Кто есть кто
Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер
Доктор медицинских наук, профессор.
Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Профессор кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Почётный президент общественной организации «Психическое здоровье детей и подростков». Основатель и член Координационного Совета Санкт-Петербургской Гильдии тренинга и психотерапии, член Координационного Совета Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), председатель Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов. Почетный директор Клуба друзей кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
Заместитель главного редактора журнала «Психическое здоровье детей и подростков», член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2018).
В 1961 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, в 1962 г. перевелся в 1-й Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова, который закончил в 1967 г. С 1967 по 1968 г. обучался в интернатуре по психиатрии в 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П. Павлова на базе Республиканской психиатрической больницы Марийской АССР в г. Йошкар-Оле. С 1970 по 1975 г. обучался в клинической ординатуре и аспирантуре по психиатрии в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Обучался в Лондоне в Центре Анны Фрейд и в Институте Групп-анализа. Прошел обучение на семинарах корифеев семейной психотерапии и аналитической психодрамы В. Сатир, К. Витакера, К. Хааланд, А. Куклина, Д. Г. Барнс, Д. Физии, Д. Киппера, Г. Лейтц.
В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте», в 1994 г. – докторскую диссертацию на тему «Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах».
Работал эпилептологом, участковым психиатром в Республиканском психоневрологическом диспансере МАССР, цеховым психиатром в лечебно-трудовых мастерских психоневрологического диспансера Ждановского района г. Ленинграда. После окончания ординатуры работал в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева младшим научным сотрудником.
С 1982 г. работал в СПбМАПО (с октября 2011 г. преобразована в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова) в должностях ассистента, доцента, профессора. В 1990 г. основал и возглавил курс детско-подростковой психотерапии, в 2002 году после создания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии стал ее заведующим.
Сфера научных интересов: психосоматические соотношения, когнитивные стили и сценарии, уровень и структура проявлений агрессивности у детей и подростков, индивидуальная аналитическая психотерапия, групповая аналитическая психотерапия (аналитическая психодрама), аналитико-системная семейная психотерапия.
Один из основоположников семейной психотерапии (наравне с В.К. Мягер и А.И. Захаровым) и онтогенетически ориентированной индивидуальной и групповой психотерапии в СССР и России.
В результате проведенных исследований сформулировал концепцию патологизирующего семейного наследования.
Создатель ряда методов кратко- и долгосрочной групповой психотерапии детей, подростков и взрослых. Совместно с Н.В. Александровой разработал модели краткосрочной аналитической психодрамы и аналитико-системной семейной психотерапии. В своей учебной, научной и лечебной работе интегрировал психоаналитический, онтогенетический, системный и нарративный подходы, на основании которых сформулировал концепцию «патологизируюшего семейного наследования».
Автор и соавтор 6 методов психологической диагностики, среди которых «Аутоидентификация и идентификация по словесно-характерологическим портретам», «Предпочитаемый тип симпатии» («ПТС»), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» («АСВ»), проективный тест «Возраст. Пол. Роль» («ВПР»). Соавтор методов групповой психотерапии «Теплые ключи» и аналитико-системной семейной психотерапии.
Соавтор первой в СССР монографии по семейной психотерапии «Семейная психотерапия» (1990) и монографии «Психология и психотерапия семьи» (1999).
Под руководством Э.Г. Эйдемиллера защищены 14 кандидатских и 1 докторская диссертации.
Автор 180 публикаций, в том числе 8 монографий. Основные работы:
Учебные:
- Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Психотерапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т. 1. – С. 97-148.
- Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т. 1. – С. 149-232.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
- Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Речь., 2007. – 400 с.
- Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Речь. – 2010. – 425 с.
Научные:
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.– 656 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи // Российский семейный врач. – 2005. – Т. 9. – № 2. – С. 16-21.
- Эйдемиллер Э.Г. Групповая психотерапия в контексте мировой культуры // Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал. – 2005. – № 2. – С. 45-55.
- Эйдемиллер Э.Г. Современная нарративная психотерапия // Психическое здоровье. Ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. – 2008. – № 5. – С. 62-67.
- Эйдемиллер Э.Г. Духовное измерение психотерапии и психотерапия духовностью // Психотерапия. – 2010. – № 2. – С. 53-60.
Интервью в «Психологической газете»:
Награды:
- лауреат премии «Золотой Хирон» за выдающиеся достижения в области отечественной медицинской (клинической) психологии (2020)
В 1965 году Э.Г. Эйдемиллер вошел в неофициальную группу художников «Санкт-Петербург», организованную М. Шемякиным. Работает в парадигмах когнитивного фигуративизма и метафизического синтетизма. В создании своих работ он идет от мысли к образу. На формирование его стиля оказало влияние творчество Михаила Шемякина, Джорджо де Кирико и Фернана Леже.
В 1966 году была подготовлена выставка работ М.Шемякина, Э.Эйдемиллера и В.Иванова, но разрешено было выставить только работы М.Шемякина. С 17 по 28 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге состоялась персональная выставка графических работ «Семья: между небом и телом» Э.Г. Эйдемиллера.
Экзистенциальное интервью:
1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?
Миссия психологии в современном мире – помогать людям в понимании самих себя и друг друга.
2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?
Научиться питаться грамотно, вкусно, аккуратно в компании умных, приличных и интересных людей. Пусть молодые психологи расшифруют эту метафору.
3. Что такое любовь для Вас?
Этот вопрос самый сложный, на который человечество пытается ответить с момента зарождения всего живого. Мне импонируют слова Перси Биши Шелли: «Любовь – это выход за пределы своего «Я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке».
4. Как Вы относитесь к смерти?
Как к тому, что неминуемо.
5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?
Самое главное в моей жизни – это обретение кредо: «Любить и быть любимым». А также обретение кредо профессионала: «Знать, что делаешь и с какой целью».
- «Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология», учебник для вузов (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.), номинант
- «II Всероссийская научно-практическая конференция "Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп"», 4 - 5 февраля 2019 года, Санкт-Петербург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2019 г.), номинант
- «Метафора жизненного пути в психотерапии детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами», учебное пособие (в номинации «Психологический инструмент года», 2016 г.), номинант
- «II съезд психотерапевтов и консультантов СЗФО РФ "Индивидуальные и групповые стратегии преодоления кризисов в жизни, в профессии и в социуме"», (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2010 г.), лауреат
- Сергей Александрович Игумнов, 26.11.2019