18+
Выходит с 1995 года
19 декабря 2024
Е. Петш: «Ситуация преступна в отношении психологического здоровья ребёнка»

В редакцию «Психологической газеты» поступил запрос на экспертное мнение психологов относительно соблюдения прав ребенка в нашумевшей истории семьи Спаховых. Ситуацию комментирует Петш (Ларечина) Елена Викторовна - детский практический психолог, автор книги «Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка», автор книги (соавтор - Г.Б. Монина) «Игры для детей от года до трех лет», номинант Национального конкурса «Золотая Психея», ведущая семинара в Институте «Иматон» по психологической коррекции привязанности в детско-родительских отношениях:

Да, ситуация очень грустная и возмутительная! Я как детский психолог, стараюсь всегда быть на стороне ребёнка. Если смотреть на ситуацию именно с этой стороны, то она преступна в отношении психологического здоровья ребёнка. Маленькому новорождённому ребёнку не важно, кто будет заботиться  о нём. Главное, чтобы это был стабильный во всех смыслах, надёжный взрослый, способный адекватно отвечать на потребности малыша. Но уже спустя несколько месяцев младенец привязывается и в физическом и в эмоциональном плане к ухаживающему человеку. Он становится значимым. Ну а в раннем возрасте, в котором находится Егор Спахов, отношения между ребёнком и заботящимся взрослым носят основополагающий характер для развития  личности малыша. И если ребёнок в этот период лишается значимых отношений, то это  может привести к  нарушению не только эмоционального состояния ребёнка но и к нарушению интеллектуального и физического развития. Об этом неоднократно писали отечественные и зарубежные исследователи темы приёмных детей.

Эта история, на мой взгляд, показывает несовершенство системы сопровождения маленьких детей находящихся в сложной ситуации, где родитель является нарушителем закона.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Практическое применение этических принципов в работе психолога образования
    15.05.2024
    Практическое применение этических принципов в работе психолога образования
    Н.Е. Каверина приводит примеры из практики: ситуации, которые хотели разобрать педагоги-психологи, чтобы понять, соответствовали ли их действия профессиональной этике, а также те ситуации, которые только могли бы произойти в их деятельности.
  • Какие формы любви изобретают люди в мире бесчувственных отношений?
    22.03.2022
    Какие формы любви изобретают люди в мире бесчувственных отношений?
    М. Осорина: «Мне кажется, чтобы человек любил людей, чрезвычайно важно осознавать, что эта любовь медленно и постепенно растет, зреет, усложняется, в глубине её лежит то, о чем говорил Швейцер, — уважительное отношение к любому живому существу».
  • «Система забыла о роли учителя в жизни взрослеющей личности»
    15.10.2019
    «Система забыла о роли учителя в жизни взрослеющей личности»
    Сегодня педагоги часто остаются незащищенными перед лицом родителя, заказчика услуг. Любой родительский педагогический промах, нежелательная реакция ребёнка могут стать причиной обвинения, увольнения воспитателя или учителя...
  • Тонкая грань помогающей мотивации психолога
    10.05.2019
    Тонкая грань помогающей мотивации психолога
    На одном из мастер-классов прозвучали такие слова — «помогающая мотивация». Для психологов это очень тонкая грань, предполагающая и этичное поведение психолога, который не будет «раскручивать» клиента на деньги, и соблюдение принципа – «не делай за клиента то, что он может сделать сам», и, отчасти, работа с сопротивлением, которое непременно возникает в связи с возможностью любых перемен. И все эти тонкости должен почувствовать психолог, чтобы принять решение — уже пора оказывать психологическую помощь или клиент сам сможет справиться...
  • «Неудобный» ребёнок в классе
    05.10.2017
    «Неудобный» ребёнок в классе
    За свою педагогическую деятельность мы встречаем много «неудобных» детей. И в 99 случаях из 100 они становятся существенной «помехой» в упорном труде учителя. Как же мы, педагоги, поступаем с такими индивидуальностями? Мы скорее хотим от них избавиться и спокойно и тихо выдохнуть, отдав личное дело родителю, передав в другую школу как эстафетную палочку. Мы думаем, что этим действием направляем «неудобного» на путь истинный, а на самом деле лишь оправдываем себя...
  • «Учителя становятся бессильными»
    03.10.2017
    «Учителя становятся бессильными»
    Учителя боятся учеников! И они часто становятся бессильными. Если публичные порицания учителей будут и дальше, мы получим неуправляемых подростков-беспредельщиков. Понятно, что учителям нужен и личностный рост, и тренинги по управлению эмоциями, и т. д. и т.п. Но согласитесь, дети умеют вывести из себя любого...
  • Школа переполнена агрессией
    03.10.2017
    Школа переполнена агрессией
    К сожалению, часто тема насилия в школе замалчивается. Я думаю, что очень важно говорить о проблемах современной школы – и об агрессии учеников, и об агрессии учителей. У нас в России взрослые люди часто не видят разницы между мыслями и действиями и переходят от одного к другому. Когда учитель пишет на лбу ученика – это нарушение личных границ ребенка. Я рада, что родители смогли привлечь внимание администрации школы к тому, что права ребенка были нарушены...
  • «Дурак» - пишет учитель на лбу второклассника
    27.09.2017
    «Дурак» - пишет учитель на лбу второклассника
    Учитель 684-й школы Санкт-Петербурга за непослушание написала слово «дурак» на лбу восьмилетнего ученика… Может быть, школьным психологам пора проводить массовую психодиагностику среди учителей? И именно учителям нужна психокоррекция отклоняющего поведения? Однако 4% всех преступников в России – несовершеннолетние. Хулиганы учатся в обычных школах, порой устраивая там стрельбу и проявляя жестокость напоказ. Может ли наша школа решить многочисленные проблемы коммуникации, которые носят не просто прикладной, а жизненно важный характер?..
  • Центр психиатрии и наркологии им. Сербского пишет школьный учебник по психологии
    26.06.2017
    Центр психиатрии и наркологии им. Сербского пишет школьный учебник по психологии
    По утверждению проф. З.И. Кекелидзе, профилактике раннего употребления наркотиков и алкоголя, а также случаев суицидов среди подростков послужит введение в школьную программу курса по психологии в рамках ОБЖ! Центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского уже разрабатывает учебник по психологии для школьников! Учебники с 3-го по 8-й классы уже написаны. Осталось написать учебники для 9-го, 10-го и 11-го классов. Эта задача будет решена к концу 2017 года. Психологов в России нет. Только такой вывод я могу сделать...
  • Госдума приняла законы об ужесточении ответственности за склонение детей к суициду
    26.05.2017
    Госдума приняла законы об ужесточении ответственности за склонение детей к суициду
    За доведение детей до самоубийства или попытки суицида, в том числе через СМИ или интернет, грозит уголовная ответственность с наказанием вплоть до лишения свободы сроком ‪до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. Действия, связанные с публичными выступлениями, демонстрацией информации через СМИ или интернет будут наказываться строже. Это касается в первую очередь администраторов так называемых сетевых «групп смерти»...
  • К. Карпенко «Ребёнок адаптируется к новой семье и всё у него будет хорошо»
    16.05.2017
    К. Карпенко «Ребёнок адаптируется к новой семье и всё у него будет хорошо»
    Инициативная группа граждан обратилась к психологам с вопросом о том, соответствуют ли действия сотрудников опеки интересам ребёнка - Сергея Спахова. Напомним, что ребёнок был похищен Еленой Спаховой три года назад из больницы и воспитывался в её семье. Я исхожу из того, что текст обращения и реальная ситуация могут не иметь между собой ничего общего. Поэтому я отношусь к этому тексту как к некоторой условной ситуации, которая заставляет задуматься над важными вопросами...
  • Изъяли, разлучили, усыновили - в интересах ребёнка?!
    28.04.2017
    Изъяли, разлучили, усыновили - в интересах ребёнка?!
    Органы опеки объясняют свои решения ссылками на заключения психологов. Призываем Вас прокомментировать ситуацию! Егор Спахов был изъят из семьи, где воспитывался с младенчества; помещён в больницу и лишён возможности общения с людьми, которых называет мамой и папой; а несколько дней назад, в рекордно короткие сроки, усыновлён другой супружеской парой, имеющей своего долгожданного ребёнка. Всё это соответствует интересам 3-летнего мальчика и не наносит ли вред его развитию?..
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»