16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024
Легенда об агрессии и ее влияние на психоанализ

Текст доклада на конференции «Агрессивность в жизни и в терапии» в рамках XV Летней школы ЕКПП (г. Санкт-Петербург, 28–30 июня 2019 г.).

Уважаемые дамы и господа!

Я убежден теперь, что самые конструктивные позиции Фрейда, теоретические и методологические, принадлежат периоду его творчества до 1920 г., то есть до появления концепции влечения к смерти. Это относится среди прочего и к феномену агрессии. Как вы помните, в конце 10-х гг. прошлого века Фрейд сменил первую дуалистическую теорию влечений на вторую, основанную на биполярности Эроса и Танатоса, и она стала основополагающей для многих поколений классических аналитиков. Вне зависимости от того, рассматривали ли они агрессивность как производную влечения к смерти или нет, но в аналитической теории и методологии надолго укоренилась дихотомия «сексуальности и агрессивности», она же — дихотомия «любви и ненависти», «позитивных и негативных репрезентаций» и так далее. Специалисты «постклассической» ориентации ведут анализы пациентов вплоть до вскрытия исходных «либидинозных» и «деструктивных» интроектов, импульсов и побуждений, исследуя их влияние на судьбу индивида. Я сам начинал с этого свой путь, но со временем первый фрейдовский дуализм, то есть дуализм влечений Я и либидо, стал выглядеть для меня более оправданным, чем второй. Как это произошло?

Всем нам хорошо знакомы пациенты, которые на определенной стадии терапии наполняют ситуацию так называемой агрессией. Они начинают открыто сомневаться в компетенции аналитика, обвинять его или высмеивать, предъявляют завышенные до нереалистичности требования, угрожают, доходят порой до оскорблений и т.п. Трудно ли работать с таким собеседником? Я сказал бы, не столько трудно, сколько сложно — это приблизительно то же различие, что между работой грузчика и нейрохирурга. Понятие трудной работы ассоциируется у меня с совсем другой категорией анализандов, которых я когда-то обозначил термином «невыносимый пациент».

Для взгляда со стороны ничего невыносимого в этих пациентах нет. Это люди, ничем или почти ничем не отличающиеся от большинства тех, с кем доводится общаться и в кабинете, и в обыденной жизни. Они не нападают, не стремятся прервать анализ при первой неудаче, они соблюдают договоренности, не совершают шагов, угрожающих аналитической ситуации. Что объединяет их для меня в категорию невыносимых? Только одно: ясное ощущение, что, будь на моем месте другой специалист, в коммуникации ровно ничего бы не изменилось. Я мог бы быть для этих людей кем-то другим, как могли бы быть другими кресла в моем кабинете или шторы на окне: иными словами, в этих отношениях нет меня. Невыносимы не пациенты как таковые — невыносимым становится сам процесс. И независимо от воли и сознания я сам начинаю разрушать его, как бы не дождавшись этого от своего собеседника. Чтобы объяснить происходящее, коснусь для начала темы агрессии как таковой.

Проблема сути и природы этого явления очень непроста. Фрейд в конце концов остановился на понимании агрессии как одного из первичных позывов, и эту точку зрения разделяли многие аналитики постклассического направления, вплоть до Отто Кернберга. Однако Дэниел Стерн видел в ней вторичную реакцию на фрустрацию; Рональд Фейрберн — реакцию на угрозу человеческому Я как основе личности, Когут — производную нарциссической уязвимости субъекта. Винникотт описывал ее как некий «жизненный аппетит», с которым субъект «поглощает» (осваивает) реальность; к этой же позиции был близок Рене Шпиц, рассуждавший об агрессии как энергетической мере действия. Прийти к окончательному консенсусу, к единой теории этого феномена исследователям так и не удалось.

Напомню, что так называемая первая дуалистическая концепция Фрейда опиралась на исходную биполярность влечений Я и либидинозных влечений. Борьба Я и либидо была для Фрейда вечной борьбой принципов удовольствия и реальности, через которую он долгое время объяснял не только рождение неврозов, но и большую часть динамики психических процессов в целом. В рамках этой модели существенного внимания агрессии Фрейд не уделял. Еще в 1909 г. он сообщал, что не может заставить себя признать существование отдельного агрессивного влечения на равных основаниях с другими. В эти годы он в чем-то был близок к Альфреду Адлеру, полагая, что любое влечение может реактивным образом стать агрессивным. Его позиция изменилась с середины 1910-х годов под влиянием исследований нарциссизма, которые показали, что дуализм Я и либидо-влечений актуален лишь при условии либидинозной связи субъекта с внешним объектом. К 1920 г. Фрейд простился с ранним дуализмом и сменил первую биполярную модель на биполярность влечений к жизни и смерти. Производной последнего и стала агрессия — влечение к смерти, перенаправленное на внешний мир, т.е. теперь утверждалась ее не реактивная, но инстинктная природа. Другими словами, из средства она превратилась в цель.

Но на этом фоне оказались практически забыты влечения Я, которым Фрейд не уделял особого внимания и до 1920 г. Возможно, одной из причин стало то, что аналитики еще не приблизились к пониманию огромной разницы между биологическим инстинктом самосохранения и потребностью в защите хрупкого ядра собственного Я. Они заговорили об агрессивном потенциале, о смещении и сублимации агрессивности или агрессивном инвестировании, куда реже упоминая о тенденциях к самосохранению или сохранению объекта. Похоже, мало кто обратил внимание, что Фрейд связывал понятие агрессии с различными видами психической активности, выражаемыми в форме сопротивления, нападения или овладения объектом, но в любом случае возникающими в борьбе Я за самосохранение и выживание. Вместе с тем были и исследователи, для которых наиболее принципиальным стало различие между формами агрессии в животном и человеческом мире. Из них ярче всего вспоминаются Роберт Уэлдер и Эрих Фромм. Фромм предлагал четко разделять доброкачественную агрессию, исходящую от животного начала субъекта и сугубо реактивную по природе, и злокачественную, чисто человеческую и как будто не имеющую иных целей, кроме самой себя. Уэлдер вообще не связывал агрессию с жизнью влечений, утверждая, что она всегда вторична по отношению к фрустрации. Однако среди людей эта фрустрация не всегда обусловлена реальными факторами, и поэтому именно не-инстинктная природа агрессии создает возможность зла. Теория Фрейда могла бы пойти другим путем, если бы в поле ее зрения оставалось влечение к самосохранению не физическому, а психическому, угрозу для которого создает нарциссическая уязвимость субъекта и рождаемые ею фантазии.

Что такое агрессия по сути? Мне кажется наиболее конструктивным понимание ее как энергетического катексиса действия, направленного на преобразование. Именно так рассматривали ее, например, Шпиц и Винникотт. Любая попытка преобразования чего бы ни было является агрессивной; агрессия сама по себе лишь энергетическая мера. Агрессия в отношениях преследует цель что-то в них переменить; мы воспринимаем человека как агрессивного, когда он вкладывает в попытку повлиять на характер коммуникации большее количество энергии, чем нам кажется уместным. Заметим, что ему самому это количество видится вполне оправданным, и я повторю то, что много раз говорил и писал: не существует объективно неадекватных проявлений — они принимаются нами за таковые только потому, что не укладываются в рамки нашей собственной субъективности. В обыденном сознании агрессия тесно связана с ненавистью, представляемой как антитеза любви. На мой взгляд, эта дихотомия не вполне корректна: недаром говорят, что от любви до ненависти один шаг. Они тесно соседствуют, легко переходят друг в друга и порой практически неразличимы. Диапазон чувств я представил бы не в виде линейной шкалы, а в виде круга, в некоей точке которого располагаются любовь и ненависть, а в точке на другом конце диаметра — безразличие, отстраненность. И если теперь растянуть этот круг в линию, нам предстанет шкала чувств не от любви до ненависти, а от предельного эмоционального насыщения до нулевого, от полного энергетического катексиса объекта до полного декатексиса. Вот что я имею в виду, говоря, что первый фрейдовский дуализм видится мне более оправданным, нежели второй: не биполярность любви и ненависти или сексуальности и агрессивности, но биполярность Я и либидо, биполярность эмоционального наполнения и опустошения объекта, захваченности объектом и отстранения от него.

Суммируя сказанное, можно рассмотреть агрессию в терапевтической ситуации в следующем ракурсе: она предстает не как угроза разрушения терапии, но как инвестиция средств формирования тех отношений, в которых пациент испытывает потребность. Ведь и конфликты в отношениях супругов чаще всего обусловлены желанием не разрушить семью, а сохранить. Балинт описывал архаичные потребности субъекта, проявляющиеся в терапии при определенной глубине регрессии: окнофилическую (в слиянии с объектом) и филобатическую (в уходе от объекта). Обе эти крайности нуждаются в удовлетворении в допустимых рамках. Оно становится залогом формирования нормальной коммуникации, то есть оптимального баланса сближения и отстранения. Агрессия как энергетическая подпитка любви и ненависти, если она не воспринимается терапевтом как патологический фактор, позволяет данный баланс обрести.

Вернусь к проблеме пациентов, которых я объединил в категорию невыносимых. Парадоксально, но, на мой взгляд, подобная стерильная ситуация может быть рассмотрена как апофеоз деструктивности. В принципе деструктивный характер отношениям придает нарциссическая уязвимость. Самосохранение реализуется в форме борьбы за сохранность грандиозного Я. Степень опасности для субъекта тем выше, чем более его Я наполнено фантазиями величия. Если представить грандиозность достигшей абсолюта, предельной степени, чувство угрозы становится невыносимым, и спасением оказывается уход в филобатическое пространство, абсолютное дистанцирование, превращение объекта в ничто. В моем понимании фрейдовского дуализма это тотальная реализация потребности самосохранения в ущерб потребности в объекте: последняя просто перестает существовать.

Я вовсе не хочу сказать этим, что в лице невыносимого пациента сталкиваюсь с носителем некоей злокачественной нарциссической патологии. Все эти люди повседневно живут в поле эмоционально насыщенных связей, они способны на любовь и на ненависть, во множестве форм и проявлений и во множестве степеней интенсивности. Аналитическая ситуация, по-видимому, просто воспринимается ими как «зона повышенной опасности», где следует абстрагироваться от личности собеседника во избежание нарциссических ран. Повторю, что «невыносимость» подобных пациентов является исключительно моей проблемой, связанной с тем, что я ощущаю необходимость живого контакта с собеседником — неважно, наполнен этот контакт чувствами со знаком «плюс» или «минус». Безусловно, переживание «отсутствия» в коммуникации затрагивает мои собственные нарциссически уязвимые области — дело не в этом. Я упомянул этих людей потому, что именно опыт общения с ними подвел меня к мысли о правомерности ранних идей Фрейда — в несколько измененной форме. Движущей силой человеческих импульсов, желаний, поступков и развития служит не взаимный антагонизм инстинктных влечений, а постоянная борьба между потребностями в объекте и в нарциссическом самосохранении, поиск баланса между сближением и отстранением. Его нахождение превращает объект в полноценный субъект. Динамика отношений, выстраиваемых моими пациентами, могла бы быть наиболее корректно описана не через конфликты позитивных и негативных стремлений, а через дилемму «слияния» и «сохранения безопасного status quo». Эта мысль может выразиться и проще: базовой потребностью субъекта является потребность быть принимаемым таким, какой он есть. Будучи слишком удален, ты не увидишь, каков я есть, а став ближе и увидев — не примешь меня таким. Именно этот факт делается причиной формирования того, что Винникотт назвал ложной самостью. Психоанализ предоставляет человеку поле, в котором он обретает возможность быть собой, не стесняясь ограничениями ни ненависти, ни любви. Любовь — не антитеза ненависти: антитезой любви и ненависти является равнодушие, отстраненность; любовь и ненависть подразумевают эмоционально насыщенную коммуникацию и делаются важными компонентами терапевтических связей. Агрессия как энергетический катексис обслуживает оба этих компонента в пространстве развивающихся отношений, и в данном процессе происходит то, что я называю излечением через любовь.

Говоря об излечении через любовь, я имею в виду, что эмоционально насыщенные отношения между пациентом и аналитиком, при условии обеспечения первому из них максимально возможной степени свободы, спонтанно развиваются и в итоге позволяют выйти на уровень нового отношения, компенсирующего, выражаясь языком Балинта, «базисный дефект». Во взаимодействии рождается новая коммуникация, и агрессия в ней играет роль регулятора сближения и дистанцирования. Еще раз повторю, что функция агрессивных импульсов в аналитической ситуации состоит не в разрушении отношений, а в их созидании — в том формате, в котором нуждается пациент.

С «невыносимыми пациентами» я работал в соответствии с принципами субъект-ориентированного подхода: искренне говорил им о своих чувствах. И моя открытость приносила плоды. И это убеждало меня в том, что аналитик вправе испытывать любые чувства во взаимодействии с пациентом, и не только испытывать, но и выражать их. Хотя вопрос о его праве на выражение боли или ненависти остается дискуссионным, я думаю, что по сути это и есть выражение любви: «я могу посвятить тебя в свою ненависть, так как люблю тебя и знаю, что ни тебя, ни меня она не разрушит». Именно это, на мой взгляд, станет для пациента опытом, укрепляющим в чувствовании того, что его принимают таким, каков он есть (а не только приятным и удобоваримым). И это становится важным шагом к «излечению через любовь».

Литература

  1. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М.: Класс, 2018.
  2. Кохут X. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. — М.: Когито-центр, 2003.
  3. Фейрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу. — М.: Канон, 2020.
  4. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Фоли, 2013.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ, 2009.
  6. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. — М.: Канон, Реабилитация, 2015.

Источник: Рождественский Д.С. Легенда об агрессии и ее влияние на психоанализ // Теория и практика психоанализа. Ежегодный сборник научных трудов: Выпуск 5. 2019–2020. М.: КРЕДО, 2020. С. 154–159.

Фото: сайт НИЦ ВЕИП

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Конфликт в обществе и на кушетке: размышляют психоаналитики
    14.06.2022
    Конфликт в обществе и на кушетке: размышляют психоаналитики
    О внешнем давлении, вызванном нестабильной ситуацией в мире, и внутренних конфликтах, а также о психотерапии в новых условиях, рассуждают Л.Коварскис, В.Лейбин, Л.Комарова, С.Курал и А.Корюкин.
  • Боевой посттравматический стресс
    18.05.2022
    Боевой посттравматический стресс
    Нередко основная причина посттравматического стресса — «травма прошлым», то есть никак не забываемое событие, чрезвычайно выходящее за пределы обычного опыта жизни человека. Но причиной ПТСР может оказаться и «травма нынешней жизнью».
  • М. Решетников «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого»
    12.08.2019
    М. Решетников «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого»
    «… мы имеем дело с качественно новыми проявлениями человеческой агрессивности и ее частным проявлением – суицидальности, которые остаются недостаточно исследованными».
  • Психоаналитическая концепция агрессивности
    02.04.2019
    Психоаналитическая концепция агрессивности
    Доклад «Психоаналитическая концепция агрессивности (к 150-летию со дня рождения А.Адлера)» состоялся в рамках Международного конгресса «Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья!». Решетников Михаил Михайлович – д.пс.н., к.м.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, член Правления Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (Австрия) и Президент ЕКПП-Россия...
  • О социально-психологической природе деструктивного поведения
    30.10.2018
    О социально-психологической природе деструктивного поведения
    Понятием деструктивности объединяются: внутреннее содержание психической сферы и поведенческие феномены, проявляющиеся в фантазийной или реальной агрессивной направленности на разрушение объектов и/или субъектов. В большинстве случаев понятия деструктивности и агрессивности объединяются, хотя логичнее было бы соотносить деструктивность - с психическим процессами, включая саморазрушительные, а агрессивность – с поведенческими феноменами, направленными на внешние объекты...
  • О психастенических и психастеноподобных пациентах России. Часть 3
    11.04.2024
    О психастенических и психастеноподобных пациентах России. Часть 3
    Вниманию читателей — третья часть пособия проф. М.Е. Бурно для психотерапевтов и клинических психологов с врачебной душой.
  • Психологические и личностные особенности младших школьников, имеющих склонность к девиантному поведению
    10.04.2024
    Психологические и личностные особенности младших школьников, имеющих склонность к девиантному поведению
    «…дети с такими особенностями поведения имеют более низкий эмоциональный интеллект, по сравнению с группой детей без склонности к девиантному поведению».
  • Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков
    06.04.2024
    Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков
    «С одной стороны, полученные факты говорят о роли право- и левополушарных функций, касающихся восприятия и оценки времени… С другой — левшество более ярко демонстрирует наличие склонности к разным формам девиантного поведения».
  • Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    02.04.2024
    Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    «Говоря о вооруженных нападениях на школы, неверно считать, что все случаи (и все нападающие) были идентичны: напротив, они отличались по личностным качествам, семейной истории, психическому здоровью».
  • Психология сетевой толпы как субъекта политического экстремизма
    27.03.2024
    Психология сетевой толпы как субъекта политического экстремизма
    «Сетевая толпа превратилась в инструмент конструирования воспринимаемой ее участниками реальности, формирования идентичности, групповых мнений и настроений с претензией на массовый охват аудитории».
  • Размышления о тайне отцовской любви, или О чем молчат мужчины?
    22.03.2024
    Размышления о тайне отцовской любви, или О чем молчат мужчины?
    «…обозначим чувство, о котором молчат мужчины и скрывают отцы, — неуверенность в идентификации с отцовской ролью как своеобразная внутренняя амбивалентность отца: любовь и архаическая агрессивность».
  • Устранение агрессии умственно отсталых детей
    21.03.2024
    Устранение агрессии умственно отсталых детей
    «Глубоко умственно отсталый ребенок не может подумать: “Я пойду и стукну его!” Он живет сейчас, не загадывая вперед. Поэтому его поведение не агрессивное, а вызывающее. Увидев причину вызывающего поведения, мы сможем предотвратить его агрессию».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»