
Доктор психологических наук, профессор.
Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Академик МАНПО.
В 1973 г. окончила МГПИ им. Ленина.
В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников», в 2000 г. - докторскую диссертацию на тему «Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства».
С 1975 г. работала научным сотрудником лаборатории личности в коллективе НИИ ОПП АПН СССР (сейчас ПИ РАО).
С 2001 г. - профессор кафедры возрастной психологии МГППУ.
Заведовала лабораторией «Социальная психология детства» Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Читала курсы лекций по психологии современного ребенка в МГУ, МПГУ и других вузах.
Область профессиональных интересов:
- духовно-нравственное развитие современного ребенка
- социальная психология детства, ребенок в современном мире
- отношения ребенка в детской субкультуре
- детская картина мира и факторы ее трансформации в современном мире
- игрушка и антиигрушка
Автор и разработчик научного направления «Социальная психология детства». В.В. Абраменкова предложила новый социогенетический подход к анализу отношений ребенка (в том числе гуманных отношений) в детской субкультуре, концепцию и оригинальный методический инструментарий в изучении детской картины мира и факторов ее трансформации в последние десятилетия. Намечены пути гармонизации отношений ребенка в современном мире.
Участник парламентских слушаний по проблемам детства Госдумы, член Общественного консультативного совета по духовно-нравственной культуре общества при Департаменте образования города Москвы. Выступала экспертом в области психологии Генпрокуратуры.
Ведет семинары для педагогов и родителей в регионах РФ, популяризирует психологические знания на страницах центральной прессы, по радио и телевидению. В 1990-91 гг. по приглашению Бостонского института К.–Г. Юнга (США) проводила семинары, читала лекции, выступала перед старшеклассниками.
Награды:
- победитель Всероссийского конкурса по Центральному Федеральному округу на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы – средней школе» (2008)
- Грамоты РАО и Департамента образования города Москвы
- Орден Святой княгини Ольги
Основные публикации: автор монографий, учебных пособий, статей и научно-популярных книг, в том числе
- Ценность детства в современном мире и образовании: Монография / В.В. Абраменкова. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 232 с.
- Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ; МОДЭК, 2000. - 413 с.
- Социальная психология детства: Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
- Социальная психология детства: учебник: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Абраменкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 509 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В.В. Абраменкова и др.; под ред. С.Ю. Циркина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Питер, 2004. - 895 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В.В. Абраменкова и др.; под ред. С. Ю. Циркина. - СПб: Питер, 1999. - 748 с.
- Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции, 1-2 апреля 2012 года / редколл.: Абраменкова В.В. и др. - Пенза: Социосфера, 2012. - 250 с.
- Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации» / В. Абраменкова. - М.: Даниловский благовестник, 1999, 2001. - 141 с.
- Сорадование и сострадание в детской картине мира / В. Абраменкова. - М.: Эко, 1999. - 224 с.
- Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2006, 2008, 2010.
- Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком: игрушки лечат, игрушки готовят к школе / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2008. - 93 с.
- Ребенок в «заэкранье»: кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2008, 2009.
Награды:
- орден «За вклад в литературу России XXI века» по итогам литературной деятельности за 2000-2020 гг.
- медаль «Цветаевские костры» им. М.И. Цветаевой
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Кукла как культурный код: пеленашка VS барби
- Безопасное развитие раннего детства
- Детские тайные языки: языковая безопасность в детском сообществе
- Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства
- К психологии детского героизма: дети в Великой Отечественной войне
- Что делать? Руководство для родителей в период карантина