16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Функционирование семьи и речевое развитие дошкольников

Введение

Интерес к данной теме возник в связи с результатами наших предыдущих исследований (Русанова, Конева 2016). В ходе изучения связи характеристик семейного функционирования и развития речи дошкольников, проживающих в городе и селе, мы обнаружили, что стиль воспитания ребенка по типу «Гипопротекция» (выявляемый с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) связан положительной корреляционной связью с рядом характеристик речевого развития, а также с уровнем развития речи в целом. Причем это касается только детей городской местности и не свойственно детям, проживающим в селе. Этот, казалось бы, парадоксальный факт отражает один из компонентов системы, образуемой микро- и макросредовыми условиями психического развития. Дети, живущие в городе, имеют возможность скомпенсировать недостаток родительского внимания общением со сверстниками и другими взрослыми (не родителями), посещением мероприятий и дополнительных занятий, для чего в городе созданы лучшие, чем в селе, условия. Гипопротекция, кроме того, стимулирует детей к такого рода социальному функционированию.

В городских и сельских условиях различное влияние на развитие детской речи оказывают и другие особенности семейных отношений. Так, конфликтная семейная атмосфера, вербальная агрессия, воспитательная непоследовательность и низкая требовательность к ребенку негативно влияют на речевое развитие детей только в семьях, проживающих в городе. А неуверенность родителей как воспитателей, чрезмерный контроль поведения ребенка — лишь в семьях, проживающих в сельской местности. Следовательно, влияние факторов макросреды (городские или сельские условия) на психическое, в том числе речевое, развитие детей опосредовано факторами микросреды, а именно особенностями семейного уклада (Русанова 2016).

Таким образом, особенности внутрисемейных отношений представляют интерес как одна из детерминант развития речи детей и обусловливает продолжение соответствующих исследований.

При этом мы отдаем себе отчет, что психологические механизмы речевого развития отличаются системным характером и не сводятся к социально-психологическим влияниям. Речь представляет собой такую психологическую функцию, в которой генотип-средовое взаимодействие складывается при высоком влиянии именно генетических факторов. Благоприятные генетические предпосылки могут быть искажены и подавлены отсутствием средового подкрепления. Неблагоприятные же генетические условия относительно малочувствительны к средовому влиянию, и при наличии оптимального средового фона можно говорить лишь о компенсаторном эффекте. Тем не менее, при сходных генетических предпосылках под влиянием различных средовых условий можно ожидать существенно различающийся результат. Поэтому изучение социально-психологических факторов развития речи целесообразно и с научной, и с практической точки зрения. В частности, среди других факторов речевого развития они наиболее доступны для оптимизирующего влияния.

Материалы и методы

Нами использовались следующие методики: анкета, выявляющая сoциальнo-демoграфические характеристики испытуемых; опросник В.Н. Куницыной и Е.А. Юмкиной «Семейные oтнoшения и дoм — СОД» (Куницына, Юмкина 2015), позволяющий получить представление об особенностях межличностных отношений в семье, связях семьи с внешней социальной структурой, организации деятельности внутри семьи; для изучения особенностей речи — методика А.П. Вороновой, предназначенная для комплексного обследования состояния речевых функций. Методика диагностирует развитие у детей следующих речевых характеристик: понимание речи, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

С целью валидизации методики комплексного обследования состояния речевых функций А.П. Вороновой проведена оценка надежности методики и оценка внутренней валидности. Различия оценок речевого развития в зависимости от возраста определялись с помощью многомерного робастного (устойчивого) дисперсионного анализа. Статистически значимые различия отсутствуют: Wilks' Lambda=0,81, χ2=27,1, DF=24, p=0,30. Проводилось сравнение характера распределений оценок в группе детей 4 лет, которые составляют 86% исследованной выборки. Влияние возраста объясняет 0,7% разброса оценок речевого развития (F-statistic: 2,54 on 1 and 200 DF, p-value: 0,1125). Совпадение характера распределений оценок и отсутствие статистически значимых различий между группами детей разного возраста (4 года и 5 лет) подтверждают валидность проведенной нами адаптации оценочной шкалы для методики комплексного обследования состояния речевых функций А.П. Вороновой.

Статистическая обработка проводилась в свободном программном пакете R (R Core Team 2018). Методика «Семейные отношения и дом» заполнялась матерями, обследование речевых функций проводилось с детьми.

Результаты и их обсуждение

Исследование включало два этапа. На первом этапе выборку составили 99 детей 4-х и 5-летнего возраста; 99 родителей женского пола 23–45-летнего возраста. По результатам опросника «Семейные отношения и дом» выделилось три группы испытуемых. Выделение проводилось при помощи алгоритма k-средних. В группе 1 достигают высоких значений следующие параметры: гостеприимство, межличностные отношения, семейная атмосфера доверия. Группы 2 и 3 значимо отличались от группы 1 более низкими показателями. Группы также значимо различаются по уровню речевого развития в пользу группы 1. Это касается ряда частных показателей, а также общей (итоговой) оценки речевого развития. Таким образом, на данной выборке отчетливо проявилось, что уровень развития речи детей связан с особенностями семейных отношений и образом жизни семьи. Условно говоря, высокая «интенсивность» семейного взаимодействия, широта и активность функционирования социальных связей внутри семьи и за ее пределами положительно влияет на уровень речевого развития детей. Вероятность, что мы имеем дело именно с влиянием, а не просто со связью, достаточно высока, так как уклад жизни семьи первичен по отношению к развитию ребенка, в том числе речевому.

В продолжении исследования (втором этапе) участвовали 200 испытуемых — детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет и 200 матерей в возрасте от 24 до 48 лет. Гипотетически обнаруженная связь-влияние может распространяться и на разновозрастную выборку детей, то есть быть свойственной не только 4–5-летнему возрасту. По результатам методики «Семейные отношения и дом» в свободном статистическом программном пакете R в выборке 200 испытуемых выделились группы, аналогичные первому этапу. Другими словами, кластеризация по социально-психологическим факторам и на разновозрастной выборке детей показывает результаты, аналогичные результатам, полученным на выборке детей 4–5 лет. Выделены три устойчивых комплекса характеристик семейных отношений, которые условно можно охарактеризовать как «высокая», «средняя» и «низкая» психологическая интенсивность внутрисемейных отношений и значимости традиций общения с людьми, не входящими в семью. Выделение проводилось при помощи алгоритма k-средних (Maechler, Rousseeuw, Struyf et al. 2018; Scrucca, Fop, Murphy et al. 2016). Выделенные типы статистически различаются между собой по большинству переменных отклика и по всем группирующим переменным. Выделенные типы семейных отношений полностью независимы от учитывавшихся в исследовании социально-демографических параметров выборки, что показывает относительно высокую «чистоту влияния» на уровень развития речи исследуемых социально-психологических факторов.

Оценки речевого развития детей 2–7 лет из групп с разными особенностями семейных отношений не отличаются статистически значимо, в отличие от оценок детей 4–5 лет. Следовательно, гипотеза об универсальном характере связи развития речевых функций и образа жизни семьи не подтвердилась: влияние параметров семейного функционирования на речевое развитие детей меняется с возрастом. Группа детей 4–5 лет наиболее чувствительна к характеру семейных взаимоотношений в контексте речевого развития. Связь принадлежности испытуемых 4–5 лет к двум крайним группам, выделенным по интенсивности семейного взаимодействия и внесемейных отношений, демонстрирует таблица.

Объяснение факта уникальности возрастной группы 4–5 лет находится в двух феноменологических областях: в плоскости общего формирования психически ребенка в данном возрасте и в плоскости собственно его речевого развития. Как известно, возраст 4–5 лет не рассматривается в контексте возрастных периодизаций как отдельный этап психического развития, а является началом достаточно длительного по меркам детства этап дошкольного возраста, продолжающегося с 3–4 до 6–7 лет. Важнейшие задачи этого периода, помимо когнитивного развития, — завершение формирования суперэго, освоение ребенком социальных ролей, формирование первичного уровня идентичности, в том числе половой, усвоение моральных норм. Задачи речевого развития в данном возрасте также отличаются высокой сложностью и значимостью. Средний дошкольный возраст является уникальным в контексте речевого развития ребенка. Прежде всего, он отличается интенсивным развитием речевых функций. Наблюдается отчетливая динамика в формировании активного словарного запаса, формировании грамматических категорий и развитии связной речи. Именно в этом возрасте происходит достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей 4–5 лет возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; чем старше становится ребенок, тем большее влияние на детское речевое развитие оказывают факторы микро- и макросреды.

Другой особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Как было показано в исследованиях А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной (см. Алексеева, Яшина 2000). Следует обратить внимание на еще один важный аспект. Полиморфное нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слова, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5 лет являются важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции и о необходимости оказания логопедической помощи.

Решению всех означенных задач возрастного развития и конкретно развития речи, безусловно, способствуют те параметры, которые измеряются методикой «Семейные отношения и дом» и которые, если они высоко выражены, означают сплоченность и единство внутрисемейной деятельности, развитую культуру гостеприимства, богатые и разнообразные социальные связи, тесную связь между поколениями, наличие в семье авторитетной фигуры, регулярно повторяемые правила поведения, воспитание ответственности, честности, устойчивости перед трудностями, компромиссность поведения, доверительные отношения, высокую ценность совместного времяпровождения и получение удовольствия от него, наличие и соблюдение режима, устойчивое распределение обязанностей, комфортную эмоциональную атмосферу семьи, чувство защищенности членов семьи (Куницына, Юмкина 2015).

Содержательное уточнение характера связи и возрастных границ обнаруженной сензитивности — перспективы дальнейших исследований.

Выводы

  1. Уровень развития речевых функций детей 4–5 лет связан с параметрами семейных взаимоотношений и внесемейных связей.
  2. Связь речевого развития и семейного функционирования для других возрастных групп в рамках дошкольного возраста неочевидна.

Литература

  1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. (2000). Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 400 с.
  2. Куницына, В. Н., Юмкина, Е. А. (2015). Семейные отношения и дом (метод изучения внутрисемейных отношений). СПб: Изд-во ЛЕМА, 89 с.
  3. Русанова, Л. С. (2016) Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, с. 114–117.
  4. Русанова, Л. С., Конева, Е. В. (2016) Речевое развитие детей дошкольного возраста городской и сельской местности. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки, № 1 (35), с. 81–87.
  5. Maechler, M., Rousseeuw, P., Struyf, A., Hubert, M., Hornik, K. (2018). Сluster: Cluster Analysis Basics and Extensions. R package version 2.0.7-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cran.r-project.org/package=cluster (дата обращения 15.08.2019) (In English)
  6. R Core Team (2018). R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computingб Vienna, Austria. [Электронный ресурс]. URL: https://www.R- project.org/... (дата обращения 15.08.2019). (In English)
  7. Scrucca, L., Fop, M., Murphy, T. B., Raftery, A. E. (2016) mclust 5: clustering, classification and density estimation using Gaussian finite mixture models. The R Journal. 8/1, р.p. 205-233. [Электронный ресурс]. URL: https://cran.r-project.org/package=cluster (дата обращения 15.08.2019) (In English)

Источник: Конева Е.В., Солондаев В.К., Русанова Л.С. Функционирование семьи и речевое развитие дошкольников // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 353–359. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-43

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»