16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Подборка статей Тахира Юсуповича Базарова

Статьи предоставлены номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года

Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития?

Потребность в качественной подготовке транспрофессионалов в области бизнес-образования и развитии уникальных программ на базе ведущих российских высших учебных заведений очевидна. Следовательно, компаниям, работающим в области бизнес-образования, необходимо задавать переход от простых, инструментальных, навыковых тренингов к обучающим программам «нового поколения», как по тематике, так и по методологии. В этой парадигме необходимо воспитывать и обучать бизнес-тренеров. Именно от них ожидается создание инновационных программ. Новые рубежи и понимание необходимости и важности качественного обучения специалистов в области тренинг-менеджмента обозначили пути осмысления многолетнего опыта и инициировали создание уникальной обучающей программы переподготовки на базе Института практической психологии Высшей Школы Экономики. Накопленный опыт и междисциплинарный подход к пониманию противоречий внутри развивающейся организации и путей их решения, особый взгляд на бизнес сквозь призму современной психологии положили начало созданию многоролевой модели бизнес-тренера, обладающего широким кругом универсальных компетентностей, прежде всего в таких областях, как фасилитация, модерация и медиация. В рамках обучающей программы большое значение уделяется фундаментальным знаниям в области психологии и менеджмента. Методологическая подготовка специалистов базируется на наборе инструментов и знаний, необходимых для успешной деятельности: бизнес-подготовке, знании бизнес-процессов, умении управлять собственным поведением. В рамках нового подхода совершенно очевидным является представление о том, что профессия «бизнес-тренер» предъявляет особые требования к будущему специалисту. Статья опубликована в журнале «Организационная психология».

Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания


В статье освещаются и обсуждаются результаты экспертной оценки 16 определений понятия «компетенции». Оценки выносили 45 психологов высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) — члены Экспертного интернет-сообщества психологов на сайте www.ht.ru. Оценки определений со стороны академических специалистов оказались ближе к отечественной традиции, а оценки психологов-практиков — ближе к западной традиции. С помощью кластерного анализа было выявлено 4 устойчивых кластера: 1) компетенция как область полномочий и ответственности, 2) компетенции — это те же самые ПВК, 3) компетенция как мобилизация знаний и навыков для решения конкретной производственной задачи, 4) компетенции — это описательные единицы (элементы) эффективной профессиональной деятельности. Наиболее перспективным и эвристичным подходом авторы считают третий кластер определений, в котором осуществляется попытка творческого синтеза отечественной (деятельностной) и западной (бихевиористской) концептуально-терминологических традиций. Статья опубликована в журнале «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Ерофеев А.К., Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций

Характеристику компетенций в качестве основных мер оценки персонала начали активно использовать с середины 1990-х годов. Естественно, что и до этого сотрудников организации оценивали и отбирали. Если говорить о формализованных системах оценки персонала, то они впервые появились в компаниях США в начале XX века. В 1960-х гг. стали использоваться учитывающие стратегические задачи бизнеса схемы, которые легли в основу современныхметодов оценки персонала. Традиционная индустриально-организационная психология начиналась с раздельного анализа работы и человека и попыток их совмещения. Этот подходбыл очень успешен при прогнозировании академического исполнения на основе тестов академического типа, однако оказался совершенно неадекватным для прогнозирования исполнения работы на должностях высокого уровня, которая очень важна в современном бизнесе. Подход, основанный на компетенциях, позволяет увязать в единое целое управление человеческими ресурсами при подборе персонала, планировании карьеры, оценке исполнения и развитии в последующие годы. Однако при введении компетенций в практику работу с персоналом организаций не обошлось без трудностей, в том числе и чисто терминологических. Предлагаем вниманию читателей две возможные технологии построения модели компетенций/компетентностей. Одна из них разрабатывается в парадигме МИКРИС (А.К. Ерофеев), другая — более 20 лет используется консультантами Центра кадровых технологий – 21 век (Т.Ю. Базаров). Обе технологии используют разные подходы к построению модели, однако, их роднит то, чтоа вторы убеждены в необходимости в каждом конкретном случае создавать именно ту модель компетенций/компетентностей, которая релевантна условиям конкретной организации. Технология МИКРИС (Методы извлечения критериев распознавания и сопоставления) описана как последовательность семи этапов: анализ работы; выделение четырёх критериальных групп; извлечение поведенческих примеров; разработка рейтинговых оценочных шкал; выбор методов поэтапного оценивания; валидизационное (пилотное) исследование; обучения пользователей. Методика создания модели компетентностей по версии «ЦКТ – 21 век» включает четыре этапа: сбор документов; анализ собранных документов; формирование модели для данной должности; верификация модели качественными методами. Статья опубликована в журнале «Организационная психология».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Психологическая грамотность руководителя:  уровни, особенности, динамика развития
    16.02.2015
    Психологическая грамотность руководителя: уровни, особенности, динамика развития
    Как показывает консультативный и тренерский опыт работы с руководителями различных уровней, обращение многих из них к психологическим знаниям, носит в настоящее время, к сожалению, фрагментарный и во многом вынужденный характер. Наиболее ярко это проявляется в вопросах обучения персонала и проведении в корпоративном формате ставших весьма популярными в последнее время тренингов...
  • Онлайн-трансляция встречи «Системный подход к развитию организации. Профессиональная подготовка организационных консультантов»
    10.02.2015
    Онлайн-трансляция встречи «Системный подход к развитию организации. Профессиональная подготовка организационных консультантов»
    12 февраля в 18.30 состоится День открытых дверей программы «Системный подход к развитию организации. Профессиональная подготовка организационных консультантов». Онлайн-трансляция - для всех желающих
  • Открытая встреча «Управление организацией: процессный подход»
    19.01.2015
    Открытая встреча «Управление организацией: процессный подход»
    22 января в Санкт-Петербурге состоится открытая встреча «Управление организацией: процессный подход». Онлайн трансляция, присоединиться, могут все желающие
  • Первое всероссийское исследование «Лучшие бизнес-тренеры России 2004-2014»
    28.10.2014
    Первое всероссийское исследование «Лучшие бизнес-тренеры России 2004-2014»
    Поздравляем Елену Васильевну Сидоренко, кандидата в члены Большого Жюри Национального психологического конкурса «Золотая Психея» на период с 2015 по 2019 гг.! Елена Васильевна вошла в число победителей Первого всероссийского исследования «Лучшие бизнес-тренеры России 2004-2014» в номинации «Деловые коммуникации и переговоры»
  • Итоги VIII Санкт-Петербургского Саммита психологов
    06.06.2014
    Итоги VIII Санкт-Петербургского Саммита психологов
    1-3 июня в Санкт-Петербурге проходил VIII Саммит психологов: 350 специалистов, работающих в разных областях психологической практики, приехали, чтобы обсудить насущные проблемы, встретиться с коллегами, почерпнуть новый опыт на мастер-классах, поучаствовать в церемонии награждения победителей XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
  • Коучинг как технология работы с лидерами организации
    23.12.2023
    Коучинг как технология работы с лидерами организации
    «Одной из разработок кафедры является тренинг “Племена”, направленный на выявление лидеров в коллективе с целью формирования кадрового управленческого резерва, а также определить имплицитные потребности группы в типе лидера, которому она готова доверять…»
  • «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    06.07.2020
    «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    Где взять силы, чтобы сойти с проторённой дорожки и найти свой путь? Как адаптироваться к новым условиям? Коуч Елена Морозова представила авторскую арт-практику, помогающую найти ресурсы и силы для адаптации к переменам...
  • Практическая психология в бизнесе: перспективный менеджмент
    13.09.2019
    Практическая психология в бизнесе: перспективный менеджмент
    Мы живем в очень динамичное время и те мысли, которые были год-полтора назад не более чем теорией, сегодня уже успешно внедряются в практику и приносят ощутимую прибыль, то, что было пять лет назад – утопией, сейчас – модель развития. Итак, будем кратки и писать будем тезисами. «Кадры решают все» - гениальная фраза, которая по достоинству до сих пор не оценена. Именно кадры, люди решают то, каким будет развитие производства – угасающим или развивающимся, живущим или выживающим...
  • Кто и как проводит внедрение передовых подходов к управлению
    05.02.2018
    Кто и как проводит внедрение передовых подходов к управлению
    Мой опыт перестройки организаций, внедрения CRM или постановки маркетинга интересен выявлением того, какие перемены они вызывают в компании; как проводить изменения, связанные с подобными инициативами так, чтобы проект стал успешным. На сегодня я с полной уверенностью могу заявить, что большинство неудач в проектах локальной тематики (автоматизация, организационное развитие, Качество, CRM и т.п.) связано с тотальным пренебрежением к управлению изменениями и катастрофическим отставанием известности этой отрасли менеджмента от других...
  • Применение техники «Коллаж» в организации
    01.03.2016
    Применение техники «Коллаж» в организации
    Иногда в организации человек с психологическими проблемами виден, заметен, но его невозможно заставить обратиться за помощью к психологу. А страдает и он сам, и весь коллектив. Поэтому я обратилась к такой простой игровой технике как коллаж, но в условиях организации нужно было её трансформировать, обратить на благо целей организации. И я инициировала проведение конкурса коллективных коллажей...
  • «Профессиональная миграция психологов в управление персоналом, оргконсультирование, коучинг. Что реально может дать бизнесу психолог?»
    15.01.2016
    «Профессиональная миграция психологов в управление персоналом, оргконсультирование, коучинг. Что реально может дать бизнесу психолог?»
    Участники этой дискуссии, которая состоялась в рамках VIII Саммита психологов, успешно реализуют себя в сфере бизнеса. Они поделились своим профессиональным опытом, рассказали о вариантах самореализации психолога в коучинге, организационном консультировании, управлении персоналом...
  • Системный подход в работе с компанией: идея, подходы, отличия
    04.12.2015
    Системный подход в работе с компанией: идея, подходы, отличия
    О системном подходе рассказывает Александр Эдуардович Хватов - заведующий кафедрой организационной психологии Института практической психологии «Иматон», организационный консультант, тренер, директор консалтинговой компании
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»