18+
Выходит с 1995 года
16 ноября 2024
Личностная зрелость и профессионализм практического психолога

Стремительный поток современной жизни ставит перед человеком все новые задачи, соответственно, появляются и новые проблемы, которые необходимо разрешить, чтобы жить дальше. Сегодня профессия психолога становится массовой и проникает во все уголки общественной жизни. Поэтому в процессе профессионального становления специалиста ему важно научиться ориентироваться как в традиционных проблемах психологии, так и в проблемах современной жизни, чтобы подготовиться к самостоятельному успешному решению тех из них, которые неизбежно появляются на профессиональном пути каждого психолога вне зависимости от его специализации.

Содержание профессиональной подготовки психолога становится предметом многих дискуссий. Профессия психолога, из круга профессий «человек — человек», примечательна тем, что она находится «на стыке» всех наук о человеке и предполагает изначально интерес к внутреннему миру личности, чтобы на основе этого познания изменяться самому и помогать изменяться другим (Панферов 2020). Профессионально-личностный портрет психолога многогранен, он включает наличие базовых знаний из области общественных и естественных наук, необходимые способности (характеристики внимания, памяти и мышления; коммуникативные и ораторские способности, способность к самоконтролю), значимые интересы и склонности (склонность к сопереживанию; любознательность), необходимые личностные качества (высокий уровень личной ответственности; инициативность; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, целеустремленность, интуиция, эрудированность). Препятствуют эффективной профессиональной деятельности психолога эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, замкнутость, нерешительность, ригидность мышления; низкий уровень интеллектуального развития; низкий уровень психологической культуры (Шмелева 2010).

В данном профессионально-личностном портрете тесно переплетаются профессиональные и личностные качества специалиста-психолога. Очень часто профессия понимается как некий социально фиксированный трудовой пост. Более глубоко профессия может пониматься как способ бытия, отношения к реальности, построения своей деятельности, т.е. как активность субъекта. Второе понимание профессии как нельзя близко для характеристики помогающих профессий, к которым относится и профессия психолога. Для настоящего психолога работа — это его жизнь. Помимо того, что каждый человек стихийно сам себе психолог, профессиональный психолог (и теоретик, и практик) воспринимает мир и людей в мире, а также самого себя осознанно, исходя из тех или иных методологических и теоретических позиций. Практический психолог осуществляет помощь другим, в первую очередь, своей собственной личностью. Отсюда ясно, какие высокие требования предъявляются к личности психолога.

Несмотря на значимость содержательно-технологической стороны подготовки психологов, имеет значение развитие их профессиональной субъектности, личностной сферы в целом (Цветкова, Волкова, Коржова и др. 2017). Психолог, работающий с личностью, должен и сам быть личностью, зрелой и продуктивной. В настоящее время при подготовке практических психологов большое внимание уделяется становлению профессиональной идентичности, эмоциональной сфере и процессам смыслообразования (Mele, Español, Marsico 2021). Профессиональное становление практикующего психолога сейчас тесно связывается с его личностным ростом, что отражается в различных технологиях обучения (McEwan, Tod, Euban et al. 2019).

Субъектные характеристики

В нашем исследовании жизненных ориентаций студентов — будущих психологов была выявлена тенденция к росту субъектности на протяжении обучения в вузе (Коржова, Артемьева, Веселова и др. 2018). На первом курсе наиболее ярко выражены трансситуационная изменчивость (склонность изменяться, попадая в новые жизненные ситуации) и трансситуационная подвижность (склонность к поиску новых жизненных ситуаций). От курса к курсу уровень трансситуационной изменчивости снижается, тогда как растет уровень трансситуационной подвижности. Такая тенденция характеризует постепенный выход из самозамкнутости и рост интереса к новым жизненным обстоятельствам. При этом растет уровень трансситуативной направленности освоения внутреннего мира, что можно связать с началом сознательного целенаправленного самосовершенствования.

Данные субъектные характеристики имеют непосредственное отношение к профессиональной специфике, поскольку отмечен ряд достоверных различий по этим показателям при сравнении студентов, осваивающих разные профессии. Так, по сравнению с будущими психологами будущие художники, стремящиеся по-своему осмыслить все, что происходит в мире, больше склонны к освоению внутреннего мира, а будущие медики, выбравшие профессию с выраженной практической направленностью, меньше склонны к самоизменениям (Коржова, Артемьева, Веселова и др. 2018). Профессиональные установки включаются в общие жизненные установки и ценности (Цветкова, Волкова, Коржова и др. 2017).

Субъектные характеристики студентов — будущих психологов взаимосвязаны с показателями самоотношения и смысложизненных ориентаций, а также с показателями рефлексии, в отличие от субъектных характеристик студентов, осваивающих другие профессии. Это указывает на опосредованность их субъектной активности. Их стремление к самосовершенствованию связано с психологической автономностью и позитивным взглядом на природу человека, что отражает явный интерес к человеку в целом. Вместе с тем, стремление к самосовершенствованию и самодостаточности, а также чрезмерно позитивный взгляд на природу человека могут иметь разные последствия для формирования зрелости личности психолога, которая связана и с его морально-нравственным уровнем.

Психологический портрет студента — будущего психолога характеризуют умеренный уровень общей субъектности, высокий уровень жизненного творчества (как правило, тип «преобразователь» или «гармонизатор»). По мере овладения профессией усиливается тенденция направленности на внешний мир, при этом пробы и ошибки личных самоизменений сменяются целенаправленным самосовершенствованием. Субъектность будущего психолога опосредуется стремлением к самоутверждению и развитой рефлексией.

Нравственные характеристики

Зрелость личности психолога связана и с его морально-нравственным уровнем. Важной проблемой обеспечения моральной надежности представителей помогающих профессий является соответствие уровня нравственности средним этическим стандартам в социуме, тогда как как этические стандарты помогающих профессий гораздо выше. Так возникает феномен двойного этического стандарта. Не случайно эмоциональное выгорание, тесно связанное с мировоззренческими позициями профессионала, часто бывает именно у специалистов помогающих профессий (Веселова 2002). Среди основных профессионально важных качеств психолога выделяется просоциальная направленность, понимаемая как ценностная диспозиция личности к оказанию помощи окружающим. Вместе с тем, эмпирическое исследование первокурсников свидетельствует о незрелости их мировоззрения в этом аспекте (Кузьменкова, Веселова 2017).

Практический психолог сегодня — массовая профессия. Происходящие трансформации психологической практики, вызванные нарастанием цифровизации образования, расширением процессов инклюзии и интеграции, а также условиями пандемии, порождают острые психологические проблемы, требующие этико-деонтологического осмысления. В этих сферах пока нет хорошо осмысленного опыта. Поэтому сегодня по-прежнему регламентация психологической практики осуществляется с опорой на проект Этического кодекса, который был обсужден и принят на III съезде психологов Российской Федерации (Этический кодекс педагога-психолога 2003).

Тема этической регламентации профессиональной деятельности практического психолога является обязательной в программах подготовки студентов. Однако к разнообразию функций психолога невозможно применять каждый раз общие этические принципы таким образом, чтобы эффективно разрешать все трудные ситуации. Такие виды профессиональной деятельности психолога, как просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, могут эффективно осуществляться на ролевом уровне при хорошем знании и исполнении профессиональных обязанностей, которые в современных социальных условиях постоянно трансформируются. Консультирование требует более глубокого личностного включения в профессиональное взаимодействие и соответствующих качеств личности. На ролевом уровне психологическими механизмами соблюдения этических норм выступают внешние мотивы моральной регуляции (знание требований кодекса и опасение административных санкций за негативные последствия). Для исполнения профессиональных обязанностей на личностном уровне требуются другие психологические механизмы — внутренняя мотивация морального поведения (понимание значимости помощи для клиента, значимость голоса совести, экзистенциальный смысл профессионального взаимодействия).

Соответствующая ролевому уровню этическая регуляция профессионального взаимодействия основывается на моральной ответственности специалиста перед клиентами, коллегами и социумом. Часто выход из ситуации морального выбора предполагает взаимоисключающие и отнюдь не безупречные с моральной точки зрения решения (Форман, Роулз 2004). В ситуации моральной дилеммы кто-нибудь да пострадает: либо клиент или его родственники, либо сам специалист, либо будут нарушены какие-либо законодательные установления. В этом случае решить вопрос может только человек с нравственно зрелой личностью, обладающий индивидуальным опытом и моральной надежностью.

Проблема нравственного воспитания студенчества очень актуальна в связи с нравственным кризисом нашего общества в целом (Журавлев, Юревич 2012). Формирование нравственности личности студентов в процессе обучения должно осуществляться разными способами:

  • усилением внимания к исторически сложившимся, культурно обусловленным способам — к чтению художественной литературы, организацией разного рода мероприятий духовно-нравственной направленности и т.д.;
  • реализацией специальных курсов формирования нравственного компонента коммуникативных умений. Этические категории «добра» и «зла» («хорошо» и «плохо») осваиваются человеком в форме опыта переживаний и принятия решения в социальных ситуациях морального выбора.

В рамках программ вузовского обучения возможно эффективно реализовать специальные курсы по формированию нравственного компонента коммуникативных умений при помощи специальной технологии «погружения» в ситуации морального выбора и организации группового обсуждения предлагаемых моральных дилемм различного содержания, как житейского, так и профессионального характера. В процессе группового обсуждения осознаются индикаторы нравственного неблагополучия личности, проявляющиеся в высказываниях студентов.

Выводы

Вышесказанное показывает, что в становлении личности психолога субъектный и морально-нравственный уровни играют значительную роль. Зрелые субъектные характеристики отличаются творческой направленностью жизнедеятельности, опосредованной рядом показателей самоотношения. Профессия, воспринимаемая как способ бытия, способствует высокому уровню жизнедеятельности, включающему творческую самореализацию в профессии и карьере.

Психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика могут эффективно осуществляться на ролевом уровне. Психологическими механизмами соблюдения этических норм для адекватного достижения целей деятельности выступают внешние мотивы моральной регуляции. Консультирование требует более глубокого личностного включения в профессиональное взаимодействие, наличия внутренней мотивации морального поведения.

Таким образом, основными качествами личности, характеризующими профессиональную зрелость психолога и способность действовать как на ролевом, так и на личностном уровнях профессионального функционирования, являются творческая направленность субъектной позиции, развитость нравственного сознания, сформированность внутренней мотивации нравственного выбора в жизненных ситуациях. В целом, чем более зрелой становится личность психолога, тем более глубок его профессионализм.

Литература

  1. Веселова, Е. К. (2016) Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб: СПбГУ, 316 с.
  2. Журавлев, А. Л., Юревич, А. В. (2012) Нравственные проблемы современной России (вместо введения). В кн.: А. Л. Журавлев (ред.), Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Институт психологии РАН, с. 5–21.
  3. Коржова, Е. Ю., Артемьева, В. А., Веселова, Е. К. и др. (2018) Жизненные ориентации современных студентов (на примере будущих психологов). Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, № 3 (45), с. 18–23.
  4. Кузьменкова, М. О., Веселова, Е. К. (2017) Мировоззренческие убеждения студентов-психологов I курса и их представления о будущей профессии. В кн.: Е. Ю. Коржова, А. В. Микляева (ред.), Сборник VII Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей», часть 2. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 54–58.
  5. Панферов, В. Н. (ред.), (2020) Введение в профессию: психолог. М.: Юрайт, 291 с.
  6. Форман, Н., Роулз, Р. (2004) Этические проблемы в психологии: британский опыт. Психология. Журнал ВШЭ, т. 1, № 1, с. 110–123.
  7. Цветкова, Л. А., Волкова, Е. Н., Коржова, Е. Ю. и др. (2017) Профессиональное становление педагога-психолога: между образовательным и профессиональным стандартом. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки, № 10, с. 83–95.
  8. Шмелева, И. А. (2010) Введение в профессию. Психология. М.: Эксмо, 270 с.
  9. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования. (2003). [Электронный ресурс]. URL: http://practic.childpsy.ru/ethics/ (дата обращения 01.08.2021).
  10. McEwan, H. E., Tod, D., Euban, M. (2019) The rocky road to individuation: Sport psychologists’ perspectives on professional development. Psychology of Sport and Exercise, vol. 45. DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.101542
  11. Melea, E., Español, A., Carvalho, B. et al. (2021) Beyond technical learning: Internship as a liminal zone on the way to become a psychologist. Learning, Culture and Social Interaction, vol. 28. DOI: 10.1016/j.lcsi.2020.100487

Источник: Коржова Е.Ю., Веселова Е.К. Личностная зрелость и профессионализм практического психолога // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 277–283. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-33

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»