16+
Выходит с 1995 года
25 июня 2024

Кто есть кто

Инна  Борисовна Бовина

Инна Борисовна Бовина

Москва

Доктор психологических наук, доцент.

Профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Руководитель магистерской программы «Юридическая психология детей и подростков» МГППУ. Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Приглашенный преподаватель департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Член Диссертационного совета при МГППУ.

Научный редактор электронного журнала «Психология и право».

В 1995 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологический анализ группового решения задач», в 2009 г. — докторскую диссертацию на тему «Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы».

Научные интересы:

  • методы исследования в психологии
  • теория социальных представлений
  • социальное влияние
  • групповое принятие решения
  • социальная психология здоровья
  • механизмы социального поведения

Гранты:

  • Грант Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей РФ МК-455.2007.6.
  • Тема исследовательского проекта: «Здоровье и болезнь: социально-психологический анализ», 2007-2008, руководитель проекта.
  • Грант РГНФ № 09-06-01082а/р. Тема исследовательского проекта: «Кросс-культурное исследование образа России в многополярном мире», участник проекта.
  • Грант РГНФ № 16-26-08001 а(м) «Как здоровье приходит к детям? Развитие социальных представлений о здоровье у детей и подростков с точки зрения кросс-культурной перспективы» (Франция/Россия, 2016-2017)
  • Грант РГНФ № 12-06-00719 а «Наркомания и суицид в молодежной среде: междисциплинарное исследование» (2012-2013)
  • Грант РГНФ № 13-06-00559 а «Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
  • Грант РГНФ №13-46-93007 к «Подготовка научно-популярной книги на тему “Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?”»
  • Грант РГНФ № 13-06-14045 г «Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции “Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение”»

Читает курсы:

  • Методы социально-психологического исследования
  • Социальная психология здоровья
  • Общий психологический практикум
  • Семантический дифференциал
  • Анализ данных
  • Эксперимент
  • Методы воздействия
  • Групповая дискуссия
  • Психология здоровья
  • Основы научной деятельности студента
  • Профессиональная этика
  • Количественный анализ эмпирических данных
  • Методологические основы психологии
  • Профессиональная этика
  • Научные школы и теории в современной психологии
  • Планирование и проведение психологического исследования
  • Актуальные психологические проблемы современного общества
  • История и методология юридической психологии
  • Научные исследования психолого-педагогического направления
  • Статистические методы в психологии

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Бовина И.Б. Социальное значение здоровья и болезни: от представлений к поведению // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект пресс, 2002. С. 287-301.
  • Бовина И.Б.Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопросы психологии. 2005. №3. С. 90-97.
  • Бовина И.Б. Групповое решение // Социальная психология. Практикум / Под ред. Т.В.Фоломеевой. М.: Аспект пресс, 2006. С. 223-242.
  • Бовина И.Б. Семантический дифференциал // Социальная психология. Практикум / Под ред. Т.В.Фоломеевой. М.: Аспект пресс, 2006. С. 90-104.
  • Bovina I.B. Representations sociales de la sante et de la maladie chez les jeunes Russes: “force” versus “faiblesse” // Papers on Social Representations. 2006. No. 15. Р. 15.1- 15.11.
  • Bovina I.B., Panov M.S. Common representations of the mentally ill among college students // Russian education and society. 2006. Vol. 48. No. 8. Р. 72-91.
  • Bovina I.B. Strategies collectives de prevention face au sida: des representations du sida et des malades a la volonte de s’engager dans l’activite militante // Social representations on health, illness and medication – Representations sociales sur la sante, la maladie et les medicaments – Soziale Representationen uber Gesundheit, Krankheit und Medikamente / Sous la direction de P. Scheibler-Meissner.- Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2007. Р. 240-265.
  • Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни // Социальная психология: актуальные проблемы исследований. Сборник научных трудов / Под ред. Е.П.Белинской, Т.П.Емельяновой. М.: Фонд Л.С. Выготского, 2007. С. 378-425.
  • Бовина И.Б., Малышева Н.Г. Здоровье и болезнь в представлениях молодежи // Журнал практического психолога. 2007. №5. С. 47-64.
  • Бовина И.Б. Социальные представления молодежи о больных СПИДом // Вопросы психологии. 2008. №5. С. 95-106.
  • Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. 2-е изд., испр. М.: Аспект пресс, 2008. 263 с.
  • Bovina I.B., Dragulskaya L.U. College Students' Representations of Science and the Scientist // Russian Education and Society. 2008. Vol. 50. No. 1. Р. 44-64.
  • Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений // Знание. Понимание. Умение. 2009. №2.
  • Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире // Знание. Понимание. Умение. 2010. №2.
  • Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гутник А.Д., Рикель А.М. Особенности социальных представлений о сексуальном насилии: «Маньяк» и «Жертва» глазами молодых мужчин и женщин // Психологическая наука и образование. 2011. №1.
  • Бовина И.Б., Панова Т.Б., Малышева Н.Г. ВИЧ-инфицированные и ВИЧ-инфекция:особенности социальных представлений в двух возрастных группах // Психология и право. 2012. №1.
  • Бовина И.Б., Голынчик Е.О. Многополярный мир: от политологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. №1. С. 49-60.
  • Бовина И.Б., Бовин Б.Г. Стигматизация: социально-психологические аспекты // Психология и право. 2013. Том 3. Часть 1. №3; Часть 2. №4.
  • Бовина И.Б. Проблема диагностики риска суицида и возможности теста имплицитных ассоциаций для ее разрешения // Психологическая наука и образование. 2014. Том 6. №1. С. 146–154.
  • Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей // Психология и право. Часть 1. Постановка проблемы. 2015. Том 5. № 3. С. 1–13; Часть 2. Результаты эмпирического исследования. 2016. Том 6. №1. С. 25–38.
  • Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст-Винтила А., Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 32–40.
  • Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Дани Л., Эм М., Милёхин А.В., Гаямова С.Ю., Якушенко А.В. Здоровье в представлениях детей и подростков // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. №1. С. 61–74.
  • Бовина И.Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. №1. С. 88–95.
  • Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. №4. C. 98–108.
  • Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. №3. C. 101–115.
  • Rikel A., Bovina I., Fedorova N. WWII and XXth Century Wars in the Collective Memory of different generations of Russians: visual methods research // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 210.
  • Рикель А.М., Федорова Н.В., Бовина И.Б. Между горем и гордостью: визуальные методы для исследования межпоколенческих особенностей эмоциональных переживаний и коллективной памяти о войне // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. №4. С. 127–143.
  • Бовина И.Б., Бовин Б.Г. Нормы и их нарушение: классические и современные исследования // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. №3. С. 21–31.
  • Бовин Б.Г., Бовина И.Б., Тихонова А.Д. Радикализация: социально-психологический взгляд (Часть III) // Психология и право. 2021. Том 11. №1. C. 181–194.
  • Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В., Бовина И.Б. Легитимизация терроризма в подростково-молодежной среде: от механизмов радикализации к модели оценки риска // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 154–170.
  • Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. №3. С. 8–25.
  • Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях: учебное пособие / сост. И.Б. Бовина и др.; под. ред. Н.В. Дворянчикова, О.В. Рубцовой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 100 с.
  • Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Мельникова Д.В., Белова Е.Д., Бовина И.Б. Риск радикализации в подростковой среде: теория, факты и комментарии // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. №4. С. 23–37.

Награды и премии:

  • Стипендия ректора Московского университета для молодых ученых и преподавателей, 2001, 2002г.
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»