16+
Выходит с 1995 года
25 мая 2024

Кто есть кто

Борис Даниилович Эльконин

Борис Даниилович Эльконин

12.03.1950 - 14.11.2023

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующий лабораторией психологии младшего школьника Психологического института РАО. Заместитель председателя диссертационного совета и член диссертационного совета при ПИ РАО. Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета.

Президент Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО). Ректор Открытого института «Развивающее образование». Главный редактор журнала «Культурно-историческая психология», член редсовета журнала «Вопросы психологии».

В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль знакового опосредствования в процессе решения задач “на соображение”», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Введение в психологию развития».

Представитель школы Л.С. Выготского.

С 1972 г. работал в лаборатории психологии детей младшего школьного возраста ПИ РАО.

В 1993 г. стал заведующим лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО, в настоящее время заведует лабораторией психологии младшего школьника.

С 1998 г. - руководитель коллектива и вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения. В 1999 году начала работать программа «Развивающее обучение в подростковой школе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)».

В 2000 г. Б.Д. Эльконин стал руководить экспериментальными площадками Международной ассоциации развивающего обучения по разработке системы развивающего обучения в подростковой школе (6-9 классы).

С 2011 г. - главный эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Автор многочисленных публикаций по педагогической, возрастной, детской психологии, психологии теории и практики образования, психологии развития и творческого мышления.

Наиболее значимые публикации:

  • Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций / Б.Д. Эльконин. М.: Аuthors Club, 2022. 332 с.
  • Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада: материалы XXVII научно-практической конференции, Красноярск, ноябрь 2020 г. / ред. Эльконин Б.Д., Новопашина Л.А. Красноярск: Ин-т психологии практик развития, 2021. 136 с.
  • Посредническое действие: функциональный генез и онтогенез / Б.Д. Эльконин // Практики развития: теоретические и технологические решения и вопросы в цифровую эпоху. Материалы XXVI научно-практической конференции. Красноярск, . 2020. С. 24-28.
  • Событие Действия (Заметки о развитии предметных действий II) / Б.Д. Эльконин // Культурно-историческая психология. 2014. №1.
  • Source and driving forces for development / Elkonin B.D. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. №11. С. 1525-1533.
  • Горизонты изучения онтогенеза / Б.Д. Эльконин. Ижевск: Ergo, 2011. 27 с.
  • Оценка результатов школьного образования: структурный подход / Нежнов П.Г., Карданова Е.Ю., Эльконин Б.Д. // Вопросы образования. 2011. №1. С. 26-44.
  • Антропопраксис: ежегодник гуманитарных исследований. Т. 2 / ред. Б.Д. Эльконин. Ижевск: ERGO, 2010. 217 с.
  • Опосредствование. Действие. Развитие / Б.Д. Эльконин. Ижевск: ERGO, 2010. 279 с.
  • Педагогика развития: условия целеполагания и результативности / Б.Д. Эльконин // Педагогика развития: проблема образовательных эффектов, Красноярск, 2004.
  • Идея развития антропологической практики / Б.Д. Эльконин // Архе. 2004. №5.
  • Действие как единица развития / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 2004. №1. С. 358-377.
  • Идеальная форма, строение действия, содержание образования / Б.Д. Элькинин // Педагогика развития: проблема образовательных эффектов. Красноярск, 2000.
  • Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты / Б.Д. Эльконин // Педагогика развития: проблема образовательных эффектов. Красноярск, 1998.
  • Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. 167 с.
  • Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 24-32.
  • Л.С. Выготский – Д.Б. Эльконин: знаковое опосредование и совокупное действие / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. №1.
  • О способе опосредования решения задач на соображение / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии.1971. №11.

Награды:

  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Воспоминания

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»