Ребенок был худ и росточком маловат не по возрасту. В глубоком кресле он совсем утонул. Большая пушистая голова крутилась-вертелась чуть ли не на все 360°, а слегка прищуренные голубые глазки легко скользили по всему пространству кабинета, время от времени останавливаясь на слишком знакомых и совсем незнакомых предметах. И тех и других, по-видимому, было множество.
— Чем занимаешься, Денис? Учишься, работаешь, играешь? — спросил психолог, перехватив заинтересованный взгляд. Впрочем, не более заинтересованный, чем когда он останавливался на вечно плодоносящем кустике домашнего мандарина на подоконнике…
— Так, учусь понемногу, — вздохнул ребенок. И зевнул.
— Иногда, наверное, не очень-то и хочется в школу идти? Бывает?
— Бывает, — кивнул мальчик, успев предварительно быстро и внимательно глянуть на маму, напряженно расположившуюся на стуле неподалеку. В руках она держала его школьный дневник и, как оказалось, письмо от учительницы.
…Около часа продолжалась беседа с этим замечательным: умным, внимательным, добрым, чувствительным, креативным ребенком. Потом он в соседнем помещении выполнял задания при доброжелательном участии ассистентки: «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное» — ничего особенного. В кабинете в это время продолжался диалог с мамой — как обычно — озадаченной, обеспокоенной, растерянной…
В конечном счете, оба ушли воодушевленные и с надеждой. Во всяком случае, так выглядели. Ну, пожалуй, скорее мама. Если честно, только мама. Возможно…
А до этого дошло дело до письма учительницы. Приводится оно полностью, без купюр и какого-либо вмешательства.
«Рябинин Денис обучается МБОУ СОШ №5 города N с первого класса1. Сейчас учится в третьем классе — скоро начинается третья четверть. За время обучения показал средний уровень способностей. Школу посещает регулярно, болеет редко.
Денис выделяется в классе особенным поведением. Начиная с первого класса, мальчик на уроках пыхтит, стучит, топает ногами, постоянно подвывает, строит гримасы, тем самым мешая работать соседу по парте и всему классу в целом. На замечания учителя реагирует, но ненадолго. В течение первого класса с родителями неоднократно проводились беседы о сложном периоде адаптации их сына к школе. Настороженность вызывал тот факт, что ребенок посещал детский сад, и поведение на занятиях было для него не ново. Период адаптации прошел, а проблемы в поведении не уменьшились.
Он так же продолжает на уроках стучать, издавать различные звуки, корчить гримасы, невнимателен, зачастую занимается посторонними делами и не следит за работой в классе, на вопросы учителя часто отвечает, не подумав, с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий, объём классной работы в тетради зачастую выполнен наполовину. Классные работы неряшливы и небрежны, они характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя. Интерес к учебе не проявляет, постоянно приходится стимулировать его активность. В этом случае ученик выполняет задания в большей степени правильно.
На замечания учителя неохотно реагирует, замечания вызывают нескрываемое недовольство. Сейчас мальчик сидит один за последней партой. В течение всего времени обучения он сидел со всеми ребятами за разными партами. Из-за того, что Денис мешает заниматься, одноклассники и их родители просили пересадить их детей.
Наблюдения за учащимся подводят к мысли, что его поведение (невнимательность, гримасы, завывания, постукивания на уроке…) обусловлено не тем, что ему не хватает внимания — это не есть способ привлечь к себе, в его действиях нет и злого умысла. Он не замечает, что делает, так как в это время у Дениса наблюдается отвлечённый взгляд, он представляет, воображает что-то, живет в своем мире, в своей реальности. И это приводит к тому, что он не слышит учителя, “отсутствует” на уроке, не выполняет требования, не знает, какое задание выполняется, как его выполнить, что ведет к пробелам в знаниях, к неуспеху. И, как следствие, к неуверенности в себе, к потере интереса к учебе.
Нарушения в поведении влияют не только на школьную успеваемость, но и на его отношения с одноклассниками. На переменах часто совершает необдуманные поступки, не задумываясь о последствиях. Он не может долго играть с одноклассниками, устанавливать и поддерживать с ними дружеские отношения. Несмотря на это дети не отвергают Дениса, берут его в свои игры. Он с желанием участвует во всех играх, конкурсах, но при этом хочет быть лидером, победителем, капитаном команды, первым. Если этого не происходит, мальчик ведет себя агрессивно. Мальчик хочет общаться, старается, но не всегда у него получается.
На переменах он так же строит гримасы, подкатывает глаза, машет и выворачивает себе руки, с этим пристает к одноклассникам, из-за чего часто становится виновником конфликтов. Свою вину никогда не признает.
Не научился, не может организованно ходить строем в столовую, на физкультуру, на экскурсии и т.д. Всегда убегает вперед, прячется за углы, двери, выглядывает оттуда и кривляется.
У Дениса невозможно взять дневник, чтобы написать замечание или поставить неудовлетворительную оценку. Начинается истерический вой.
Снижен уровень волевой сферы, самоконтроль.
Особенность поведения Дениса является серьёзным препятствием для успеваемости.
Денис обладает способностью усваивать учебный материал на достаточном уровне.
Память развита, быстро запоминает и рассказывает сказки, басни, рассказы и стихи. Техника чтения выше нормы, с удовольствием читает, хорошо пересказывает и учит наизусть.
Мышление. Достаточно развито, анализирует, обобщает, систематизирует, сличает, делает логические выводы. Хорошо развито воображение.
Внимание. Непроизвольное, объем достаточный, слушает внимательно только в том случае, если ему интересно или под внешним контролем. Неустойчиво, часто отвлекается.
В индивидуальном общении спокоен, адекватен, рассудителен.
На вопрос, почему так себя ведет, ответить не может, говорит, что не знает».
Уже через час вызрел ответ.
Уважаемая Анна Ивановна!
Вы уже третий педагог СОШ №5 г. N, который направляет ко мне ребёнка с сопроводительным письмом. Вообще это большая редкость. Спасибо за Ваши тонкие и точные наблюдения, конкретное и детальное описание поведения Дениса и в целом его социальной ситуации развития.
Однако Вы не делаете никаких предположений о причинах такого поведения. Только в одном случае замечаете, что вряд ли его поведение обусловлено нехваткой внимания и что «в его действиях нет и злого умысла». Я с Вами совершенно согласен.
Итак, о причинах.
Ребенок выбирает поведение. Большей частью, этот выбор не осознается, но, тем не менее. Вы и сами видите, что из 26 детей примерно 20 выбирают поведение, которое Вас более или менее устраивает, то есть оно укладывается в рамки допустимого. В рамки того образа правильного поведения правильных детей, который сложился у Вас и, в целом, в школе, в системе образования. Причем некоторые дети гораздо ближе к этому сложившемуся образу, чем другие. Но есть 5–6 детей, которые выбирают поведение, выходящее за рамки. И среди них есть 1–2 ребенка, которые совершенно неприемлемо себя ведут. Денис попал в эту пару и, возможно, он — №1. Я думаю, в Вашей практике были подобные случаи, когда какой-либо ребёнок вел себя похоже или похуже, но, во всяком случае, тоже был номером один в плане неприемлемости поведения…
Вспомните, как и чем завершались такие случаи? В каком виде они остались в Вашем опыте, как они повлияли на Ваше становление и развитие как человека и профессионала? Что позитивного дал Вам этот опыт? Как он изменил Ваше поведение, Ваше взаимодействие с детьми? То есть, как эти случаи повлияли на Ваш выбор формы и содержания взаимодействия с детьми на уроках и вне уроков?
На выбор поведения ребенком (и взрослым тоже) влияют самые разные условия и факторы. В самом общем плане это:
1) его окружение и отношения:
- родители и другие домашние;
- их система отношений друг к другу;
- бытовые условия и семейный (домашний) уклад, в том числе, распределение обязанностей, особенности и формы родительского контроля и проч.;
- отношение родителей и домашних к ребенку (грубость, жестокость, понимание, потакание и т.д.);
- его сверстники и соседи и их отношения, особенности взаимодействия;
- его одноклассники, их взаимоотношения и отношение к нему;
- атмосфера в классе (что там является обычным, допустимым и неприемлемым);
- его учитель или учителя, отношение учителя к нему как личности в целом, отношение учителя к его поведению, поступкам и проступкам;
- отношение учителя к его родителям и наоборот;
2) особенности когнитивной сферы ребёнка:
- внимание (это Вы отмечаете), а, главное, наблюдательность как основание «правильного» внимания, восприятия, продуктивного мышления и проч.;
- развитие образного или абстрактно-логического мышления;
- развитие рефлексии;
- степень локальной децентрации (способность преодолевать детский интеллектуальный эгоцентризм и умение воспринимать точку зрения другого как тоже возможную);
- уровень операционального интеллекта (счетных способностей, вербальных способностей и проч.);
- уровень социального интеллекта (умение адекватно оценивать ситуации и адекватно реагировать);
- развитие репродуктивного и активного воображения.
3) особенности волевой саморегуляции и степень развитости произвольности, т.е. умение сознательно управлять своим поведением (здесь, как Вы совершенно точно отмечаете, Денис явно отстает от многих одноклассников, поскольку у него преобладает непроизвольное поведение, основанное на интересе, явной внутренней мотивации или яркой, значимой внешней мотивации). Более того, его поведение зачастую диктуется бессознательным и определяется стремлением избегания неудач (о чем скажу далее подробней);
4) его эмоции, чувства и переживания
- преобладание позитивных или негативных эмоций, чувств и переживаний и степень их самоопознавания и самопонимания, а также контролируемости (ну, здесь проблемы у большинства детей, поскольку лишь в возрасте 11–13 лет этот процесс уже приводит к качественным достижениям);
- умение выразить свое эмоциональное состояние в социально приемлемых формах (этого Денис не умеет, поэтому выражает свои эмоции и чувства так, как умеет, то есть неприемлемо с точки зрения школьных стандартов) — значит нужно научить его, рассказывая и, главное, показывая, как может реагировать человек, испытывающий чувство обиды, несправедливости, унижения, тревожность, страх). А что он видит (и не только в школе, но и дома, зачастую): раздражение, агрессию, выраженные в разной форме. Причем школа расписывается в своем бессилии, посылая письма родителям в дневнике ребенка: «ходил по классу и ел яблоко»; «воет», «хрюкает», не сделал то, сделал это (то есть не то, что нужно) и проч.
Это читается так: вот его действия, я сделать ничего не могу, делайте с ним что-то сами… Родители понимают, что они должны реагировать. Они реагируют, демонстрируя свое непонимание и бессилие: дергают его, раздражаются, агрессируют. И в этом замкнутом и, разумеется, порочном круге, ребенок пребывает большую часть времени. Он не справляется с этой невыносимой для него реальностью. Что же удивляться, если его психика не выдерживает нагрузки и стремится убежать от этой реальности? Куда? Да все равно куда… В компьютерные игры — там можно быть успешным, а если нет, то можно перезагрузиться и снова пробовать. Там нет постоянной критики со стороны окружающих. Это могут быть фантазии, грезы, мечты или, как у Дениса, набор довольно несвязных образов. Как Вы пишете: «воображает что-то, живет в своем мире, в своей реальности». Главное — не быть в реальности, где ты чувствуешь себя неуспешным, неспособным, плохим… Это могут быть какие-то занятия — вне школы, но не так легко это найти (не такой уж большой выбор в небольшом городке, да и трудиться нужно и есть риск неудачи). Именно поэтому он выглядит на уроках (где есть опасность остро почувствовать свою неуспешность) таким невключенным, отсутствующим. Его вой и слезы, да и другие проявления подобного рода — это его привычная форма выражения этого состояния страха неудачи, вечной тревоги… «У Дениса невозможно взять дневник, чтобы написать замечание или поставить неудовлетворительную оценку. Начинается истерический вой» Ну, во-первых, судя по дневнику, Вам все-таки нередко это удается, а, во-вторых, его сопротивление вполне объяснимо: подобная запись в дневнике — это материальная, то есть явная и публичная констатация его неуспешности — это все равно, что вывесить огромный плакат: «ДЕНИС НЕУДАЧНИК!», да так, чтобы никто не смог пройти мимо или не заметить. И этот диагноз, выраженный в ряде симптомов «воет на уроке», «хрюкает» и проч., — периодически отправляется родителям, которые, как говорилось выше, должны реагировать. Что они чувствуют при этом? Что их ребёнок не такой как другие (и сравнение не в его пользу), что они делают что-то не так, что они тоже неуспешны в своем родительском статусе. Он чувствует свою неуспешность, но не знает причин, они чувствуют его и, следовательно, свою неуспешность и тоже не знают причин. Я думаю, что и Вы тоже чувствуете свою неуспешность в этом конкретном случае, хотя явно стараетесь что-то сделать, что-то исправить, но у Вас не очень получается. И тоже не знаете причин. Потому что Вы — хороший учитель и у Вас, как правило, все получается. И такая неудача — угроза разрушения Вашего образа «Я — хороший учитель», Вашей позитивной профессиональной идентичности… Взаимодействие людей, чувствующих свою неуспешность, бессилие, не понимающих причин, не может быть конструктивным.
Вы думаете, что ребенок девяти лет способен точно описать и вербализовать свое состояние, свои переживания? Разумеется, нет.
А как правильно выразить это состояние? Примерно так, как я сейчас это описал. Именно поэтому (цитирую Вашу итоговую строку в письме): «На вопрос, почему себя так ведет, ответить не может, говорит, что не знает». Он действительно не знает. Вы тоже не знаете. Его родители тоже не знают. Он не способен объяснить причины своего поведения: «На переменах он так же строит гримасы, подкатывает глаза, машет и выворачивает себе руки, с этим пристает к одноклассникам, из-за чего часто становится виновником конфликтов. Свою вину никогда не признает». Конечно, не признает, потому что это поведение происходит как бы помимо его разума и воли. Его бессознательное определяет выбор поведения, и он интуитивно чувствует, что его вины здесь нет.
Что делать? Ну, то же я сказал и маме. Родительство — это постоянное понимание ситуации, в том числе, состояния ребенка, творчество и забота. Его цель помочь ребенку становится сильнее, увереннее, успешнее в жизни, в самореализации и проч. В принципе, работа учителя — о том же. И цель такая же. Ну, есть нюансы.
1. Найдите время и, главное, момент, когда он расслаблен и не чувствует опасности и тревоги. Я думаю, что это все же случается (нужна всего лишь наблюдательность…, а она точно есть у Вас). Скажите ему, что Вы обеспокоены тем, что ему плохо в школе, в классе (то есть ПРИСОЕДИНИТЕСЬ к типичному его состоянию в школе), что Вы хотели бы ему помочь. Предложите ему придумать какой-то тайный знак (некое действие, о котором будете знать только Вы и он). И когда он чувствует, что ему невмоготу, он, например, складывает ладони «домик вверх» или кладет правую руку на лоб или ещё что-то более или менее естественное (и не вызывающее удивленных взглядов). Порепетируйте с ним, повторив этот немой диалог несколько раз. Пообещайте отреагировать на это на уроке: что незаметно для других тоже сделаете этот жест или какой-нибудь иной, но, чтобы он знал, что Вы слышите и понимаете его. И что это специально для него. Это не удовлетворение потребности во внимании. Это удовлетворение потребности в существовании и, если хотите, психологическом комфорте… И это возможность установления неформальной, человеческой, личностной связи между вами… Конечно, Вы можете сказать, что у Вас 26 детей в классе. Да, но, повторюсь, большинство выбирает стандартное поведение: правильно ведут себя на уроке, а не так, как он, — «ходит по классу и ест яблоко» (как Вы пишете в его дневнике), «организованно ходят строем в столовую, на физкультуре, на экскурсии и т.д.» — цитирую Ваше письмо.
2. Программируйте, то есть поощряйте выбор конструктивного поведения. Прямо на первом уроке, когда Вы только здороваетесь с детьми, обратите их внимание на готовность Дениса быть СЕГОДНЯ собранным и внимательным. Попросите детей поддержать этот его настрой и его усилия, поаплодировав ему. Можно подойти к нему и пожать руку или дружески поддержать прикосновением (кто как может). Вообще, очень здорово, когда дети видят и чувствует, что учитель поощряет поддержку усилий человека стать сильнее, лучше, что-то преодолеть в себе. Тогда они чувствуют, что в этом классе их не подавляют, а помогают, не унижают, а поддерживают, а значит, им нечего бояться и тревожиться. Вообще, хорошо, когда дети видят и чувствуют, что именно принято и поощряется, а что неприемлемо и осуждается. Большинство детей принимает правила игры и это создает границы, которые сложнее перейти другим.
Я думаю, этого хватит, чтобы Денис минут 10–15 действительно старался быть включенным и собранным. Когда Вы увидите, что ему невмоготу или он выключается и «витает в небесах», остановите урок и скажите: «Дети, обратите внимание, что Денису удалось очень здорово вести себя на уроке и плодотворно работать. Но, возможно, что это нелегко ему дается. Давайте снова поаплодируем и поддержим его усилия». Разумеется, эту схему можно, во-первых, разнообразить — это и есть творчество педагога, во-вторых, применять не только по отношению к Денису. И, главное, повторюсь, так в классе создается атмосфера дружественной поддержки, иными словами, когда дети видят и чувствуют, что именно поощряется учителем, они и стремятся выбирать такое поведение. Во всяком случае, для начальной школы это характерно. Вообще, любой шаг педагога в процессе взаимодействия с одним ли ребенком или со всем классом должен предваряться внутренним вопрошением: «Что это даст в плане улучшения психологического климата в классе»? «Как это будет работать на цель»? — помочь детям (и отдельному ребёнку) становиться добрее, сильнее, увереннее, самостоятельнее, умнее и проч. (А разве есть более важная цель?) И если педагог не может прогнозировать последствия своего слова, шага, действия, поступка в русле этой цели (или, тем более, видит противоположный эффект), то значит, он делает не то, что нужно. Очень показательны следующие Ваши фразы: «Мальчик хочет общаться, старается, но не всегда у него получается». Это обнадеживает, так как он еще не отказался от попыток что-то изменить, это значит, что он примет помощь, если её правильно организовать и «подать». «В индивидуальном общении спокоен, адекватен, рассудителен». Точно, именно таким я его и видел на протяжении почти полутора часов. И если бы не рассказ его мамы и Ваше письмо, так бы ничего не узнал о его реальных проблемах. Выходит, что если он не чувствует себя напряженно, не находится в ситуации, когда от него ждут чего-то неприятного, не оценивают его и вообще нет угрозы психологического дискомфорта, то есть негативных эмоций, чувств, переживаний, угрозы полного разрушения «Образа-себя-как-нормального-человека», то он золотой? Ребенок, а зачастую и взрослый человек — это совокупность выборов и возможностей. Основания для того или иного выбора, реализации тех или иных возможностей присутствуют в каждом человеке. Однако все зависит от того, что происходит вокруг, от тех, кто находится рядом, от содержания и глубины проработки опыта, от того, что внутри. А что внутри? «Мы источник веселья и скорби рудник, Мы вместилище скверны и чистый родник. Человек словно в зеркале мир многолик, Он ничтожен и все же безмерно велик».
Успехов в Вашем нелегком и благородном труде,
с уважением, Е.Ч.
1 Все имена и названия изменены.
Источник: Черный Е.В. Письмо учительнице (обычный случай из практики) // Таврический научный вестник. Педагогика и психология: Сборник статей научно-практических семинаров факультета психологии Таврической академии, Симферополь, 23 мая 2018 года / Под общ. ред. М.Р. Скоробогатовой. Выпуск 2. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. С. 5–12.
Уже 15 лет я преподаю в вузе. Но примерно 15 лет перед этим работала психологом в школе, да и базовое образование у меня соответствующее: кафедра возрастной и педагогической психологии МГУ. Так что, наверное, имею право высказаться по теме статьи.
Хорошая, вроде бы, статья. Конечно, не без того, чтобы указать учителю, что это он не успешен. Ведь "...помочь ребенку становится сильнее, увереннее, успешнее в жизни, в самореализации и проч." должны, по версии автора, учитель и родитель". Он, автор-психолог, конечно, справился бы, но не царское это дело.
А теперь о главном, что вызвало мое несогласие. Автор пишет: "Ребенок выбирает поведение. Большей частью, этот выбор не осознается, но, тем не менее...", и в конце статьи снова: "Ребенок, а зачастую и взрослый человек — это совокупность выборов и возможностей".
Это верно только наполовину. Потому что ребенок, а зачастую и взрослый - это так же совокупность ограничений, обусловленных, особенностями его нервной системы, физиологии в целом и всем предшествующим опытом жизни. И, если есть серьезные отклонения от нормы, их надо диагностировать и корректировать специальными методами. Детей с логопедическими проблемами уже давно научились направлять к логопеду, не надеясь что ему поможет школьный учитель. Детей с физическими дефектами направляют на лечебную физкультуру или на операцию. А детьми с выраженными проблемами поведения должны заниматься психологи, или психоневрологи, или психиатры. В общем, - специалисты по работе с соответствующими нарушениями. А учитель должен выполнять работу в соответствии со своим образованием. И тогда все будут успешны.
А так-то рекомендации хорошие. Для работы с нормальными (извиняюсь, нормотипичными) детьми.
Крушельницкая Ольга Игоревна
доцент Финансового Университета РФ
, чтобы комментировать
А я тоже с предыдущим комментатором соглашусь. Учитель - ведь он же не психолог, он только общими подходами к детям владеть должен (доброжелательность, уметь привлечь внимание, заинтересовать и т.д.). А здесь - пусть и без конкретных диагнозов - ярко выраженное атипичное поведение. Учитель с этим не должен и не может разбираться.
, чтобы комментировать