18+
Выходит с 1995 года
13 ноября 2024
Создание дружелюбной среды: профилактика буллинга в школе

Проблема буллинга, или травли, в образовательных учреждениях всегда была и остается одной из самых сложных в работе учителя и педагога-психолога. На сегодняшний день ситуация усугубляется возрастающим числом детей с особенностями поведения, а также детей-мигрантов, обучающихся в обычных классах общеобразовательных организаций.

На семинаре по апробации Руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан, разработанного при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» 27 октября 2022 года экспертами в сфере детства, обсуждались вопросы социальной интеграции детей из семей иностранных граждан в школьное сообщество и связанные с ней проблемы профилактики буллинга.

Буллинг — всегда групповой процесс

Елена Николаевна Волкова, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО (г. Москва) и директор научно-образовательного центра «Психология одаренных подростков» Мининского университета (г. Нижний Новгород), обратила внимание участников семинара на то, что в практике мы обычно рассматриваем ребенка, имеющего конфликт с одноклассниками, в том числе и по причине принадлежности к другой культуре, либо с позиции жертвы, либо с позиции обидчика. Но, помимо взаимоотношений обидчика и жертвы, процесс буллинга включает в себя взаимодействие нескольких групп детей, находящихся в разных ролевых позициях — сочувствующих жертве, защитников жертвы, помощников обидчика, наблюдателей.

«Когда в школу приходит группа ребят, 5–6 человек, объединенных общим языком и культурой, они часто создают микрогруппу, в которой есть агрессор и его помощники. Помощники буллера характеризуются особой мотивационной структурой, и специалистам — учителям, психологам, социальным педагогам — важно понимать социально-психологические и личностные особенности этих детей, характер их отношений с обидчиком. На понимании этих особенностей строится профилактика буллинга», — объясняет Елена Волкова.

Эксперт отметила, что в руководстве авторами представлены характеристики различных групп участников буллинга, а также направления работы специалистов образовательного учреждения с этими группами.

Не будите лихо, пока оно тихо

Помимо того, что буллинг — процесс групповой, это еще и процесс группового экспериментирования. Елена Николаевна Волкова замечает, что наличие каких-либо особенностей у ребенка может стать пусковым механизмом, приводящим к буллингу при определенных условиях.

«Появление в классе нового ребенка другой национальности, говорящего на другом языке, имеющего особенности поведенческих реакций или особенности внешнего вида, является триггером агрессии со стороны одноклассников или более старших школьников. Такой ребенок вызывает интерес и обязательно будет “протестирован” на то, насколько он соответствует нормам группы, класса, как себя поведет в той или иной ситуации. Это не обязательно станет случаями буллинга. Однако мы стремимся провести профилактические мероприятия даже тогда, когда случаев буллинга в нашей школе нет. И если рассказать детям, любопытным исследователям и прекрасным экспериментаторам, что такое буллинг, — они непременно захотят попробовать. Поэтому мы говорим о том, что профилактика буллинга должна быть адекватной ситуации в школе и классе, профилактика должна разворачиваться на соответствующем ситуации уровне действий», — говорит эксперт.

Анна Валериевна Ермолаева, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, подчеркивает, что на первом уровне профилактики буллинга о нем следует говорить с детьми корректно, грамотно подбирая терминологию с опорой на результаты научных исследований.

В руководстве, по мнению специалистов, показано, какие действия должен предпринимать специалист школы в соответствии с уровнем профилактики буллинга. Приведена схема комплексных воздействий на разных уровнях профилактики как продукт обобщения научного знания, практической работы психологов и педагогов из разных регионов Российской Федерации, что представляет особую ценность рекомендаций.

Групповое явление — групповой ответ!

Поскольку буллинг является групповым процессом, для его профилактики необходима грамотно организованная командная работа специалистов образовательной организации.

«Но, когда мы работаем вместе, это не значит, что мы работаем командой. Как показывает опыт, педагогов в школе надо научить командной работе, и это вызов для педагогического сообщества, сообщества высшей школы и системы повышения квалификации», — говорит Е.Н. Волкова.

А.В. Ермолаева отметила, что формирование и взаимодействие междисциплинарной команды зависит от специфики буллинговой ситуации и корректируется в зависимости от тематики запроса. «Степень выраженности буллинга может быть разной. Иногда необходимо привлечение правоохранительных органов, но бывают ситуации, когда достаточно взаимодействия администрации, педагогов и родителей», — считает эксперт.

Участники дискуссии резюмировали, что в руководстве представлена методически проработанная междисциплинарная модель междисциплинарного взаимодействия, подробно описывающая алгоритм действий, мероприятий по профилактике буллинга в образовательной организации, в том числе, в ситуациях буллинга по национальному и межэтническому признаку.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»