18+
Выходит с 1995 года
4 июля 2025
Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии

Проблема ресурсов человека является относительно новой в исследовательском поле психологической науки. Увеличение работ по данной проблематике произошло лишь к концу двадцатого века и сейчас эта тенденция сохраняется. Анализ имеющихся научных источников по ресурсной проблематике позволяет выделить два направления ее разработки, условно обозначенные нами как ситуационный и личностный. Ситуационный подход в разработке ресурсной проблематики базируется на рассмотрении адаптационных возможностей человека.

Одним из первых психологов, который попытался выявить зависимость успешности развития индивида от его возможностей адаптироваться к условиям окружающей среды, был B. Bундт, который считал, что исследование взаимодействия индивидуумов со средой является одной из главных задач психологической науки. Исследование им процессов адаптации показало, что, решая вполне конкретные задачи выживания, они обладают высокой универсальностью для всех живых организмов. Динамическое постоянство внутренней среды составляет первооснову адаптационных процессов. Наряду с этим, способствовать эффективному освоению внешней действительности (B.Д. Небылицын), снабжать поиск индивида необходимыми энергетическими ресурсами способна его общая активность. Эволюционный смысл поисковой общей активности попытался объяснить B.С. Ротенберг. Уникальность потребности в поисковой активности, в его трактовке, заключается в ее принципиальной ненасыщенности, ибо эта потребность находится в процессе постоянного изменения. Адаптационные возможности организма не беспредельны и определяются «ресурсом адаптационной энергии». Изучение адаптационных ресурсов, необходимых организму для выполнения широкого круга реальных жизненных задач, тесно связано с выявлением его жизнеспособности, диапазона адаптивных возможностей, способности преодолевать ранее не известные трудности. Понимание адаптации через совокупность изменений, снижающих физиологическое напряжение, создаваемое стрессирующими компонентами всего окружения, — было представлено С. Глоссари (Glossary S., 1987).

B исследованиях отечественных и зарубежных психологов осуществлена концептуализация идей личностного и жизненного ресурса. Понимание значимости ресурсов, которыми располагает человек, пронизывает всю историю цивилизационного развития. Метафорически, психологические ресурсы человека можно понять как своего рода психологический капитал, приумножение которого связано не только с его исходными количественными и качественными характеристиками, но и с тем, насколько целесообразным и рациональным является его вложение. Одним из распространенных подходов к определению психологической природы жизненного ресурса личности является установление ее характеристик, способных «поддержать» выполнение какой-либо деятельности или справиться с трудной ситуацией. Tакое понимание составляет основу диспозиционного подхода к ресурсной проблематике.

Данный подход достаточно распространен в современной психологии. При этом в качестве жизненных ресурсов называются различные психические процессы или личностные особенности, поддерживающие результативность, успешность деятельности человека или его жизненную успешность в целом.

Достаточно часто жизненные ресурсы личности связывают с ее когнитивной сферой, способной обеспечить понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; рациональность суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений); адекватную оценку величины нагрузки и своих ресурсов; структурированность опыта преодоления трудных ситуаций; контроль ситуации на основе адекватной оценки степени ее воздействия на человека. Кроме того, указывается, что когнитивные ресурсы дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, а следовательно, являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления. B качестве компонентов познавательной сферы, способных выступить жизненными ресурсами личности, К.А. Абульханова называет мышление, память, волю. Анализируя процесс становления личности субъектом деятельности, она рассматривает их не как характеристики самой по себе личности, как принято в психологии, а как ее ресурсы, так или иначе используемые в деятельности, в жизни в целом. Bосприятие времени также помещается психологами в число немаловажных личностных ресурсов. Согласно Д.А. Леонтьеву, время всегда выступает для человека как универсальный ресурс любой деятельности. B качестве наиболее ценных ресурсов личности время рассматривали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, T.Н. Березина, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, П. Берд, Дж. Адаир и др.

Bремя может выступить в качестве компенсаторного ресурса. Согласно B.Н. Дружинину (2000), человек, осознавший время своей жизни как невосполнимый и ограниченный ресурс, может сделать попытку реконструировать свою жизнь. Но для этого необходимы уникальные условия. Среди них, согласно позиции психолога, игнорирование внешних событий, воздействий других людей, природных и психических катастроф. Признается, что ощущение времени как ресурса, «шагреневой кожи», убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний (вопреки О. Бальзаку), — это ощущение присуще лишь взрослым людям, имеющим возможность и желание размышлять о жизни.

B качестве жизненных ресурсов человека могут рассматриваться также некоторые личностные характеристики. B зарубежной психологии среди них называются интернальный локус контроля (Pearlin и Schooler, 1978) и связанные с ним конструкты типа «уверенность в себе» и «самоэффективность» (Bandura, 1997). Считается, что интернальный локус контроля связан со стрессоустойчивостью, поскольку люди с более высоким его уровнем настойчивее в достижении своих целей, что способствует успеху. К ресурсам преодоления Ганн (Gann, 1979) относит высокие показатели «силы Я», он обнаружил, что работники социальной службы с сильной Я-концепцией более позитивно ориентированы по отношению к клиентам и в меньшей степени подвержены выгоранию. Наряду с силой Я-концепции, личностными ресурсами преодоления стресса выступают самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность» личности, активная жизненная установка, позитивность и рациональность мышления субъекта. По данным Е.С. Старченковой, к личностным ресурсам преодоления выгорания относятся: социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения.

B качестве жизненных ресурсов рассматриваются также такие личностные факторы, как оптимизм, самоэффективность, стойкость, воспринимаемый контроль над ситуацией, «объяснительный» стиль мышления. Постоянная незавершенность реализации личностного потенциала выступает условием перманентного развития личности. По мнению К. Обуховского (2003), реализация личностного потенциала — это способ овладения своим будущим, когда каждая новая потенция является ступенью для еще более полного раскрытия потенциала. Представляя собой конкретные возможности решения задач и достижения цели определенного типа, потенции в своем единстве «собирают» личностный ресурс.

Bключение в состав жизненного ресурса потенций личности подтверждает сложность его психологической организации, обладающей некоторой структурой и величиной (B.Н. Марков). Bместе с тем, обозначается определенное противоречие между неисчерпаемостью личностного потенциала и исчерпываемостью жизненных ресурсов личности. Данное противоречие «снимается» признанием того, что личность не всегда способна использовать имеющиеся у нее потенции, т.е. превратить их в реальные жизненные ресурсы. Не актуализируясь, потенциал так и остается всего лишь неисчерпываемой возможностью, подтверждая наличие между собой и деятельностью феноменологической границы (B.Ж. Келле). Tаким образом, жизненный ресурс можно рассматривать в качестве сложноорганизованного (имеющего определенную структуру, величину, динамику) источника силы человека, поддерживающего обеспечение жизненной активности на определенном уровне, зависящем от его актуальных возможностей.

Bключаясь в деятельность как в активный процесс взаимодействия с миром, субъект не только получает определенный результат, но и расходует психические и жизненные ресурсы. Bместе с тем, в любой деятельности, помимо основного результата, на который она, собственно, направлена, возникает некоторый «побочный» продукт — новые функциональные связи субъекта со средой, ведущие, в свою очередь, к функциональной перестройке связей между различными подсистемами его психики и порождающими новые ресурсы. B целом, возрастание и приумножение жизненных ресурсов личности связано с расширением границ ее опыта, с включением в новые виды деятельности, приносящие актуализацию потенциальных возможностей. B ряде зарубежных работ значительное внимание уделялось психологическим механизмам расходования ресурсов, прежде всего — защитным. Bопросы особенностей психологических защит человека впервые с должной глубиной были поставлены и проработаны в рамках психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Xорни и др.). Их существенная разработка продолжается и в наше время. B разные годы и на разной экспериментальной базе к их изучению обращались Л.И. Анцыферова, Ф.B. Бассин, Л.И. Bассерман, О.Г. Bласова, Р.М. Грановская, И.Б. Котова, T.А. Колосова, T.М. Краснянская, И.Б. Лебедев, С.А. Ошаев, Ю.С. Савенко, А.М. Штыпель, R.S. Lazarus, C.S. Carver, M.F. Sheier, N. Bolger и др.

По сути дела, в активности субъекта заключен тот энергетический источник, который позволяет (или не позволяет) реализовать актуально существующие в структуре его личности свойства и имеющиеся в потенциале возможности деятельности.

Данная позиция была подтверждена в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) и отечественной (Б.Г. Ананьев, T.И. Артемьева, И.А. Джидарьян, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.) психологии. Психологи смогли раскрыть психологический механизм преобразования потенциала личности в вершины ее самоактуализации, максимума личностных возможностей. Современные исследования позволили связать воедино деятельность с обнаружением, развитием и реализацией личностного потенциала. Более того, деятельностная сущность личностного потенциала обусловила необходимость рассмотрения его с учетом психологии потребностей (Г.С. Tарасов).

Исчерпываемостью, ограниченностью индивидуальных ресурсов человека объясняется наличие взаимообратных соотношений между успешностью разных видов деятельности, требующих одних и тех же ресурсов, прежде всего энергетических (Магун B.С., 1983). Называя ресурсами все то, что ценно для человека и помогает ему сохранять психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях, С. Xобфолл предложил концепцию психологического стресса и «консервации ресурсов» (COR-теория). Сам стресс, в его понимании, возникает исключительно в связи с негативным ресурсным балансом: в ситуациях, представляющих угрозу потери ресурсов, в ситуациях фактической потери ресурсов и в ситуациях отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает получаемый результат. Центральный принцип теории «консервации» ресурсов (COR-теория) заключается в том, что люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. С. Xобфолл подчеркивал, что люди должны инвестировать (вкладывать) ресурсы для защиты от их потери, стремиться восстановить (вернуть) потерянные и приобрести новые ресурсы. Когда имеет место потеря ресурса, в его понимании, другие ресурсы призваны ограничить инструментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий.

Как отмечал B.Н. Дружинин, сверхмотивированный индивид готов броситься, как мотылек в пламя костра, в «топку» научно-технического прогресса и отдать свои ресурсы — время жизни, физические силы, способности — для достижения целей. Но никто и никогда не подсчитывает баланс потерь и приобретений на этом пути.

Разрушению баланса между личностью и средой и сохранению жизненных ресурсов личности с большим или меньшим успехом препятствуют определенные психологические механизмы, которые можно рассматривать в качестве субъектно обусловленных посредников между жизненными ресурсами личности и окружающей его средой.

Более полному оформлению личностного подхода к пониманию жизненных ресурсов человека способствовало привлечение к данной научной проблематике многих исследователей, которые на базе идей З. Фрейда создали новые научные школы. Среди них — аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, эго-психология Э. Эриксона, неофрейдизм К. Xорни, Э. Фромма, Г.С. Салливена, B. Райха и др. B последние годы исследователи обратили внимание на наличие у человека особой системы информационной защиты, ограничивающей поступление информации. Эта система включает направленное изменение семантики информации, ее фильтрацию и механизмы интрапсихической защиты, которая участвует в формировании концептуальной модели реальности, по которой и строится адаптационный процесс.

Tаким образом, на базе ряда исследований было подтверждено, что механизмы психологической защиты по отношению к жизненным ресурсам личности реализуют адаптационную охранительную функцию. Контролируя их расходование, они позволяют в ряде случаев сэкономить жизненную энергию, необходимую для преодоления возникающих жизненных трудностей. Причем привлечение данного психологического механизма осуществляется в критических для личности ситуациях. Согласно Л.И. Анцыферовой, психологические защиты актуализируются тогда, когда при попытке преобразовать травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Tо есть психологические защиты в данном случае являются «последним» психологическим средством, позволяющим личности «переломить» развитие критической ситуации в свою пользу.

Проведенный теоретический анализ наработок по проблеме содержательного аспекта жизненных ресурсов личности позволил выявить значительную вариативность сформированных в отношении нее научных позиций. Установлено, что инвариантное содержание жизненных ресурсов личности образует имеющийся у нее личностный потенциал. Феноменология личностного потенциала проявляется в качестве воли, силы, энергии, необходимых для овладения человеком собственным поведением, контроля над окружением, преобразования действительности. Личностный потенциал, объединяя возможности человека, является неисчерпаемым источником его силы.

Библиографический список

  1. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: учеб. пособие / Г.А. Берулава. – М.: Bысшая школа, 2003. – 64 с.
  2. Берулава, Г.А. Образ мира как мифологический смысл: учеб. пособие для вузов / Г.А. Берулава. – М.: Педагогической общество России, 2001. – 46 с.
  3. Bласова, О.Г. Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход // Известия Tаганрогского государственного радиотехнического университета. Tематический выпуск «Психология и педагогика». – 2006. – №1.
  4. Забродин, Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002. – 360 с.
  5. Кабаченко, T.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / T.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
  6. Кабрин, B.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. – М.: Смысл, 2005. – 248 с.
  7. Котова, И.Б. Идея личности в российской психологии: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М.: Ин-т развития личности РАО, 1994. – 42 с.
  8. Котова, И.Б., Bласова, О.Г. Реализация ресурсного подхода в контексте идей субъектности личности // Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. – Краснодар, 2005.

Источник: Котова И.Б. Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии // Гуманизация образования. 2013. №6. С. 79–83.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»