16+
Выходит с 1995 года
16 октября 2024

Кто есть кто

Валерий Семенович Лазарев

Валерий Семенович Лазарев

Москва, Сургут

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почётный работник общего образования РФ.

Профессор кафедры психологии факультета психологии и педагогики, главный научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета.

Член диссертационного совета при ПИ РАО.

Член редколлегии журналов «Педагогика» и «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» .

Член жюри конкурса «Учитель нового поколения».

В 1965 г. окончил Московский машиностроительный техникум, в 1972 г. — Московский институт инженеров транспорта по специальности «Автоматика и вычислительная техника».

В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Комплексный метод психологического анализа эффективности управления: уровень производственной организации», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология стратегических решений».

В 1972-1975 гг. работал в проектно-конструкторском бюро по АСУ (Киев) инженером-конструктором, ведущим конструктором АСУ.

С 1975 г. — сотрудник отдела прикладных проблем психологии, с 1977 — заведующий лабораторией проблем психологии управления НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас Психологический институт РАО).

С 1987 г. работал старшим научным сотрудником психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующим отделом ВНИПИ труда Госстроя СССР, заведующим отделом ВНИИМИ Минздрава СССР, заведующим лабораторией объединения «Прогностика и перспективные НИОКР» ЦЭНДИСИ АН СССР, заместителем председателя правления АО «Интеграции научно-экономического потенциала».

В 1991-1992 гг. — советник министерства образования России.

В 1992-1998 гг. — директор НИИ управления и экономики развития образования РАО (позже — Институт управления образованием РАО).

В 1997-1999 годы входил в состав экспертного совета ВАК.

В 1998-2003 гг. — профессор Сургутского педагогического университета, Московского психолого-педагогического института, Института государственного управления и социальных исследований МГУ.

В 2004-2014 гг. — директор Института стратегических исследований в образовании (с 2005 — Институт инновационной деятельности в образовании) РАО.

Работал в Психологическом институте РАО — главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики. 

В 1996 г. избран членом-корреспондентом РАО, в 2008 г. — действительным членом РАО.

Основные направления исследований:

  • психология управления
  • психологические механизмы стратегического мышления руководителей
  • методы развивающего обучения руководителей
  • стратегия развития образования

Первым в России исследовал психологические механизмы стратегического мышления руководителей, создал теорию стратегического мышления, разрабатывал методы развивающего обучения.

В 1991 г. являлся одним из соруководителей разработки первой Федеральной программы стабилизации и развития российского образования.

Возглавив в 1992 г. НИИ управления и экономики развития образования РАО (впоследствии Институт управления образованием РАО), инициировал разработку проблематики управления инновационными процессами в образовании. Им создана научная школа развития образовательных систем на основе системного управления инновационными процессами в них. Выдвинул положение о том, что всякая образовательная система должна быть не только развивающей, но и развивающейся, и для этого в каждом образовательном учреждении наряду с образовательной системой должна действовать инновационная система. Разработал теоретическую модель системного развития школы.

Работая в Институте инновационной деятельности в образовании РАО, внес крупный вклад в становление и развитие нового направления научных исследований, получившего название «Педагогическая инноватика».

Основные публикации: более 180 работ, в том числе

  • Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы : Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений. — М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
  • Лазарев В.С. Психология стратегических решений. — М., 1994.
  • Лазарев В.С. и др. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образоват. учреждений. — М.: Новая школа, 1995. — 462 с.
  • Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. — 1995.
  • Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы. — 1997.
  • Лазарев В.С. Деятельностный подход к формированию целей педагогического образования. — М., 1999.
  • Лазарев В.С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. — М., 2000.
  • Лазарев В.С. Системное развитие школы. — М.: Пед. о-во России, 2002, 2003.
  • Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: учебник. — 2006.
  • Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности. — Сургут : ред.-издат. отдел Сургутского гос. пед. ун-та, 2007. — 162 с.
  • Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 351 с.
  • Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. — 2009.
  • Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. — Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2010. — 284 с.
  • Лазарев В.С. Инноватика в школе: учеб. пособие для системы педагогич. образования и повышения квалификации работников образования. — Екатеринбург ; Сургут : Гуманитарный ун-т: Сургутский гос. пед. ун-т, 2011. — 159 с.
  • Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 классов. — Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. — 135 с.
  • Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения : науч.-метод. пособие для работников школ. — М.: Авторский Клуб, 2015. — 136 с.
  • Лазарев В.С. Психология развивающего образования: учебник. — Сургут : РИО СурГПУ, 2018. — 182 с.; 2-е изд., доп. — М.: Народное образование, 2018. — 243 с.
  • Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. Управление школой в условиях перемен: учебное пособие. — М.: Русское слово, 2022. — 263 с.
  • Лазарев В.С. Проектная деятельность в 10-11 классах: разработка и защита индивидуального проекта: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: ВЛАДОС, 2023. — 133 с.

Награды:

  • Орден Почёта
  • Премии Правительства РФ в области образования (дважды)
  • медаль К. Д. Ушинского
  • золотая медаль РАО
  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в совершенствование системы подготовки кадров и развитие основ развивающего образования (на основе идей В.В. Давыдова) (2020)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Поздравления с днём рождения
  • Маргарита Дмитриевна Синица

    С праздником, уважаемый Валерий Семенович! Желаю долгих лет жизни и крепкого здоровья! Чтобы близкие были рядом и всегда поддерживали!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»