
Доктор психологических наук, профессор.
Ведущий научный сотрудник Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Международного общества по предотвращению насилия над детьми (ISPCAN).
Заместитель главного редактора журналов «Психология человека в образовании», «Вестник Мининского университета», «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». Член редколлегий журналов «Воспитание школьников», «Гаудеамус», член редсовета журнала «Вестник практической психологии образования».
В 1981 г. закончила Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Субъектность как интегративное свойство личности педагога», в 1998 г. — докторскую диссертацию на тему «Субъектность педагога: теория и практика».
с 1994 г. по 1999 г. возглавляла кафедру психологии Нижегородского института развития образования.
С 1998 г. работает с проблемой защиты детей от насилия.
В 1999 г. организовала и до 2016 г. возглавляла общественную организацию «Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости».
С 2003 г. руководит исследованиями в области профилактики фетального алкогольного синдрома и алкогольного поведения женщин.
С 2007 по 2010 гг. выступала организатором подготовки специалистов ряда стран Восточной Европы (Эстонии, Грузии, Белоруссии) для работы с кризисными ситуациями насилия над детьми. В составе международного исследовательского коллектива (8 университетов США, Великобритании, Австралии, Южно-Африканской республики, Египта, Колумбии) выступала автором-разработчиком международных исследовательских инструментов группы ICAST для оценки распространенности насилия над детьми. В 2013 году являлась модератором организации бесконфликтного развития системы защиты детей в странах Закавказья (Грузия, Армения, Азербайджан).
Выступала независимым экспертом по подготовке материалов для Международного общества предотвращения насилия над детьми (ISPCAN) о состоянии проблемы в России. В настоящее время — руководитель российско-белорусского проекта по развитию системы защиты детей от насилия.
Руководитель и исполнитель российских и международных проектов научно-исследовательского и прикладного характера (фонды Soros-Foundation, Open Society, UBS OF, OAK Foundation, CDC- NIH, РГНФ, РФФИ, РНФ) по проблемам асоциального детства, агрессивного поведения, подросткового буллинга и кибербуллинга, психологии одаренных детей, психологической службы образования и организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, психологии учителя.
Преподавала в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (профессор, проректор по научной деятельности, директор Института психологии), Санкт-Петербургском государственном университете (профессор факультета психологии), Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (директор Института психологии, профессор кафедры психологии развития и образования).
Области научных интересов:
- проблема насилия и жесткого обращения с детьми
- психология профессионализма
- развитие субъектности человека в онто-и профессиогенезе
- алкогольное поведение женщин детородного возраста
Под руководством Е.Н. Волковой защищено более 20 кандидатских диссертаций.
Читает курсы:
- Психология развития
- Психология общения
- Социальная психология
- Психология личности
- Педагогическая психология
- Психология учителя
- Психология тренинга в образовательном процессе
- Психология насилия и жестокого обращения с детьми
- Психология подросткового буллинга
- Психология девиантного поведения
Основные публикации: более 120 работ, включая 12 монографий, учебников и учебных пособий, в том числе
- Волкова Е.Н. Психология субъектности педагога. Монография. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2001. - 272 с.
- Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. - М.: Высшая школа, 2007. - 341 с.
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. - М.: Экон-Информ, 2009. - 246 с.
- Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения / под ред. Е.Н. Волковой. - СПб: Книжный дом, 2011. - 382 с.
- Волкова Е.Н., Суворова О.В. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи. - Нижний Новгород: НГПУ, 2012. - 246 с.
- Волкова Е.Н. Шестнадцать лекций о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми: электронное учебное издание комбинированного распространения. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013.
- Волкова Е.Н., Исаева О.М. Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика. - Нижний Новгород, 2015. - 290 с.
- Волкова Е.Н. Когнитивно-поведенческая терапия травмы в работе с детьми, пережившими насилие и жестокое обращение. - Нижний Новгород: НИУ РАЕХиГС, 2016.
- Волкова Е.Н., Исаева О.М. Программы подготовки и повышения квалификации специалистов для работы со случаями насилия и жестокого обращения с детьми: монография. - СПб: Нестор-История, 2016.
- Волкова Е.Н., Исаева О.М. Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика. - Нижний Новгород, 2015.
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Гришина А.В., Исаева О.М., Скитневская Л.В. Проблема насилия над детьми: поиски и решения: монография. - М.: Флинта; Нижний Новгород: Изд-во Мининского ун-та, 2017.
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Скитневская Л.В. Подростковый буллинг: результаты теоретических и эмпирических исследований: монография. - Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017. - 94 с.
- Волкова Е.Н., Гришина А.В. Психологические особенности игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте. Монография. - Нижний Новгород: Изд-во Мининского университета; М.: Флинта, 2020. - 188 с.
- Волкова Е.Н., Волкова И.В. Психология подросткового буллинга: монография. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. - 206 с.
- Zolotor A.J., Runyan D.K., Dunne M.P., Jain D., P?turs H.R., Ramirez C., Volkova E., Isaeva O., Deb S., Lidchi V., Muhammad T. Ispcan child abuse screening tool children's version (icast-c): instrument development and multi-national pilot testing // Child Abuse & Neglect. 2009. Т. 33. №11. С. 833-841.
- Dunne M.P., Dunne S.K., Macfarlane B., Zolotor A.J., Runyan D.K., Andreva-Miller I., Mamyrova N., Choo W.Y., Gerbaka B., Isaeva O., Volkova E., Jain D., Kasim M.S., Ramirez C., Youssef R. Ispcan child abuse screening tools retrospective version (icast-r): delphi study and field testing in seven countries // Child Abuse & Neglect. 2009. Т. 33. №11. С. 815-825.
- Runyan D.K., Dunne M.P., Choo W.Y., Macfarlane B., Zolotor A.J., Madrid B., Jain D., Gerbaka B., Menick D.M., Andreva-Miller I., Kasim M.S., Isaeva O., Volkova E., Ramirez C., Youssef R.M. the development and piloting of the ispcan child abuse screening tool-parent version (icast-p) // Child Abuse & Neglect. 2009. Т. 33. №11. С. 826-832.
- Balachova T., Bonner B., Chaffin M., Bard D., Isurina G., Tsvetkova L., Volkova E. Women's alcohol consumption and risk for alcohol-exposed pregnancies in Russia // Addiction. 2012. Т. 107. №1. С. 109-117.
- Волкова Е.Н., Беляева С.И. «Тревожная оценка перспектив» и психологическое благополучие одаренных подростков // Сибирский психологический журнал. 2021. №80. С. 91-106.
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия в России с помощью ретроспективного опроса молодежи // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. №2. С. 166-182.
- Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. №3. С. 49-63.
- Андронникова О.О., Волкова Е.Н. Аналитический обзор зарубежных публикаций по проблеме суицидального и аутодеструктивного поведения детей и подростков // СМАЛЬТА. 2020. №3. С. 5-24.
- Волкова Е.Н., Митицина Е.А. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 6.
- Волкова Е.Н., Волкова И.В. Социально-психологические и личностные особенности подростков — свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. №4. С. 10.
- Волкова Е.Н., Цветкова Л.А., Волкова И.В. Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга //Сибирский психологический журнал. 2019. №74. С. 88-100.
- Balachova T., Shaboltas A., Nasledov A., Chaffin M., Batluk J., Bohora S., Bonner B., Bryant K., Tsvetkova L., Volkova E. Alcohol and HIV Risk Among Russian Women of Childbearing Age // AIDS and Behavior. 2016. Vol. 7. P. 1-11.
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространённости насилия над детьми // Социальная психология и общество. 2016. T. 7. №2. С. 19-34.
- Volkova I., Skitnevskaya L., Volkova E., Tsvetkova L., Vereitinova T., Dmitrieva V. Positive socialization of young people: problems and modern technologies for their solutions // International Journal of Psychology. 2016. Т. 51. №S1. С. 484.
- Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. №3. С. 49-63.
- Волкова Е.Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. №197. С. 52-62.
- Волкова Е.Н., Коржова Е.Ю. Воспитательный смысл педагогической оценки // Воспитание школьников. 2019. №7. С. 54-61.
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Риски и профилактику деструктивного поведения обсудили на конференции
- Создание дружелюбной среды: профилактика буллинга в школе
- Отношение к себе подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье
- В Москве состоялась конференция о защите прав и интересов детей
- Влияние семьи и школы на формирование личности детей
- Асоциальное поведение несовершеннолетних. Итоги конференции
- О психологических исследованиях в образовании
- Проблемы психологии образования. Методы работы педагога-психолога