узнала о произошедшем через несколько дней от других родителей, пришла к директору школы, направила жалобы в Минобрнауки, городскую прокуратуру и комитет по образованию. Смольнинский комитет по образованию уже сообщил: «оперативная проверка подтвердила факт неэтичного поведения учителя. Родителям ребенка и самому мальчику школа принесет извинения».
Проявления агрессии в педагогической среде описали лауреаты Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2016 года Т. Н. Банщикова, В. А. Соломонов и Е. А. Фомина в рамках научно-исследовательского проекта «Роль осознанной саморегуляции в управлении агрессией в профессиональной педагогической деятельности: дифференциальный и кросскультурный аспекты». Согласно их данным, в настоящее время прослеживается тенденция роста агрессивности педагогов: «индекс агрессивности (интегральная характеристика готовности к агрессивному поведению) у представителей педагогической профессии с 1999 года по 2014 год вырос на 4,6%». Авторы исследования описали тип педагогов, склонных к спонтанной агрессии и раздражительности. Общий уровень их саморегуляции характеризуется относительно низкими показателями, их поступки часто импульсивны. Несформированность таких регуляторных процессов, как программирование, моделирование, оценка результатов не позволяют педагогам управлять своей активностью (агрессией) в динамично меняющихся ситуациях. Склонные к реактивной агрессии педагоги действуют адекватно и активно до того момента, пока их личные интересы не приходят в противоречие с интересами социального окружения. Поступки данных педагогов могут становиться парадоксальными, злонамеренными, резюмируют авторы.
Агрессивный педагог – звучит пугающе!.. Может быть, школьным психологам пора проводить массовую психодиагностику среди учителей? Может быть, именно учителям нужна психокоррекция отклоняющего поведения? Оставляя шутки в сторону, напомню: именно грамотную психологическую помощь учителю в выстраивание коммуникации с классом акад. А.А. Реан назвал обязательным условием эффективной работы школьного психолога в ходе выступления на Саммите психологов.
Но у медали 2 стороны. Бывший школьный учитель из Калуги утверждает: «Свои выходки дети теперь сопровождают фразой: «Вы не имеете права мне что-то сделать». И ведь никаких последствий для ученика-хулигана действительно нет. Советы профилактики правонарушений – пустая болтовня. Устав школы – туалетная бумага. Дети защищены законом очень хорошо. К тому же есть негласное правило: если на территории школы ученик сделал что-то противозаконное, это не должно выйти на всеобщее обозрение.» Диана пришла работать в школу, когда ей было 22 года: «В школе, куда я устроилась, было много неблагополучных детей, некоторые с криминальными наклонностями. Эти ребята постоянно хотели напакостить… Недавно я уволилась из школы. Три года жизни – на помойку. Сейчас собираюсь вести курсы английского языка для детей и взрослых в частной компании». «Сноб» собрал целую подборку жалоб учителей на травлю и издевательства со стороны школьников и приводит печальную статистику: по данным НИУ ВШЭ и «Левада-центра», число учителей, которым нравится их работа, сократилось с 42% до 22%, средний возраст учителя – 52 года, средний стаж работы – 20 лет, 34% учителей недовольны своими зарплатами. При этом 4% всех преступников в России – несовершеннолетние. В России почти 42000 общеобразовательных школ, а специализированных учреждений для «трудных» подростков лишь около 40 – хулиганы учатся в обычных школах, порой устраивая там стрельбу и проявляя жестокость напоказ…
Коллеги, достижимы ли вообще прекрасные цели образовательной системы обучать взрослеющего человека так, чтобы он стал добропорядочным гражданином, успешным профессионалом и благополучно нашел бы свое место в обществе? Может ли наша школа решить многочисленные проблемы коммуникации, которые носят не просто прикладной, а жизненно важный характер?.. Вы в это верите?!
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать